Города Бельгии — Гент

      Содержание:
    1. Площадь Пятничного Рынка - главная площадь Гента
    2. Безумная Грета
    3. Замок Жерара Дьявола
    4. Собор Святого Бавона
    5. Замок графов Фландрии (Гравенстен) - главная достопримечательность Гента
    6. Набережные Граслей и Коренлей
    7. Башня Беффруа - лучшие виды на достопримечательности Гента
    8. Церковь и мост Святого Михаила
    9. Ратуша города Гент
    10. Здание почты - самая молодая достопримечательность Гента
    11. Музей доктора Гислена

Бельгийский город Гент расположен в месте слияния рек Лейе и Шельды недалеко от морского побережья, с которым он связан судоходным каналом. Для того, чтобы посмотреть достопримечательности Гента, не нужно прокладывать сложные транспортные маршруты. Город (как, впрочем, и вся Бельгия) расположен в часе езды от аэропорта бельгийской столицы Брюсселя. При желании можно приехать в Гент на поезде или автомобиле, оба способа также легкодоступны.

Гент невелик - 250 000 жителей в муниципалитете и полмиллиона в агломерации. Исторический центр, само собой, ещё меньше. Фактически, самый длинный пешеходный маршрут не превышает 3 км в длину.

Как и в других исторических центрах, в Генте продаются скидочные туристические карты. В четвертом по численности населения городе Бельгии карта называется CityCard. Карта на двое суток стоит 30 евро, на трое - 35 евро. На городском сайте прямым текстом написано, что карта предоставляет возможность бесплатно осмотреть все интересные места Гента, включая памятники и музеи. Если эта информация достоверна, Гент следует признать самым дружественным для туристов городом Европы.

Площадь Пятничного Рынка - главная площадь Гента

В Генте много специализированных рынков. Есть Цыплячий, Льняной, Овощной и даже Масляный рынок. Но центром городской жизни испокон веков считается Пятничный рынок. Уже в Средние века площадь, расположенная недалеко от Графского замка, перестала быть чисто торговой площадкой. Здесь бился пульс Гента. Именно на площади Врийдагмаркт (таково аутентичное название площади) в 1337 году богатый суконщик Якоб ван Артевелде призвал к восстанию против французского короля Людовика I , бывшего в те времена также герцогом Фландрии.

А восьмью годами позже ван Артевелде, который к этому времени стал правителем Гента, по злой иронии был убит в ходе восстания, которое было поднято уже против него самого. Это, впрочем, не помешало горожанам поставить ему памятник на Площади Пятничного рынка.

Сейчас Площадь Пятничного рынка существует как бы в двух ипостасях. До полудня, в субботу и воскресенье она кипит торговлей. В остальное время площадь напоминает замощённый пустырь, вид которого оживляют лишь памятник да голуби. Народ передвигается по периметру, вдоль многочисленных магазинов, кафе и ресторанов. Жемчужиной Площади Пятничного рынка, безусловно, является пивная «Dulle Griet» (пер. с западнофламандского - Безумная Грета), на вывеске и официальном сайте которой указано, что сейчас в заведении можно попробовать пиво 500 сортов. Любопытно, что ещё в 2010 году сортов было 250. Любители архитектуры обратят внимание на дом Тореке - здание, построенное гильдией кожевенников в середине XV века. Выглядит дом явно сообразно тогдашним представлениям ремесленников и богатой жизни. Ну а на современный взгляд это обыкновенное трёхэтажное здание с пристроенной башенкой.

Другими архитектурными изысками или разнообразием Площадь Пятничной торговли не блещет - большинство зданий строилось по заказу различных гильдий, членов которых изящество и красота интересовали в последнюю очередь.

Безумная Грета

«Безумная Грета» в Нидерландах и Бельгии понятие многозначное. Так называются знаменитая картина Питера Брейгеля-старшего, огромная (для XIV века) пушка и пивная в центре Гента. Попробуем рассказать о всех по порядку.

Пушка «Безумная Грета»

Бомбарда «Безумная Грета» была изготовлена в Генте то ли в XIV, то ли в XV столетии. Это супероружие того времени можно было сравнить с главным калибром какого-нибудь дредноута времен 1-й Мировой Войны. Шутка ли, создать орудие, ствол которого, имея длину 5 метров, был сделан из десятков кованых железных полос, скреплённых 32 обручами и весил 16 тонн. Шедевр средневековой артиллерийской мысли мог стрелять каменными ядрами диаметром 66 сантиметров на расстояние до 2 километров.

Первое и последнее боевое применение «Безумной Герты» состоялось в 1452 году при осаде города Оденарде. Тамошние защитники настолько сильно «испугались» чудо-оружия, что отбили его в первой же вылазке. Больше века Грета украшала центральную площадь Оденарде. Лишь в 1578 году пушка вернулась в Гент. Сейчас она, выкрашенная в красный цвет, стоит неподалёку от Площади Пятничного рынка.

Картины «Безумная Грета»

Жителям региона, который сейчас принято именовать Бенилюксом, не слишком везло с правителями. Они неоднократно восставали то против испанского, то против французского владычества, а испанцы, в свою очередь, не церемонились с наказанием виновных и причастных. Столетняя война также не добавила счастья ни бельгийцам, ни голландцам - зачастую англичане и французы воевали именно на этой территории. Поэтому мотивы апокалиптического характера прочно вошли в культуру жителей региона. Одно из средневековых преданий повествует о Безумной Грете - женщине, пережившей гибель всех близких, но сошедшей с ума из-за потерянной сковородки. Несчастная женщина вооружилась, надела доспехи и отправилась в ад - там точно должны быть сковородки, ведь на чем-то черти жарят грешников.

По мотивам этого предания Питер Брейгель-старший написал одно из самых известных своих полотен. За картину «Безумная Грета» его часто называют предтечей сюрреализма. В манере своего учителя Иеронима Босха Брейгель изобразил не только атакующую ад Грету, но и множество фигур поменьше. Они символизируют человеческие пороки и тщетность человеческой жизни вообще.

В наши дни картина Питера Брейгеля выставлена в Антверпене, в художественном музее Майер ван ден Берг.

Есть еще одна картина «Безумная Грета», принадлежащая кисти Давида Тенирса, она была написана в 1640 году. Эта картина известна гораздо меньше, что в принципе, справедливо - если Брейгель создал эпическое полотно, то картина Тенирса больше похожа на жанровую зарисовку, в которой Грета сражается с исчадиями ада.

Пивной ресторан «Безумная Грета»

Ресторан «Dulle Griet» (пер. с западнофламандского - Безумная Грета) привлекает посетителей не только широким выбором сортов пива (кстати, пиво, в основном, бутылочное, сортов разливного совсем немного). В нём посетители могут выпить пиво из Квака - фирменного бокала ёмкостью в литр. Форма такого бокала (больше похожего на колбу) была придумана специально для извозчиков у которых не было времени делать остановки на постоялых дворах - пиво из Квака почти не расплёскивается при тряске и имеет специальную подставку, не дающую бокалу опрокинуться.

Позже появился и особый сорт пива под названием Квак.

Замок Жерара Дьявола

Замок, названный в честь Жерара Виллиана, сына графа Гента Зегера, стал первым каменным сооружением в городе. Почему этого Жерара прозвали Дьяволом, точно неизвестно. То ли из-за дьявольской внешности, то ли из-за того, что он убивал своих жён, которых было минимум пять, то ли из-за сына, который убил его, чтобы не идти в очередной крестовый поход, и распустил слух о связях отца с дьяволом. Но с точки зрения маркетинга прозвище получилось удачным - ну кто откажется посетить Замок Дьявола? А Замок Виллиана был бы всего лишь одним из замков, которых в Европе хватает.

Самый крупный замок в Бельгии был возведён в XIII столетии, но от тогдашнего его внешнего вида сейчас ничего не осталось. Реконструкции и перестройки, как сообщают исторические источники, лишили замок его былой готической мрачности. Впрочем, и сейчас, особенно в пасмурную погоду, Замок Жерара Дьявола особых восторженных эмоций не вызывает. Выглядит это здание смешанной архитектуры, выходящее фасадом на канал, мощно и мрачно - преобладание готики в архитектуре сохранилось.

Уже в XIV веке замок перешёл в собственность города. Местные власти долго не знали, что с ним делать, и размещали в замке по очереди то тюрьму, то пожарных, то монастырь, а то и вовсе психиатрическую больницу. Лишь в 1904 году в замке разместили архив. Так что замок можно осмотреть только снаружи и из внутреннего дворика. В дворике размещаются произведения молодых бельгийских художников и скульпторов.

Собор Святого Бавона

В VII веке жил, говоря современным языком, мажор по имени Алловин, сын сановника могущественной тогда Австразии. Образ его жизни соответствовал положению и доходам: распутство, пиры, охота. Но в какой-то момент жизнь Алловина переменилась. Возможно, повлияли сёстры, позже причисленные к лику святых, возможно, взгляды молодого человека изменила встреча с крестившим его святым Амандом. Алловин принял имя Бавон и начал проповедовать, странствуя по Европе. Затем он постригся в монахи и поселился в дупле дерева. Ещё позже он построил аббатство недалеко от Гента и в этом аббатстве умер.

В честь Святого Бавона назвали собор, строившийся в XIV - XVI веках. Собор возводили на месте часовни Х века и построенного позже храма в романском стиле. Строители пощадили фрагменты древних храмов, и сейчас их можно увидеть в склепе Собора Святого Бавона. Постройка готического храма была завершена в 1559 году. Тогда же была основана Гентская епархия, и собор стал кафедральным.

Собор Святого Бавона, если сравнивать с другими крупными католическими соборами, построили довольно быстро, поэтому стилистически он выглядит единым целым. К башне из белого камня, в которой расположен вход, примыкают два нефа. Несомненное достоинство собора в том, что он стоит на площади, достаточно просторной, чтобы увидеть 87-метровую башню и всю 100-метровую ширину здания целиком.

Внутри Собор Святого Бавона похож на многие итальянские храмы - его собранию художественных произведений может позавидовать иной музей. Дело в том, что епископ Антониус Триест, управлявший епархией в XVII - XVIII веках, не только пожертвовал на украшение кафедрального храма собственное состояние, но и основал специальный фонд, из которого собор финансируется по сей день. Триест заказал и орган, самый дорогой и совершенный в Бельгии. Этот орган работы XVII века не единственный - в соборе есть ещё три инструмента.

Окна собора украшают шедевры витражного искусства. В залах много мраморных скульптур работы известных мастеров. Но главным украшением Собора Святого Бавона считается алтарь. На нём изображено поклонение агнцу - сцена, в которой сильные мира сего поклоняются ягнёнку, символизирующего Христа. Алтарь расписали Хуберт и Ян Ван Эйки. Алтарь считается не только вершиной их творчества, но и одним из величайших произведений мировой живописи.

Замок графов Фландрии (Гравенстен) - главная достопримечательность Гента

Многие считают замок графов Фландрии главной достопримечательностью Гента. С этим можно спорить, но отрицать внушительную величественность замка невозможно. Укрепления на этом месте строили ещё римляне, но вид, близкий к нынешнему, он приобрёл в начале XIII века. Тогда замок стал полностью каменным и расположился на участке размером 75 × 68 метров. Позже на стенах выстроили 24 башенки, позволявшие вести фланкирующий обстрел всего периметра стен.

Несмотря на свою визуальную мощь, замок графов Фландрии неоднократно брали штурмом. Первыми были викинги, а в конце концов, после ослабления графской власти, замок успешно штурмовали даже горожане Гента - для них он был символом притеснений и угнетения. Ненависть к замку была настолько сильной, что когда последний граф съехал в другую резиденцию, замок начали, как гарнитур в повести «12 стульев», распродавать по частям. В самом крупном здании (на территории замка их три) вообще разместили текстильную фабрику. Опомнились городские власти только в конце XIX века. Части замка с немалым трудом выкупили у владельцев и провели реконструкцию. А уж к 800-летней годовщине существования замка его полностью привели в порядок и устроили внутри музейные экспозиции.

Музей правосудия великолепно иллюстрирует тезис о том, что жители Гента ненавидели Замок графов Фландрии. Правосудие отправлялось весьма специфическими методами с активным применением железа, огня и воды. После музея правосудия музей средневекового оружия, в котором собраны орудия убийства, кажется территорией сплошного позитива. Посещение Замка графов Фландрии обойдётся в 6 евро.

Набережные Граслей и Коренлей

Набережная Граслей переводится как Овощная набережная, набережная Коренлей - Зерновая набережная. Оба берега реки Лейе замощены камнем - это территория бывшего порта Гента начиная с X века. Красивые здания на набережных появились позже (самое старое относится к XII веку. самое молодое построено в XIX столетии), их основной стиль можно охарактеризовать как поздняя готика. Каждый дом имеет свою собственную историю и весьма фотогеничен, поэтому на набережных всегда много туристов.

Самое известное здание - это зернохранилище, элеватор тех времен, а самое необычное - здание гильдии Свободных Судовладельцев, оно принадлежало судовладельцам имеющим право плавания по всей Фландрии. А еще на набережной Коренлей, дом 7 находится здание гильдии Несвободных Судовладельцев - эти моряки не имели права плавания за пределами Гента и для доставки своих грузов в другие районы Фландрии были обязаны перегружать их на суда Свободных Судовладельцев.

На набережных также есть здания гильдии Каменщиков, Сборщиков податей и ряд других, а все вмести они образуют очень гармоничный единый ансамбль, радующий глаз и являющийся сосредоточением общественной жизни Гента.

Башня Беффруа - лучшие виды на достопримечательности Гента

Беффруа - общее название отдельно стоящих башен, наличие которых подтверждало независимость города. С беффруа наблюдали за окрестностями, оттуда же звонили в набат в случае приближения неприятеля. В Генте беффруа построили в XIV веке - шутка ли, по численности населения город уступал тогда только Парижу.

На башню Беффруа посетителям Гента следует подняться сразу по нескольким принам. Во-первых, это одна из немногих европейских башен, оборудованных лифтом. Во-вторых, увидеть воочию механизм, воспроизводящий колокольный звон - карильон - вряд ли удастся где-либо ешё. В-третьих, с Беффруа открываются изумительные виды на Гент. Фотографировать можно во все стороны и каждый снимок окажется превосходным. Внутренняя экскурсия также очень интересна, но за неё придётся заплатить 8 евро с человека.

Церковь и мост Святого Михаила

Замах на рубль, удар на копейку. Эта поговорка исчерпывающе характеризует процесс строительства Церкви Святого Михаила. Гильдия пивоваров Гента решила профинансировать строительство Церкви Святого Михаила с условием, что это будет самое высокое здание в Генте. В 1440 году на месте древнего христианского храма начали возводить новый, но тут история Гента сделал очередной пируэт, и у пивоваров резко закончились деньги. По инерции храм возводили ещё 150 лет, понемногу пристраивая трансепты и нефы. В конце XVI века церковь Святого Михаила, как пишут толерантные историки, пострадала во время религиозных разногласий. На самом деле верх в Генте на короткое время взяли кальвинисты - сторонники радикального протестантизма. Они сначала уничтожили в храме все украшения, а затем и вовсе снесли часть здания. В 1620-х годах церковь пришлось отстраивать заново.

Новое строительство столкнулось со старой, как мир, проблемой - нехваткой денег. В результате получился храм в неоготическом стиле, но без привычных шпилей и высоченной главной башни - ножки протягивали по одёжке.

Внутри также наблюдается скромность. Бьющей в глаза позолоты практически нет. Отсутствует и привычная для таких храмов резьба, ей украшены только исповедальни. Правда, кафедра епископа выполнена очень изящно, алтарь и нефы украшают неплохие живописные работы, и, конечно же, отдельного упоминания заслуживают великолепные витражные окна. Жемчужиной церкви Святого Михаила является одно из полотен Ван Дейка с названием «Христос на кресте». Другая картина с таким же названием находится в Антверпене.

Рядом с церковью находится мост Святого Михаила, украшенный статуей архангела, традиционно поражающего змея.

Арочные каменных переход через реку можно считать сердцем Гента - с него можно увидеть большинство исторических достопримечательностей города.

Ратуша города Гент

Здание Ратуши Гента строилось в тяжёлые для города времена. На время постройки (XVI - XVII века) пришлись самые жестокие репрессии, устроенные испанцами. Гент был разорён, а самые влиятельные и богатые его граждане были объявлены еретиками и казнены. Из-за нехватки средств и упавшего морального духа горожан строительство небольшого, в общем-то, трёхэтажного здания продолжалось десятки лет. За это время сменились архитектурные вкусы, поэтому один фасад ратуши выстроен в готическом стиле, а другой - в стиле Ренессанса.

Внутренняя отделка ратуши была полностью реконструирована в XIX веке. Специалисты даже утверждают, что Эжен Виоле-де-Люк, руководивший реконструкцией, приукрасил внутреннее убранство здания. Но даже если это и так, интерьеры Ратуши ничего не потеряли. Расписные стены обрамлены деревянными резными панелями. В Венчальной часовне можно посмотреть традиционные для Гента витражи. Арсенальный зал знаменит своими деревянными сводами, а кабинет градоначальника обставлен так, будто средневековый мэр вот-вот войдёт в него и приступит к работе.

Посетить Ратушу можно только в сопровождении гида, заранее записавшись на экскурсию. Услуги гида для группы из 20 человек стоят 90 евро.

Здание почты - самая молодая достопримечательность Гента

Здание почты в Генте можно считать образцом неоготического новодела. По архитектуре его можно отнести к XVI - XVII веку, но на самом деле его строительство было закончено в 1910 году. Угловое здание украшают многочисленные башни и скульптуры. Всё продумано: скульптуры символизируют исторически и административные провинции Бельгии. Есть даже фигура, изображающая африканские колонии страны. Над зданием возвышается башня с часами.

 

Долгое время здание почты простаивало пустым, но заброшенным оно не было - власти Гента, видимо, не любят наступать на грабли, и помнят о проблемах с замком графов. В 2017 году в здании открылся отель с 37 номерами с великолепной отделкой. За короткое время отель успел получить множество восторженных отзывов на туристических сайтах.

Музей доктора Гислена

Музей, названный в честь известного психиатра профессора Жозефа Гислена, находится в здании психиатрической лечебницы, которую, собственно, построил сам профессор при помощи городских властей. Лечебница находится в прекрасном обширном парке. Здание интересно само по себе - в его архитектуре прекрасно сочетаются неоготический, неороманский и неоклассический стили.

Экспозиция музея частью иллюстрирует историю психиатрии, частью представляет творчество людей с психическими отклонениями.

В общем-то, потратить 8 евро на посещение музея стоит людям, интересующимся психиатрией. Многие произведения современных мастеров искусств, формально считающихся здоровыми людьми, можно было бы перемешать с творениями пациентов Жозефа Гислена без всякого ущерба для целостности экспозиции.

Добавить комментарий