Милан — город в Италии

Милан — город в Италии, незаслуженно обделённый столичным статусом. Изделия миланских модных домов, промышленная продукция, финансовая мощь и достопримечательности Милана известны всему миру - только вот столицей объединённого итальянского государства в середине XIX века по политическим причинам стал Рим, оставив Милану звание административного центра Ломбардии. Впрочем, в эпоху Наполеоновских войн побыть столицей Цизальпинской республики Милан все-таки успел.

Римский Медиолан, позже трансформировавшийся в Милан, несколько раз разрушался, но удобное месторасположение в межгорной котловине снова и снова привлекало сюда людей. В XIII веке это был один из самых богатых городов Европы. В те годы такое звание означало, что на город обратит внимание любой более или менее сильный сосед. И действительно, история Милана помнит интервенции испанцев, французов, австрийцев, не говоря уж о более древних завоевателях. Однако город Милан всегда быстро заживлял раны и продолжал развиваться. Даже после ковровых бомбардировок англо-американской авиации в 1943 - 1945 годах город восстановил свой промышленный потенциал менее чем за 10 лет.

Милан превосходно сочетает историю и современность. Ежегодно в город с населением 1,3 миллиона человек приезжают десятки миллионов туристов, но туризм является хоть и крупной, но далеко не главной статьёй городских доходов. В пригородах работают современные предприятия, принадлежащие крупнейшим гигантам мировой экономики. Милан - это торговая и финансовая столица Италии. Однако туристы, конечно же, приезжают на север Италии не для того, чтобы посмотреть на офисы или промзоны.

Миланский кафедральный собор (Дуомо)

Главная святыня Миланского кафедрального собора это один из гвоздей, которыми распинали Иисуса Христа. Реликвия хранится над алтарем и один раз в год 14 сентября в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня опускается вниз с помощью специального приспособления - ниволы. Справедливости ради, еще в 1543 году Жан Кальвин в «Трактате о реликвиях» насчитал аж... 14 гвоздей, хранящихся в различных храмах и монастырях. Так что где правда, а где вымысел каждый решает сам для себя.

Здание собора украшено 135 шпилями и 2 245 не повторяющимися статуями. Длина здания 158 метров, ширина 92, а самый высокий шпиль возносится на высоту 106 метров. После ватиканского собора Святого Петра, миланский кафедральный собор второй по вместимости в Италии - в нем одновременно могут находиться до 40 000 человек.

Но величие храма отнюдь не в этих, достаточно впечатляющих, цифрах. Собор неповторимо красив и внутри, и снаружи, а его крышу можно считать отдельным произведением искусства. На ней в своё время снимали сцену объяснения Алена Делона с Анни Жирардо для фильма «Рокко и его братья», а сейчас проводят модные показы. Строительство собора продолжалось почти 500 лет, но он выглядит удивительно цельным, хотя специалисты, безусловно, находят в преобладающем готическом стиле влияние других направлений. Главная «неготичность» здания - его светлый цвет. Оттенок камня создаёт впечатление нарядности, а не навевает мрачное готическое настроение.

Миланский собор в плане напоминает крест, а внутри выглядит как длинная анфилада колонн, уходящих к алтарю. На специальной стене высечены имена всех архиепископов. В окнах расположены витражи, каждый украшен десятками уникальных изображений по мотивам Святого Писания. В соборе есть и колоссальных размеров орган, и статуя Святого Варфломея, с которого в местах, где сейчас находится азербайджанская столица Баку, содрали кожу. Скульптор так его и изобразил - без кожи.

По крыше Миланского Дуомо - так в обиходе называют собор - можно бродить не один час. Потрясающий лес из сотни с лишним ажурных шпилей, украшен скульптурами буквально везде. Лишь те места, где никак нельзя было пристроить скульптуру, строителям пришлось украшать резьбой по камню. Вниз со стен смотрят фигурки ангелов - детей, не доживших до крещения и не увидевших этот мир. Они как бы пытаются рассмотреть мир живых с небес.

Миланский собор открыт для посещений ежедневно, но с 2015 года вход в него стал платным. Пройти внутрь можно за 3 евро, подняться на крышу пешком уже за 9, а на лифте - за 13 евро. И каждый евроцент будет потрачен не зря - помимо скульптур можно осмотреть и сам Милан - всё таки собор (после небоскрёба «Пирелли») - самое высокое здание в городе.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Перефразируя избитый анекдот, на вопрос: «Что представляет собой церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане?» можно ответить: «Не знаю, как церковь, но у них «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в столовой висит». И это действительно так - знаменитая фреска великого Леонардо написана на стене трапезной этой монастырской церкви. Чтобы посмотреть на неё, необходимо пройти через двойную шлюзовую камеру, так как в помещении поддерживается  специальная температура и влажность. Посетителей пускают группами по 25 человек строго на 15 минут. За день фреску могут посмотреть около 1000 человек, хотя желающих гораздо больше и поэтому о входных билетах нужно побеспокоиться заранее. Билеты покупаются на сайтах сервисов по продаже билетов, и в зависимости от продавца цена может варьироваться от 12 до 50 евро.

Да Винчи писал «Тайную вечерю» несколько лет, причём основную композицию он выполнил довольно быстро, а вот с лицами дело не пошло. Монахи начали роптать - ведь почти вся работа уже сделана, а художник тянет время. Леонардо, недолго думая, написал лицо Иуды с лица брата-настоятеля монастыря.

Вообще работа Да Винчи не является фреской в классическом понимании этого слова. Фреска наносится на сырую штукатурку, а «Тайная вечеря» писалась на, обработанной смолой и гипсом сухой стене. Из-за того что стена постоянно сырела, уже через 20 лет после создания у росписи начались проблемы - начала отслаиваться краска. За долгие годы своего существования работа Да Винчи подвергалась многим реставрациям, зачастую неудачным. Последняя реставрация проведена с 1978 по 1999 год. Реставраторы, используя современные технологии, приложили максимум усилий, чтобы вернуть «Тайной вечере» ее первоначальный вид, но все-таки  за сотни лет подновлений фреска значительно изменилась.

Работа Леонардо откровенно затмевает саму церковь. Храм довольно неказист внешне - красно-коричневая облицовочная мозаика делает его похожим на американские протестантские церкви, обложенные кирпичом. Внутри всё гораздо интереснее. В мозаике преобладают светлые тона, визуально расширяющие пространство. Стены, колонны и светильники украшают скульптуры и живописные полотна. Хватает и фресок. Несмотря на такое изобилие украшений, церковь выглядит строго и торжественно.

Музей науки и техники Леонардо да Винчи

Реконструированный комплекс зданий Бенедектинского монастыря Сан-Витторе в 1953 году стал приютом для музея Леонардо Да Винчи. Классик был, конечно, очень плодовит, но оказалось, что даже если все его технические изобретения (а среди них хватает и откровенных промахов) воплотить в реальность, на полноценный музей коллекция не потянет. И тогда итальянцы, особо не страдая уязвлённым самолюбием, изменили концепцию музея. Из собрания старины он стал прикладным просветительским заведением.

Почти все экспонаты в нынешней версии музея или работают и сейчас, или когда-то были действующими машинами. Поршневые и реактивные самолёты летали, подводная лодка погружалась, паровозы и тепловозы перевозили составы, на компьютерах с оперативной памятью 64 КБ работали серьёзные инженеры. Представленные модели наглядно иллюстрируют предназначение своих «серьёзных» аналогов. Комбайны добывают уголь, металлургические печи выплавляют металлы, радиостанции осуществляют передачи, мосты разводятся, чтобы пропустить корабли, а в телескопы можно посмотреть на звёзды. Очень хороший раздел представляет повседневные вещи в разрезе: как держится в стене дюбель, из чего состоит обычный жилой дом и т. п.

Конечно же, целая галерея и несколько залов посвящены творчеству Леонардо Да Винчи. Есть копии его знаменитых картин и модели (некоторые даже действующие) его изобретений.

«Ла Скала» - одна из главных достопримечательностей Милана

Оперный театр «Ла Скала» заслуженно считается одной из главных достопримечательностей Милана. Но касается это исключительно внутреннего содержания театра. Внешне здание больше похоже на мэрию или городской совет крупного города: прямые углы неоклассицизма, минимум украшений, даже обязательные колонны лишь слегка выступают из стен. В конце XVIII века, когда сооружалось новое здание театра взамен сгоревшего, в архитектуре больших городов начинались слабые подвижки к функциональности в ущерб красоте. Вот и к входу в «Ла Скала» пристроен портал для карет, выглядящий не очень стильно.

Главным достоинством театра считается его акустика. Со времени постройки планировка зрительного зала не менялась, и сейчас многим зрителям приходится располагаться в третьих - четвертых рядах лож, откуда сцены практически не видно. Но слышно всё превосходно даже в кажущихся «глухими» местах. Фойе и зрительный зал украшены золотом и красным бархатом. Они создают разительный контраст с внешним видом здания.

Выступить в «Ла Скала» - честь для любого певца или танцора. Побывать в «Ла Скала» - мечта любого гостя города. Поэтому, чтобы попасть в театр, нужно похлопотать о билете минимум за пару месяцев и быть готовым расстаться со значительной суммой - 200 евро за билет считаются проходной суммой, хотя в теории существуют и билеты стоимостью 10 - 20 евро.

Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре

Одно из самых старых зданий Милана возвели ещё в IV веке, посвятив его Святому Лаврентию. Конечно, с тех пор базилику неоднократно перестраивали и реставрировали, но в целом архитекторы старались придерживаться первоначальной концепции здания. В одной из часовен базилики сохранились мозаичные панно, выполненные ещё в античную эпоху.

Снаружи Базилика Святого Лаврентия выглядит светлее, чем внутри. Слегка желтоватые однотонные стены выглядят красиво в предзакатные часы. Характерно, что в ходе многочисленных реставраций самые старые части базилики не трогали, и с фасада видны и более новые мраморные части, и старые строения из грубого кирпича.

Внутри базилики преобладает серый цвет. Его не оживляют ни золочёные скульптуры, ни детали отделки алтаря, ни фрески. Кстати, именно в Базилике Святого Лоренца находится ещё одна миланская «Тайная вечеря». Это не копия творения Леонардо да Винчи, а оригинальное произведение Карло Урбино. Напротив базилики стоит колоннада, сохранившаяся с римских времён. А перед входом расположился памятник первому христианскому императору Константину.

Канал Навильо Гранде

Давным-давно жители Милана мечтали превратить город в подобие Венеции, чтобы передвигаться самим и перевозить грузы по каналам. Леонардо да Винчи спроектировал накопительный резервуар в виде длинного рва и сеть каналов. В свои лучшие времена миланские каналы имели общую длину около 150 километров, использовали шлюзовую систему для компенсации высот и соединяли город с окрестными реками и озёрами. Однако в XVIII веке транспортный акцент вновь перенесли на сухопутные дороги. Часть каналов засыпали, часть пустили по подземным трубам, и на сегодняшний день их осталось три.

Самым длинным и популярным является канал Навильо Гранде. Его мощёные набережные ежевечернее заполняют тысячи миланцев и туристов. На первых этажах отреставрированных средневековых зданий работают кафе, рестораны, бутики, мелкие магазинчики сувениров и произведений искусства. Летом организуются экскурсионные туры на лодках. Раз в месяц в воскресенье работает серьёзный антикварный рынок.

Музей Польди-Пеццоли

В середине XIX века, Джан Джакомо Польди-Пеццоли, унаследовавший одно из крупнейших состояний в Северной Италии (тогда страна находилась под властью Австрии), попросил своего друга архитектора Джузеппе Бальцаретто пристроить к своему дворцу ещё один, такой же. Коллекция живописи, оружия и предметов искусства, которую Польди-Пеццоли начал собирать несколько лет назад, уже не умещалась в «старом» дворце. Идеей коллекционера было создать дом-музей - экспозицию, которая представляла бы собой жилище аристократа. Вплоть до своей смерти Польди-Пеццоли пополнял фонды музея, а перед смертью завещал коллекцию и здания народу Милана.

Среди заслуживающих внимания экспонатов музея есть картины мастеров северо-итальянской и старонидерландской школ. Интересна и коллекция произведений прикладного искусства на религиозные темы: распятия, походные алтари, переносные иконы и т. п. Да и мало кто откажется рассмотреть, как выглядели рабочий кабинет, спальня или столовая богатейшего аристократа Италии в XIX веке.

«Золотой четырехугольник» Милана

Чуть севернее Миланского кафедрального собора расположился главный торговый центр города. Чтобы переключиться на поклонение Золотому тельцу, требуется пройти всего несколько кварталов. На небольшом по размеру участке, ограниченном четырьмя улицами, расположились бутики самых известных итальянских и мировых брендов. Некоторые ценители прекрасного, приехав в Милан, просто не выбираются из этого четырёхугольника до тех пор, пока не опустеют банковские карты.

В Милане практикуют размещение торговых точек одного бренда недалеко друг от друга. Это стимулирует конкуренцию и побуждает управляющих магазинами уделять большое внимание внешнему оформлению торговых точек. К примеру, бутики «Ferragamo» расположены буквально через десяток домов друг от друга на «Via Montenapoleone», но оформлены они по-разному. Кроме одежды и обуви в «Золотом четырёхугольнике» можно приобрести антиквариат и ювелирные украшения, а также пообедать в пафосных ресторанах с соответствующими ценами.

Замок Сфорца

Герцоги Сфорца правили Миланским герцогством всего несколько десятков лет в XV - XVI веках, однако успели оставить городу в наследство красивый замок. Внешне он слегка похож на Московский Кремль, вернее, Кремль похож на него - строившие символ российской столицы итальянцы воспользовались наработками соотечественников. В работе по возведению и оформление замка Сфорца принимал участие Леонардо да Винчи.

Замок представляет собой четырёхугольное сооружение с мощными стенами и тремя башнями. Башни одновременно служили резервуарами для воды. Внутри обширного двора расположены ещё два здания, вписанные в периметр замка. Современный замок Сфорца интересен, прежде всего, своими музеями. Благо, помещений для них хватает - даже в мирное время гарнизон составлял минимум 200 солдат. Здесь есть музеи мебели, музыкальных инструментов, Древнего Египта, археологический музей и Музей Воссоединения. Посещение замка Сфорца организовано очень удобно - входной билет ценой в 5 евро даёт право на посещение любых музеев.

Галерея Виктора Эммануила II

Две главные площади Милана - перед кафедральным собором и театром «Ла Скала» - соединяет не какая-нибудь тривиальная улица, а красивейший пассаж (один из первых в мире). В честь короля-объединителя его назвали «Галерея Виктора Эммануила II».

От центра галереи расходятся восемь широких коридоров. Пол, стены и потолки пассажа ярко и богато украшены. Присутствуют символы итальянских городов и изображения, представляющие четыре материка (вопрос, признавать ли Австралию материком в XIX веке был спорным, да и арок для изображений было всего четыре). Элементами украшения также являются скульптуры 24 самых знаменитых итальянцев и изображения, символизирующие Науку, Искусство, Земледелие и Промышленность.

Но любоваться красотой «Галереи Виктора Эммануила II» нужно либо рано утром, либо поздно вечером. В галерее расположены десятки бутиков популярных брендов. В их количестве она соперничает с «Золотым четырёхугольником». Поэтому в рабочие часы пассаж заполняют люди, обращающие мало внимания и на произведения искусства, и на желающих их осмотреть.

Миланское монументальное кладбище

Одно из крупнейших кладбищ Милана очень напоминает музей скульптуры под открытым небом. Над могилами стоят и одиночные, и групповые композиции. На этом кладбище тоже есть своя «Тайная вечеря», служащая надгробием для праха Давиде Кампари. Самые знатные и богатые семьи Милана вот уже третий век как бы соревнуются в богатстве и размерах склепов. В главном здании находится прах выдающегося писателя Алессандро Мандзони и захоронения солдат времён Первой мировой войны.

Добавить комментарий