Города Испании — Толедо

Город Толедо в течение семи столетий был столицей государств и провинций, существовавших в Центральной Испании в разные времена. Стратегическое месторасположение Толедо в изгибе реки Тахо оценили и древние римляне, и вестготы, и арабы, и испанцы. Правда, достопримечательности Толедо ничего не скажут о временах римлян и вестготов - их постройки были разобраны на стройматериалы. Да и от многих арабских зданий остались лишь фрагменты.

С переносом испанской столицы в Мадрид город начал приходить в упадок. Если римляне построили в Толедо амфитеатр вместимостью 20 000 человек, то сейчас всё население города не превышает 80 000 жителей. Зато в Толедо ежегодно приезжают миллионы туристов. Хотя многие исторические памятники погибли в войнах или были перестроены, интересные места в Толедо попадаются почти на каждом шагу. Собственно, исторический центр города только из них и состоит - современная застройка практически отсутствует.

Площадь Сокодовер

Относительно небольшая - даже по меркам тесных средневековых городов площадь Сокодовер находится в восточной части исторического центра Толедо. В период арабского завоевания площадь служила крупнейшим рынком скота в округе и местом казни провинившихся христиан - для них даже оставили небольшую церковь, сохранившуюся и в наше время. После Реконкисты площадь Сокодовер стала ареной рыцарских турниров. В эпоху инквизиции на ней сжигали еретиков и ведьм. А позже площадь Сокодовер отлично подошла для популярных в небогатое развлечениями средневековье поэтических турниров. В нескольких из них принимал участие Лопе де Вега.

На треугольной в плане площади стоит гостиница «Де Ла Сангре». В ней Сервантес написал «Галатею». Другие здания на площади также жилые, за исключением первых этажей. В них располагаются кафе, бары, рестораны и офисы. С площади отправляется и на неё же возвращается туристический автопоезд, не без помпезности названный «Императорским». Проезд в нём бесплатный.

Кафедральный собор - величественная достопримечательность Толедо

В Соборе Святой Марии продолжает оставаться кафедра архиепископа Кастилии, территория которой (по делению католической церкви) сейчас охватывает всю Центральную Испанию.

Собор считается эталонным образцом испанской готики. В своё время здесь стояла христианская церковь вестготов. Затем мавры соорудили на месте церкви мечеть. После Реконкисты мечеть снова стала христианским храмом. Словно символ победы над арабами, её в течение полутора веков не переделывали, лишь сменили полумесяц на крест да поправили внутреннюю отделку.

Огромный собор начали строить в 1226 году. Его возведение продолжалось более 250 лет. К основным пяти залам, или нефам, были пристроены галерея и часовня. В соборе уже десятки лет шли службы, а строители продолжали возводить купола и башни. А работа над интерьерами Собора Святой Марии продолжались до конца XVI века.

Результат работы архитекторов и строителей получился очень внушительным. Собор впечатляет обилием арок и колонн, превращающих огромное (120 × 60 метров) здание в набор относительно небольших светлых помещений. Позолоченное дерево, деревянные и мраморные скульптуры, резьба, фрески создают неповторимый ансамбль. Более или менее подробный осмотр Кафедрального собора займёт целый день. Обычно знакомство с этой красивой достопримечательностью Толедо завершается на колокольне, с которой открывается превосходный вид на город и окрестности.

Ранее Испания слыла одним из оплотов католицизма, однако новые веяния пошатнули эту репутацию. Сейчас каноны церкви сильно отличаются от времен инквизиции, когда за неосторожное высказывание можно было легко отправиться на костер. Теперь в свободное от служб время собор Святой Марии действует как музей, и туристы, заплатив 12,5 евро, могут исследовать все его внутренние интерьеры. Для пущей привлекательности в храме выставлены работы известных художников, в том числе и Эль Греко. Во время служб вход для верующих бесплатен. Однако они, войдя в Собор через Часовые Ворота, попадают в подобие ограждённой резервации, доступа в основные  помещения из неё нет.

Ратуша Толедо - не такая как в других городах Испании

Здание ратуши в Толедо находится, конечно же, на Площади Ратуши, небольшом клочке земли, ограниченным Кафедральным собором, Архиепископским дворцом и, собственно, ратушей. Само здание местного муниципалитета строили долго и не по одному проекту - начали с готики, закончили итальянским классицизмом.

Многие здания, предназначенные для органов власти, делают уж если не подавляющими, то внушающими почтение. К зданию Толедской Ратуши это не относится. Оно, скорее, напоминает особняк богатого аристократа. Всего четыре этажа, башни по бокам, прогулочный балкончик прямо у фасада - здание Ратуши выглядит изящным и симметричным. Накануне праздников фасад украшают красочной иллюминацией. В мостовую перед Ратушей вмонтирована чугунная карта, на которую нанесены крупные города Испании - напоминание, что когда-то Толедо был столицей.

Толедский Алькасар

Едва ли можно подобрать лучшую иллюстрацию к понятию «господство над окружающей местностью», чем Толедский Алькасар. Сам город, находящийся на высоком берегу излучины Тахо, возвышается над окрестной территорией, а уж Алькасар возвышается над Толедо ещё уровнем выше. Постройку крепости именно в этом месте диктовала сама география.

Как и многие другие сооружения в городе, Толедский Алькасар является продуктом нескольких эпох, из которых состоит история Толедо. Откуда бы ни пришли завоеватели или освободители, они первым делом укрепляли и расширяли Алькасар. Уже римлянам пришлось брать крепость с большими потерями. Арабы внесли свою лепту в высоту башен и толщину стен. Не пожалели стройматериалов для своей резиденции и испанские короли. В итоге достроились до того, что уже в конце 1930-х годов республиканцы, осадив Алькасар, расстреливали его из современной на тот момент артиллерии, пытались взорвать крепость или сжечь её, но выбить из Алькасара мятежников им так и не удалось.

Нынешний Алькасар - это гигантская архитектурная достопримечательность Толедо, а также комбинация музея военной истории и огромной библиотеки. Все четыре фасада крепости выполнены в разных архитектурных стилях. Окаймлённый колоннадами внутренний портик сам по себе может считаться шедевром архитектуры. С мощных стен Алькасара можно делать шикарные панорамные фотоснимки, а экскурсовод обязательно расскажет, как арабы обманом за одну ночь уничтожили всю знать Толедо, пригласив верхушку города на праздничный пир.

Мост Алькантара

Мост через временами очень бурную и полноводную Тахо построили ещё римляне. При вестготах он практически разрушился - уцелели лишь глыбы у оснований арок. Арабы под руководством Аб Амери не просто восстановили мост, а сделали его шедевром архитектуры. Грубые большие гранитные глыбы, из которых состоит мост Алькантара, сложены с таким искусством, что сооружение кажется лёгким и изящным. Мост состоит из двух арочных пролётов, но вода течёт только под одним из них - второй является вспомогательным.

С обеих сторон мост защищали башни, которые построили уже испанцы в XIII веке. Одна из башен, находящаяся на противоположном от Алькасара берегу Тахо, сохранилась, а вот вторая разрушилась, и на её месте более чем через тысячу лет после первого строительства моста возвели лёгкую красивую башенку в стиле барокко.

Ворота Пуэрта-дель-Соль (Ворота Солнца)

Мост Алькантара приводит гостей Толедо к воротам Пуэрта-дель-Соль. На самом деле это не просто ворота, это маленькая крепость. В ней две башни с зубцами и бойницами - одна круглая, другая квадратная. Башни соединены стеной в которой сделаны арочные ворота, ведущие внутрь крепости. Причём вход в Пуэрта-дель-Соль расположен параллельно стене. Нападающим никак не удалось бы взять город лобовой атакой "с ходу" - нужно было у самых ворот поворачивать на 90°, либо полностью сносить всё сооружение. Ворота были построены в конце XIV века рыцарями-госпитальерами, впрочем испытать их неприступность возможность так и не представилась. В результате реконкисты (исп. reconquista - отвоёвывание) мавры были изгнаны из этих мест и ворота Пуэрта-дель-Соль так и не получили боевого крещения.

Ворота очень богато украшены. Название своё они, скорее всего, получили из-за того, что на одном из резных украшений есть Солнце и Луна. С таким же успехом вход в Толедо мог называться Воротами отрубленной головы - скульптурная композиция, состоящая из двух дам, несущих чью-то голову, неизменно привлекает внимание туристов. По легенде, король Фердинанд Святой, узнав о том, что некий дворянин оскорбил двух местных жительниц, приказал отрубить ему голову и передать её обиженным дамам. Скульптура, помещённая над входом, должна была сразу настраивать гостей на добродетельный лад.

Госпиталь Тавера

В середине XVI века инквизитор кардинал Тавера приказал построить в Толедо огромный госпиталь. Говорят, что за время строительства проект «усох», и здание получилось меньшим, чем планировал кардинал. Однако и уменьшенный вариант выглядит огромным.

Госпиталь Тавера считается примером испанского Ренессанса. Снаружи здание выглядит довольно скромно: ровные гладкие стены с арочными окнами и минимумом украшений. Зато внутри располагается удивительной красоты патио с двухэтажной прогулочной галереей, обрамлённой колоннами.

В госпитале имеется собственная церковь, в которой расположена гробница кардинала.

В самом здании о том, что когда-то это был госпиталь, напоминает лишь воссозданная аптека XVI века. В ней есть не только шкафчики и сосуды для лекарств, но и инструменты, которыми тогда пользовались аптекари, жаровни и реторты.

Большую часть помещений занимает Музей фонда Лерма. В нём воссоздана обстановка жилища средневекового аристократа. Белые стены украшают картины Тинторетто, Сотомайора, Риберы и Эль Греко, причём работы последнего изготовлены на заказ именно для Госпиталя Тавера.

Дом-музей Эль-Греко

Хотя Доменикос Теотокопулос родился на Крите, по национальности был греком, а по гражданству венецианцем, жители Толедо справедливо считают его своим земляком. В возрасте 36 лет художник, которого прозвали «Эль Греко», приехал в Толедо и провёл в городе самые плодотворные годы своей жизни. Эль Греко считал Толедо своей второй родиной.

В 1911 году в Толедо открылся Дом-музей художника. Эль Греко никогда не жил в этом доме - его дом уничтожил пожар - однако сохранились предметы обстановки, личные вещи и, самое главное, картины выдающегося мастера.

Дом-музей выгодно отличается от других музеев и картинных галерей теплотой и камерностью обстановки. Картины на первом этаже не висят на пустых стенах в пустых залах, а являются частью средневекового интерьера. Знаменитое полотно «Слёзы Святого Петра» и вовсе стоит на мольберте, как будто сейчас войдёт художник и сделает последние мазки. Второй этаж больше похож на обычный музей, но и там приглушённый свет и деревянная отделка стен создают домашнюю атмосферу.

Замок Сан-Сервандо

Как и многие другие здания в Толедо, замок Сан-Сервандо строили и римляне, и арабы, и испанцы. Замок находится на восточном берегу Тахо. С этого места очень удобно контролировать спуск к реке - атаковавшим город войскам нужно было сначала взять Сан-Сервандо, и лишь потом появлялась возможность форсировать реку и штурмовать собственно город.

Замок стоит на вершине холма. Прямоугольное здание построено без изысков - мощное укрепление с башнями и бойницами в стенах. После утраты военного значения замок Сан-Сервандо постепенно ветшал и к середине XIX века оказался на грани сноса. Его отреставрировали и передали молодёжным организациям. Сейчас Сан-Сервандо - это хостел. Внутрь попадать нет смысла - обстановка современная. А осмотреть замок снаружи можно и из Толедо, благо он хорошо виден со смотровых площадок и мостов.

Мост святого Мартина

Этот мост соединяет берега Тахо в западной части Толедо. Мост моложе, чем Алькантара, но тоже очень старый - впервые он упоминается в документах XII века в связи с необходимостью ремонта. Мост Святого Мартина приобрёл нынешний вид в XIV веке, когда в ходе очередной гражданской войны был уничтожен центральный пролёт, а затем проведена его реставрация.

Как и положено средневековому мосту, входы охраняют две башни. Более близкая к городу восточная башня очень мощная и похожа на ворота Пуэрта-дель-Соль с таким же размещением проходов. Башня на западном, дальнем от города берегу, выглядит скорее декорацией, чем серьёзным укреплением.

Церковь Сан-Томе - здесь хранится шедевр Эль Греко

«Погребение графа Ортеги» - вот секрет популярности церкви Сан-Томе в Толедо. Монументальное полотно Эль Греко писал в течение трёх лет, но так его и не закончил. Огромная картина, изображающая переход графа Ортеги от земного существования к загробному, расположена в арке капеллы.

Церковь перестроена из мечети после Реконкисты. В отличие от Собора Святой Марии, церковь Сан-Томе не перестраивали полностью. В колокольне церкви запросто угадывается бывший минарет, в отделке угадывается арабское влияние. Внутренняя отделка скорее аскетична, что для католического храма большая редкость. Вероятно, такая сдержанность вызвана стремлением сразу привлечь внимание к картине Эль Греко.

Ворота Бисагра

В Толедо есть Старые ворота Бисагра и Новые ворота Бисагра. Различить их легко: башни Старых ворот квадратные, а башни Новых - полукруглые.

Стоят эти ворота одни за другими и соединены стенами, образуя форт. Старые ворота находятся как бы внутри города, Новые - снаружи.

Старые ворота построили арабы примерно в IX веке, а Новые возвели уже в XVI столетии. Над воротами расположено гранитное изображение двуглавого орла, а венчает укрепление скульптура Ангела-хранителя.

Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес

Этот величественный францисканский монастырь начали строить в XV веке в честь победы над Португалией, сыгравшей важную роль в становлении испанского государства.

Здание выстроено в смешанном стиле. Преобладает готика, но во множестве присутствуют элементы мудехара и мавританской архитектуры. В монастыре предполагали хоронить испанских монархов, поэтому наружные стены украшают различные атрибуты власти королей.

Если снаружи монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес представляет собой образец готического величия, то внутри он является образцом католической роскоши. Каждый квадратный сантиметр стен украшен скульптурами и резьбой. Позолота алтаря бросается в глаза от самого входа в храм. Внутренний двор также украшают скульптуры святых. Монастырь действующий, но открыт для посещений.

Добавить комментарий