Города Италии — Равенна

    Содержание:
  1. Пьяцца дель Пополо - народная площадь города Равенна
  2. Базилика Сан-Витале
  3. Мавзолей Галлы Плацидии
  4. Национальный музей Равенны
  5. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
  6. Гробница Данте - самая известная достопримечательность Равенны
  7. Кафедральный собор - самая «молодая» достопримечательность Равенны
  8. Баптистерий православных
  9. Арианский баптистерий
  10. Мавзолей Теодориха
  11. Архиепископская капелла и музей
  12. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Итальянский город Равенна можно отнести к тем городам, которые знавали и лучшие времена. Достопримечательности Равенны говорят об этом как нельзя более красноречиво. Расцвет Равенны пришёлся на IV - VIII века. До этих дат город жил незамысловатым сельским хозяйством и торговлей, после - прозябал, довольствуясь павшим величием. Окружающие Равенну поля превращались в болота, а сам город постепенно уходил под воду. Только благодаря построенной сети каналов удалось избежать окончательного затопления и осушить окрестности. Вряд ли возможно найти в Европе другой город, успевший побывать столицей крупной империи (Западной римской), двух королевств (Остготов и Лангобардов) и мощной имперской провинции (Равеннского экзархата), и при этом в наше время довольствующийся статусом столицы провинции с населением менее 400 000 человек.

В современной Равенне проживает порядка 147 000 человек. Так как город является центром небольшой агломерации, включающей в себя пляжи и курортные местечки, то работа для желающих находится. Соответственно, и выглядит Равенна если не преуспевающим, то весьма довольным жизнью городом. Ну а в целом Равенна - город в Италии скучный и не слишком вежливый. Если в большинстве других итальянских городов действуют масштабные программы скидок для туристов, нацеленные на то, чтобы удержать их в городе, то в Равенне вам максимум предложат купить единый билет в пять церквей и музеев за 9,5 евро. Скидки на еду, экскурсии или бесплатные автобусы по городу - это не про Равенну. Справедливости ради стоит упомянуть, что почти все интересные места Равенны находятся в шаговой доступности друг от друга.

И ещё одна общая черта: всё, что посмотреть в Равенне просто необходимо, находится ниже уровня моря. Это касается и порта, к которому прорыли канал, и многочисленных то ли самостоятельно, то ли с чужой помощью погрузившихся в земную твердь зданий. Так что туристам необходимо приготовить себя к недолгому, но путешествию в толщу Земли.

Пьяцца дель Пополо - народная площадь города Равенна

Главную городскую площадь Равенны ограничивают Апостольский дворец, Дворец префектуры, Венецианский дворец с характерными «кремлёвскими» зубчиками на фасаде, здание Ратуши, пара церквей и несколько зданий рангом пониже. На площади стоят две венецианские колонны, на которых стоят скульптуры святых-покровителей Равенны Св. Аполлинария и Св. Виталия. Место Св. Виталия изначально занимало изваяние крылатого льва, символизирующее власть Венецианской республики. Однако после того, как город стал частью Папской области, Льва святого Марка с колонны убрали.

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo - «Народная площадь») реконструировалась в XIX веке, поэтому в целом выглядит довольно пёстрой, но ухоженной и внушительной. Для небольшой Равенны её вполне хватает, чтобы проводить культурно-массовые мероприятия. В канун Рождества здесь устанавливают ёлку и проводят концерты. Впечатление может испортить разве что излишне бойкая торговля - итальянцы хотят заработать не только в магазинчиках и кафе на первых этажах зданий, но и на торговле с лотков.

Базилика Сан-Витале

Главный памятник времён раннего христианства в Равенне снаружи отнюдь не впечатляет - кирпичная громадина с массой пристроек и пристроечек больше похожа на крепость, чем на церковь. От полного сходства с крепостным сооружением спасают только слишком большие окна. Базилику построили в VI веке, уложившись всего в 20 лет. Тогда она была правильной формы восьмиугольным зданием. Гораздо позже к ней пристраивали колокольню, порталы и т. п. Колокольня, построенная в XIII веке, была разрушена землетрясением и практически молниеносно отстроена в конце XVII столетия.

Внутреннее же убранство базилики Сан-Витале сразу заставляет ахнуть. Буквально каждый квадратный сантиметр поверхности стен и сводов занят превосходными мозаичными изображениями на типичные раннехристианские темы. По словам специалистов, многие мозаичные сцены точно иллюстрируют сцены из Священного писания. Однако и без точного знания библейских текстов нельзя не восхититься умением мастеров мозаики. Характерно, что лица своих персонажей, а также небольшие, но значимые детали они выполняли из гораздо белее мелких фрагментов, поэтому кажется, что для таких изображений использовалась другая техника, настолько точно фрагменты сливаются в общее изображение.

Базилику Сан-Витале быстро построили, а ещё быстрее выполнили внутреннюю отделку. Поэтому, несмотря на то, что по цветовой гамме и другим деталям видны работы разных мастеров, в целом отделка базилики стилистически выглядит единым целым.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей, в котором никогда не находилось тело правительницы Западной Римской империи Галлы Плацидии, находится рядом с базиликой Сан-Витале. Вернее, правильнее было бы говорить о том, что базилика находится рядом с мавзолеем - он примерно на 100 лет старше. В небольшом здании, построенном в форме креста, сохранились самые старые мозаики в Равенне.

Мавзолей выглядит предельно сдержанно: кирпичная кладка, мощные стены, узкие окна, никаких украшений. Внутри же, как и в базилике рядом, буйствуют роскошные краски византийской мозаики. Купол украшают золотой крест и сотни звёзд на глубоко-синем фоне. Изображения Христа и евангелистов аллегорические - Иисус представлен как Солнце правды, евангелисты в виде тельца, орла, льва и ангела. Апостолы изображены в человеческом облике, но место нашлось только для восьми из них. Другие имеющиеся изображения также являются очевидными аллегориями, дающую возможность самых разных толкований.

В мавзолее установлены три красивых саркофага, изготовленные в V - VI столетиях. Их называют именами Галлы Плацидии, Констанция и Валентиниана, однако кого в них хоронили, неизвестно, хотя черепа и кости в саркофагах есть.

Национальный музей Равенны

Национальный музей также находится неподалёку от базилики Сан-Витале, только в отличие от Мавзолея Галлы Плацидии, он находится чуть севернее. Музей расположен в комплексе зданий бывшего бенедектинского монастыря. Хоть эти три достопримечательности Равенны и находятся за одним забором, билеты в них нужно покупать разные. В базилику и мавзолей можно пройти по единому билету, а в музей нужно покупать отдельный.

У нас бы Национальный музей Равенны назвали историко-краеведческим - практически все представленные экспонаты и артефакты имели прикладное значение. С точки зрения чисто художественной ценности интересны разве что фрески, перенесенные в музей из церкви Святой Клары. Их автором считается Паоло да Римини.

Серьёзную часть фондов музея составляет разнообразная церковная утварь, которую свозили в музей из многих окрестных монастырей и церквей при Наполеоне Бонапарте. Имеется серьёзное собрание древнеримских монет. В одном из залов полностью сохранён интерьер средневековой аптеки. Во дворе Национального музея древняя история Равенны иллюстрируется древними крестами и саркофагами. Однако то ли из-за возраста, то ли из-за хранения под открытым небом они довольно сильно повреждены и работу резчиков по камню можно оценить лишь по фрагментам.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Храм в честь Святого Аполлинария построил на рубеже V - VI веков легендарный король остготов Теодорих, покоривший всю Италию. Это одно из очень немногих строений в Равенне, украшенных мрамором - в XVI веке к базилике пристроили мраморный портик. Также позже, чем основное здание храма, была построена 38-метровая колокольня - это сделали в X - XI веках.

Внутри базилику разделяют на три части два ряда колонн. Учитывая то, что ширина здания составляет всего 21 метр, понятно, почему центральная часть базилики выглядит как ведущий к алтарю коридор. Как и другие старинные культовые сооружения Равенны, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово обильно украшена мозаичными изображениями. Правда, здесь аутентична далеко не вся мозаика. Церковь неоднократно переходила от одной конфессии к другой, что влекло за собой цензурные изменения в оформлении.

Располагаются мозаики в три ряда согласно рангу изображаемых: Христос на первом ярусе, святые и пророки на втором, а мученицы и мученики на третьем. Алтарь украшен - редкость для Равенны - живописными полотнами, небольшими позолоченными фигурками, четырьмя колоннами, которые ничего не поддерживают и лепниной на стенах и потолке. В целом алтарь и остальная часть базилики заметно отличаются по стилю и колориту.

Гробница Данте - самая известная достопримечательность Равенны

Собственно, сама гробница автора «Божественной комедии» особой архитектурной ценности не представляет. Это небольшая часовенка с куполом, расположенная рядом с Церковью Святого Франциска. В ней стоит каменный саркофаг с останками Данте. Гробница выполнена в классическом стиле. Построили её в конце XVIII века. Инициатором строительства был кардинал Луиджи Валенти-Гонзага.

Куда как интереснее история останков Данте Алигьери, достойная пера Александра Дюма. Данте умер в 1321 году и был похоронен в Равенне в Церкви Святого Франциска. Через 200 лет Микеландело Буонаротти придумал перевезти останки поэта во Флоренцию. Монахи Равены воспротивились этому и выкрали останки, отправив во Флоренцию пустой саркофаг. Захоронение Данте долгое время держалось втайне, и лишь в 1780 году прах поэта перенесли в саркофаг. Но до вечного спокойствия ему было далеко. Снова прятать раку с останками Данте пришлось в 1810 году. Тогда её сохранили так хорошо, что нашли лишь через 55 лет случайно, во время ремонта. Ещё раз прах Данте пришлось прятать во время Второй мировой войны, когда Равенну основательно бомбили. Опасаясь за судьбу останков, монахи укрыли их в месте, на котором сейчас находится мемориальная доска. А прах великого поэта лежит в его гробнице.

Кафедральный собор - самая «молодая» достопримечательность Равенны

Огромный по меркам Равенны Кафедральный собор по сравнению с остальными историческими памятниками города молод до неприличия - его закончили строить и освятили в 1749 году. Но, конечно, строили новый собор не на пустом месте. Первый храм тут воздвигли ещё в V столетии. Как водится, его достраивали и перестраивали до тех пор, пока здание окончательно не обветшало. Тогда Джан-Франческо Буонамичи архитектор из Рима, и получил поручение построить новый собор.

Здание в стиле барокко украшает портик, состоящий из трёх арок. В портике стоят колонны, сохранившиеся от старого собора. В XIX веке на высоком столбе у собора установили смотрящую на него статую Девы Марии. Внутри Равеннский собор состоит из трёх частей. Если посещать его после других достопримечательностей, удивит отсутствие мозаики. В отделке храма использованы мрамор, лепка, дерево и позолота. Сохранены довольно большие части древнего собора, в том числе амвон.

Санта Мария дель Судоре - капелла, расположенная в правой части собора - резко отличается от остальных частей здания богатством отделки. Немудрено - здесь находится весьма почитаемый местными жителями образ Девы Марии. Создатели небольшой часовни явно пытались поразить прихожан золотым великолепием.

Баптистерий православных

Самое старое здание Равенны, баптистерий (здание, предназначенное специально для крещения) православных, стоит рядом с кафедральным собором. Иначе его называют баптистерий Неона в честь епископа, при котором здание украсили прекрасными мозаиками.

Мощное восьмиугольное здание правильной формы было построено около 500 года. Важными элементами интерьера, кроме мозаик, являются колонны и горельефы. Но, безусловно, центром баптистерия является купель. Она постепенно разрушалась за счёт естественных причин, ведь постепенно баптистерий просел в землю на три метра, но в XVI веке её собрали заново из старых материалов.

Мозаики также получали повреждения и реставрировались. Тем не менее, степень их сохранности, с учётом возраста, очень велика. Самый нижний ярус украшений из мозаик и горельефов состоит из изображений пророков. Далее изображены райские сады и престолы, уготованные для праведников. Венчает украшения купол, на котором изображена сцена Крещения.

Примечательно, что изображения человеческих фигур и лиц выглядят гораздо естественнее и динамичнее, чем на гораздо более поздних живописных иконах. Пророки и апостолы похожи на живых людей разнообразных типажей, а не на торжественно застывшие изваяния. А вот лики Христа и Иоанна Крестителя, которые были переделаны при реставрациях, уже похожи на маски.

Арианский баптистерий

Об арианах - последователях одной из самых первых масштабных ересей в истории христианства - сейчас знают только специалисты да люди, интересующиеся историей религий. Напоминают об этом течении только редкие сохранившиеся памятники вроде Арианского баптистерия в Равенне.

Арианский баптистерий моложе христианского примерно на 100 лет. Его построили по приказу Теодориха Великого в конце V - начале VI веков. Он напоминает православный баптистерий внешней формой - это тоже восьмиугольник. Но к Арианскому дому для крещения пристроены две полукруглые башенки и несколько контрфорсов.

Главным элементом интерьера является хорошо сохранившаяся мозаика. Срок между отделками двух баптистериев прошёл небольшой, но в изобразительных методах уже наметилась некоторая деградация. Черты лиц стали заметно грубее, фигуры потеряли в динамичности, В Арианском баптистерии украшен только купол, но и в нём изображения разделены по ярусам. В центре размещена сцена крещения полностью обнажённого Христа, а чуть ниже по кругу изображены 12 апостолов. В отличие от православного баптистерия, фигуры не подписаны, поэтому имена апостолов нужно устанавливать по косвенным признакам вроде ключей у Петра.

Мавзолей Теодориха

Мавзолей короля остготов, наводившего ужас на половину тогдашней Европы, в 520 году вполне мог считаться шедевром архитектурной и инженерной мысли. На готском кладбище, за пределами тогдашней Равенны (сейчас это восточный район города, отделённый от центра железной дорогой) поставили друг на друга два массивных десятигранника и перекрыли получившуюся башню цельной каменной крышей весом 300 тонн.

После смерти Теодориха и краха его державы прах ужасного короля был выброшен из Мавзолея, который превратили в церковь. Позже и церковь оказалась не нужной. Сейчас Мавзолей представляет собой пустое здание, в центре которого располагается пустой порфировый саркофаг. Но в это здание предприимчивые итальянцы продают билеты. И отзывы о «предельной аскетичности убранства внутреннего зала» оставляют, похоже, люди, жалеющие о потраченных на билет деньгах.

Архиепископская капелла и музей

Здание капеллы православного архиепископа Равенны, построенное в начале VI века, не очень, мягко говоря, подтверждает тезис о репрессиях, которым подвергал православных христиан Теодорих. Псвящённую Андрею Первозванному капеллу не разрушили, не осквернили, и даже не передали арианам. Храм вполне целым до жил до наших дней, сохранив превосходную византийскую мозаику.

Капелла архиепископа входит в комплекс зданий, примыкающих к Кафедральному собору. Это довольно небольшое здание в плане представляет собой крест. Содержание мозаичных украшений интерьера соответствует форме капеллы. В северном и южнм концах креста мозаики изображают монограммы Иисуса Христа, а также лики мучеников. В западной и восточной оконечностях размещены изображения воинственного Христа (!) и 12 апостолов. Как и в Православном баптистерии, в изображениях лиц нет и следа будущих канонов. Да и Христос, попирающий змея и льва, одет в костюм римского воина. Остальное место на стенах и потолках занимают изображения райских птиц и растений. Купол апсиды - круглой пристройки к восточному концу капеллы - украшен превосходным изображением звёздного неба с крестом посередине.

Архиепископский музей расположен в ещё одной небольшой пристройке к Кафедральному собору. Он невелик и небогат. В экспозиции собранны артефакты раннего христианства и фрагменты всё тех же мозаик, их можно рассмотреть поближе. Главным экспонатом считается трон епископов работы VI века, вырезанный из слоновой кости.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика в честь первого епископа Равенны построена там, где теперь находятся окрестности Равенны а раньше шумел крупный морской порт. Хотя храм и был построен в VI веке, он не несёт на себе отпечатка суровости тех времён. Светлый кирпич, использованный для постройки, перемежается с ещё более светлыми толстыми слоями скрепляющего материала. Окна в основном здании и в колокольне просто неправдоподобно велики для зданий тех времён. Через 300 лет после освящения храма в 549 году, город значительно отступил вглубь суши. Поэтому в 856 году мощи Святого Аполлинария из соображений безопасности перевезли внутрь городских стен. Вернулись они в свою базилику только в 1748 году.

Как показало время, «переезд» мощей был абсолютно правильным - Сант-Аполлинаре-ин-Классе вдоволь грабили все захватчики. Даже беломраморными плитами, демонтированными с базилики, облицевали Кафедральный собор в Римини. Поэтому современная красота храма - это лишь отзвуки его былого великолепия. Сейчас базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе работает исключительно как музей.

Полюбоваться превосходными мозаиками, изображающими не только Христа и апостолов, но и вполне земных персонажей вроде архиепископа Мавра или византийского императора Константина IV можно ежедневно. В музее также хранятся несколько саркофагов времён строительства базилики. Их украшения, если сравнить их с украшениями римских саркофагов, подсказывают нам, как стремительно наступали в Европе тёмные века с их утратой не только художественной мысли, но и ремесленного мастерства.

Добавить комментарий