Города Австрии — Грац

Все более или менее крупные города Австрии в чём-то похожи, но каждый из них имеет свою изюминку, и город Грац не является исключением. Как и в других австрийских туристических жемчужинах, центр Граца представляет собой единый исторический памятник, однако только в этом городе никто, видимо, не задумывается над тем, как новые здания будут сочетаться с средневековыми постройками. Причём здания не просто новые, а, мягко говоря, очень неоднозначные с точки зрения даже самых смелых сторонников современной архитектуры.

Взгляд, брошенный на Грац с окрестных гор или высоты крепости Шлоссберг, непременно наткнётся на Кунстхаус - здание, похожее то ли на жука, то ли на мочалку. Да ещё к этой невиданной зверушке сбоку прилеплены подобия лифтовой шахты и трамвая. И эта сине-зелёная достопримечательность Граца стоит в окружении красных черепичных крыш средневековых домов. В таком же старинном окружении может стоять 30-этажное стеклянное офисное здание или высотный жилой дом. Сюрреализма добавляют и трамвайные линии, часто проходящие по улочкам такой ширины, что и автомобилю протиснуться было бы нелегко.

Грац был основан славянами примерно в VI веке н. э. Собственно название города - производное от слова «градец» - укрепление. Укрепление славянам не помогло - на здешние земли пришли баварцы, которые «ассимилировали» предшественников. На месте славянского укрепления пришельцы выстроили крепость. В XIII веке Грац уже имел статус города.

В Граце находилась одна из резиденций Габсбургов, а провинция, центром которой был город, дала имя целой ветви этого могущественного в Средние века семейства - трёх герцогов относят к Штирийской ветви. Во времена Габсбургов и началось процветание Граца - в город стали стремиться знать и деньги.

Грацу на протяжении всей истории удавалось избегать иностранной оккупации, однако войны всё же оставили на нём свои шрамы. Наполеон не стал тратить силы и жизни солдат на штурм неприступной крепости Шлоссберг. Захватив Вену, он пообещал разрушать город то тех пор, пока в Шлоссберг не впустят его солдат. Центральное правительство приказало жителям и гарнизону Граца подчиниться, и французы ограничились тем, что взорвали большую часть укреплений, не тронув сам город. По своему обыкновению, они заработали на Граце, заставив горожан выкупить колокольню и часовую башню Шлоссберга. Сравнительно недорого отделался Грац и во время Второй мировой войны. Англо-американские бомбардировки, в отличие от других городов Третьего рейха, сосредоточились на промышленных районах города, мало затронув исторический центр.

В новейшее время австрийский город Грац упорно боролся за получение звания Культурной столицы Европы. Своего австрийцы добились только с четвёртой попытки в 2003 году, построив тот самый Кунстхаус. Справедливости ради стоит отметить, что в Граце всё хорошо и с культурным наследием, и с культурой современной - проводятся несколько крупнейших музыкальных фестивалей, а на «Штирийскую осень» съезжаются также звёзды кино, балета, литературы и живописи. Но и вне фестивалей достопримечательности Граца ежегодно привлекают миллионы туристов.

Грац - улица Sackstrasse

В этой улице - весь Грац. Если по Sackstrasse едут навстречу друг другу два трамвая, мимо не прошмыгнуть и велосипедисту. Вместе с тем на улице есть два достаточно широких тротуара, части которых в сезон занимают столики летних кафе.

Соответствующе духу всего города выглядят магазины - на Sackstrasse можно купить современную одежду и обувь, и приобрести произведения средневекового и не очень искусства. Путеводители довольно пафосно называют эту улицу «Милей искусств», однако мили в ней нет - Sackstrasse протянулась всего на два квартала. Зато с неё можно довольно быстро добраться до многих мест, на которые стоит посмотреть в Граце - исторический центр города в целом невелик.

Музей Арнольда Шварценеггера

Строго говоря, дом-музей Шварценеггера расположен не в Граце, а примерно в 10 км от него, добираясь на автобусе, даже придётся сделать пересадку. Но каждому своё - если Зальцбург - это Вольфганг Амадей Моцарт, то Грац для масс-культуры - это Шварценеггер.

Сам дом-музей выполнен исключительно в американском стиле. Главная цель его работы - что-нибудь продать посетителю. Пивные кружки, чашки, футболки, тарелки фрисби - все с изображениями Арни или с цитатами из его ролей в кино. Можно также приобрести книги знаменитого австрийца-бодибилдера , ставшего кинозвездой и губернатором Калифорнии.

Коммерческую направленность музея подчеркивает и то, что билеты на вход в два дома, где располагается музей, никто не проверяет. Расчёт на то, что посетив домик, в котором действительно жила семья Шварценеггеров, вы перейдёте в соседний. А там, купив что-нибудь, вы отобьёте расходы на содержание музея. В одной из комнат музея воспроизведена обстановка кабинета губернатора Солнечного штата и стоит его восковая фигура.

Интересна и окружающая музей местность. Неподалёку расположено озеро Талерзее, со всех сторон окружённое лесом. Лес типично немецкий, хотя и расположен в Австрии - прозрачный, очищенный от сухостоя и кустов и вдоль и поперёк пересечённый дорожками для бега или прогулок.

Шлоссберг - крепость с которой начинался город Грац

Крепость, с которой начинался Грац, как уже было сказано, частично взорвали французы. Произошло это в 1809 году. Жителям удалось отстоять, путём уплаты значительной контрибуции, лишь два бастиона, часовую башню и часть крепостной стены.

Часовая башня, построенная ещё в XIII веке, характерна небольшой высотой и, собственно часами. Во время сооружения башни часы оборудовали лишь одной, часовой, стрелкой. Во время реконструкции часов в XVI веке добавили и минутную стрелку, однако она, в отличие от современных часов, короче часовой.

Территория замка, стараниями французских сапёров освобождённая от строений, используется с большим толком. В Шлоссберге разбит превосходный парк, работают кафе, сувенирные магазины и музей военного искусства. В тёплый сезон на территории крепости проходят концерты и театрализованные представления. Добраться до Шлоссберга можно по лестнице, на специальном фуникулёре или на лифте.

Кунстхаус - необычная достопримечательность Граца

Это здание кто-то называет «Дружественный инопланетянин», а кто-то «Синий пузырь». «Кунстхаус» - традиционное название для центров искусств в немецкоязычных странах, но Кунстхаус Граца уникален. Если у английских архитекторов, спроектировавших это здание, была цель удивить культурное сообщество, то им это в полной мере удалось. Днём Кунстхаус выглядит среди окружающей городской среды предельно инородно. Зато вечером можно полюбоваться программируемыми световыми инсталляциями - вся внешняя поверхность Кунстхауса представляет собой единый медиафасад.

Внутри здания располагаются галерея и музей современного искусства. Самое старое из выставленных на 11 000 м2 площади Кунстахуаса произведение датировано 1960 годами, поэтому ценителям Средневековья, если они рискнут заглянуть внутрь объекта, по официальной версии являющегося «мостом между прошлым и будущим», вряд ли придётся хоть раз замереть от восхищения.

Ратуша Граца

Здание городской ратуши моложе окружающих его домов - оно перестроено в конце XIX века. Нарядное четырёхэтажное строение выполнено в стиле неоклассицизма с наличием соответствующих башен, портала у входа и многочисленных украшений. Это третья реинкарнация главного здания местного самоуправления. Первую версию снесли из-за тесноты, над второй потрудились солдаты Наполеона. Новое здание построили достаточно быстро, но горожанам оно не нравилось, и после 80 лет дискуссий была проведена реконструкция, сохранившая лишь внешнюю конфигурацию Ратуши.

Внутри картина типична для муниципальных зданий австрийских городов. Максимально сохранены старинные интерьеры, в которых параллельно работают органы местной власти, проводятся экскурсии и торжественные церемонии бракосочетаний.

Площадь перед Ратушей - отдельная достопримечательность. В выходные дни и на праздники её заполняют многочисленные колоритные торговцы. В ассортименте торговых точек не только еда и сувениры, но и аутентичная народная одежда и предметы крестьянского быта.

Мавзолей императора Фердинанда

Император Священной Римской империи Фердинанд II вошёл в историю фразой «Лучше пустыня, чем страна, населённая еретиками». Ещё будучи правителем Среднеавстрийского герцогства, Фердинанд заказал итальянцу Джованни де Помису мавзолей для себя и членов своей семьи. На строительство красивого комплекса из церкви и склепа ушло 20 лет, его едва успели частично закончить перед смертью самого Фердинанда II в 1636 году. Полностью строительство закончилось только в конце XVII века.

Мавзолей выстроен из светлого камня. В его архитектуре чувствуется итальянское влияние. Собственно мавзолей как бы пристроен к более обширной церкви Святой Екатерины, издавна считавшей покровительницей этих мест. Её статуя украшает крышу комплекса, другая позолоченная статуя находится внутри. Интерьер церкви и склепа типичен для католических храмов: резьба, позолота и скульптуры. Золота немного меньше, резьбы больше, чем обычно.

Сам Фердинанд II, его сын и первая жена покоятся под могильными плитами с соответствующими надписями. А вот для матери императора построили саркофаг из красного мрамора.

Ландхаус - парламент земли Штирия

Здание Ландхауса строилось как местопребывание местного парламента и до сих пор им служит - в нём заседает представительский орган земли Штирия. Итальянец Доменико дель Аллио реконструировал его в стиле Ренессанса в XVI веке.

Снаружи, «с улицы», Ландхаус типичен для Граца - светлое здание с красной крышей.

Интерес представляет внутренний двор, опоясанный крытыми галереями с ажурными перилами.

Также во дворе находится изящный фонтан, выполненный в стиле маньеризма. Некоторые детали отделки выполнены из меди и бронзы.

Городской арсенал Граца

Арсенал Граца в новые времена превратился в музей «Оружейная». Первые посетители увидели большую экспозицию в 1892 году. Обычно для музеев собирают экспонаты, тут же задача музейных работников была противоположной - когда арсенал действовал, в нём хранилось оружие, амуниция и доспехи на 16 000 воинов.

Но и будучи изрядно прореженной, коллекция и сейчас состоит из 32 000 экземпляров и занимает все четыре этажа здания, реконструированного очередным итальянцем в Граце. На этот раз архитектором был Джованни Мамоло, создавший оригинальные ворота и украсивший фасад здания статуями Минервы и Марса.

И снаружи и внутри музей предельно лаконичен: статуи представляют собой единственные украшения, а экспонаты музея даже не снабжены пояснительными табличками.

Церковь Сердца Христова

Главный храм Граца относительно молод - неоготическое здание было построено в конце XIX века. Суровость типичных для готических храмов шпилей и островерхих крыш сглаживает красно-белая расцветка стен.

В интерьере церкви преобладает белый цвет. На его фоне выгодно выделяются подсвеченный алтарь, который виден от самого входа, и позолоченные висячие светильники, развешанные над скамьями для прихожан. Церковь Сердца Христова окружает красивый парк.

Замок Эггенберг

Расположенный неподалёку от Граца замок Эггенберг является крупнейшей резиденцией в окрестностях города.

Но славен он не только размерами. Лишённое всякой вычурности квадратное в плане здание наполнено намёками на быстро преходящее время. В нём 365 окон, 52 комнаты, 24 служебных комнаты, 12 ворот, 4 башни - все числа связаны со временными отрезками.

Правда, потомок князя фон Эггенберга, построившего замок, такого пиетета ко времени не питал или, наоборот, знал о времени что-то недоступное другим - по его заказу для украшения стен замка были написаны 600 картин.

Добавить комментарий