Города Италии — Сиракузы

      Содержание:
    1. Ортиджа - здесь расположены главные достопримечательности Сиракуз
    2. Храм Аполлона
    3. Соборная площадь - главная площадь города Сиракузы
    4. Церковь и катакомбы Сан-Джованни
    5. Крепость Маниаче
    6. Фонтан на площади Архимеда
    7. Греческий театр
    8. Римский амфитеатр
    9. Алтарь Гиерона II
    10. Ухо Дионисия
    11. Санктуарий Мадонна-делла-Лакрима - современная достопримечательность Сиракуз

Сиракузы - далеко не единственный город, целиком или частично внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Да и достопримечательности Сиракуз не сказать, чтобы очень уж уникальны. Хватает в Европе и старинных крепостей, и древнегреческих театров, и римских амфитеатров, и старинных церквей. И всё-таки смешение географического положения, климата, исторического наследия и денег, выделяемых Евросоюзом на поддержание этого наследия в надлежащем виде, делают Сиракузы весьма интересным для посещения местом.

Город Сиракузы основан древними греками на юго-востоке острова Сицилия в VIII веке до н. э. В древние времена, когда моряки не рисковали плавать в открытом море, Сиракузы находились примерно на полпути между Грецией и Северной Африкой, и автоматически превратились в крупнейший порт и центр торговли. Практически два тысячелетия город был центром богатого региона. Уже во времена Древней Греции его население исчислялось сотнями тысяч. Сиракузы захватывали римляне и испанцы, норманны и арабы, и все понимали - эти городом выгоднее владеть, чем грабить его.

Подкосили Сиракузы средневековые эпидемии чумы, землетрясения и развитие флота. Город нуждался в людях и деньгах, а ни того, ни другого не было. Крупные парусные суда перестали нуждаться в каботажных портах и город постепенно приходил в упадок, как и вся Южная Италия.

Лишь ближе к концу ХХ века Сиракузы снова вздохнули, превратившись в центр сначала внутреннего, а потом и европейского туризма. 125 000 его жителей вполне способны прокормиться, обслуживая приезжих. В отличие от других городов юга Италии, на улицах Сиракуз чисто и практически нет уличной преступности.

Добираются до Сиракуз обычно из Катании - там расположен крупный аэропорт, куда выполняют рейсы и российские компании.

Ортиджа - здесь расположены главные достопримечательности Сиракуз

Ортиджа - это островок, отделённый от «континентальной» Сицилии узеньким проливом. Но, при всей своей узости (около 50 метров), этот пролив сотни лет служил жителям острова превосходным оборонительным сооружением.

Ортиджа - это то, «откуда есмь пошли» Сиракузы. Именно на этом острове коринфянами во главе с Архием в 733 году до н.э. был основан город. Ныне благоустроенный и даже засушливый остров тогда представлял собой большое болото. Греки сумели осушить его, высадили правильные деревья и превратили Ортиджу не просто в пригодное для жизни место, а в центр притяжения для всей Сицилии.

На Ортидже сосредоточены все основные исторические достопримечательности Сиракуз. Древние греки и римляне отличались исключительной рациональностью в планировании городов, а остальным завоевателям и освободителям оставалось лишь ничего не портить.

Храм Аполлона

Храм Аполлона считается древнейшим памятником архитектуры в Сиракузах. Изначально его датировали III веком до н. э., но затем, после очистки от следов более поздних построек, стало ясно, что сиракузский храм был построен в 560 - 570 годах до н. э.

Планировку Храм Аполлона имел вполне типичную для греческих храмов - прямоугольник, обозначенный колоннами с промежутками между ними. В Сиракузах длинные стороны храма составляли по 17 колонн, короткие - по 6. Имелись и свои особенности. Колонны непривычно резко для греческой архитектуры сужались кверху. Кроме того, они стояли довольно близко друг к другу.

Всё это выяснилось лишь в XIX веке, когда известный археолог Паоло Орси обратил внимание на явно неуместные в здании бывших казарм колонны. Параллельно с работой археологов, очищавших колонны от примет новых времён, историки восстановили биографию здания. Оказалось, что до казарм здание служило храмом норманнам, ещё ранее в нём размещались мечеть и христианская церковь, а строилось здание древними греками как храм Аполлона. Нашлись и характерные приёмы строительства, и подтверждающие надписи.

Соборная площадь - главная площадь города Сиракузы

Соборная площадь, или Площадь Дуомо в Сиракузах просто неприлично просторна для такого древнего города - почти 150 метров в длину и 50 метров в самой широкой части! Эта поразительная расточительность объясняется просто: землетрясение 1693 года буквально расчистило юго-восточную часть Сиракуз, и остров Ортиджа в том числе, от частных построек. Античные и старые здания были повреждены, но устояли, а более поздние строения рухнули. Поэтому у городских властей появилась возможность устроить у ратуши и кафедрального собора просторную площадь, хотя и неправильной формы - она вытянута овалом в направлении с севера на юг.

Зато точь-в-точь как и на других европейских площадях, на Дуомо зелень можно увидеть только в кадках и цветочных горшках. Камень сменяет плитку, которая переходит в мрамор. Если бы не лестница кафедрального собора да столики кафе, Соборная площадь походила бы на небольшую взлётно-посадочную полосу.

Кафедральный собор Сиракуз

С Сиракуз началось распространение христианства если не на всю территорию нынешней Европы, то на Сицилию и Апеннинский полуостров точно. Существует предание, по которому апостол Павел отправил некоего Марциана в Сиракузы для распространения христианской веры уже в 36 г. н. э. Христа, согласно каноническому летосчислению, распяли всего тремя годами ранее. Марциан был, видимо, весьма энергичным адептом христианства. Он основал на Сицилии несколько общин и объединил их в епархию. Тогда существовала всего одна христианская епархия в Антиохии, так что сиракузская стала второй. Сейчас многие теологи и учёные оспаривают датировку жизни Марциана, что, впрочем, не отменяет факта появления христианства в Сиракузах уже в I веке н. э.

Кафедральный собор самой старой европейской епархии в Европе выстроили на месте древнегреческого храма Афины. Вернее, даже не на месте, а на базе эллинского храма. В результате политических и военных перипетий кафедральному собору доводилось в течение двух веков служить мечетью. Сарацины, как известно, относились к храмам утилитарно - заменили кресты на полумесяцы, вот вам и мечеть. Сами же христиане активно изменяли облик и интерьер кафедрального собора. Следы этих изменений хорошо видны и сейчас. Это и заложенные пространства между колонн, и прорубленные в стенах арки и окна, и новые стены отгораживающие нефы. Землетрясение 1693 года серьёзно повредило храм. Стены устояли, а вот элементы внешней и внутренней отделки были разрушены.

В результате реконструкции получился классический храм в стиле барокко: два этажа, три нефа, декоративные колонны и скульптуры на фасаде. Главной является фигура Богородицы, которой посвящён собор. Есть также скульптурные изображения Марциана в епископской тиаре и статуя Святой Лючии. Слева и справа от лестницы стоят апостолы Пётр и Павел. Все скульптуры выполнены самым, пожалуй, известным сицилийским скульптором Игнацием Марабитти.

Центральное место в довольно скромном интерьере кафедрального собора занимает алтарь Святой Лючии. Покровительницу города изображает 4-х метровая серебряная статуя. В алтаре хранится часть её мощей. Им пришлось поскитаться - из Сиракуз останки девушки, посвятившей себя служению Христу, выкрали византийцы. У византийцев мощи отбили крестоносцы, которые передали их венецианцам. После долгих переговоров с Венецией в Сиракузы была возвращена кисть руки Святой Лючии.

Интерьер кафедрального собора оформлен очень удачно. Роскошные элементы декора, свойственные католическим храмам, делают заметной нарочитую грубость отделки стен и дорических колонн. Этот контраст намекает на то, что христианство начиналось не в величественных храмах, а в пещерах, подземельях и катакомбах. А роскошное оформление капеллы Святых Даров или главного алтаря, при создании которого использовалась древнегреческая мраморная плита, должно символизировать путь, который прошла христианская вера в своем развитии и распространении.

До недавнего времени посещение кафедрального собора в Сиракузах был бесплатным. Теперь за вход взимают 2 евро. Фотографировать можно без ограничений.

Палаццо Беневентано дель Боско

Самое красивое здание Сиракуз стоит напротив и чуть наискосок от кафедрального собора. Раньше дворец был ратушей, и только в XVIII веке его купила семья Ареццо. Дворец несколько раз менял владельцев, а нынешнее название получил от инициатора самой роскошной реконструкции Гульельмо Беневентано.

Трёхэтажное здание в стиле барокко украшено скульптурами, цветочными барельефами, лепниной и решётчатыми балкончиками. На центральном балконе есть герб семейства Беневентано и надпись в честь посещения дворца королём Фердинандом. Входной портал образуют четыре колонны, поддерживающие балкон.

Во внутренний двор Палаццо Беневентано дель Боско можно попасть через двойные ворота, разделённые атриумом. Пол вымощен разноцветным камнем. Сочетания цветов подобраны так искусно, что делают пол похожим на ковёр.

Дальше внутреннего дворика туристов не пускают - хоть здание и является памятником культуры, оно принадлежит частным владельцам, не расположенным к приёму тысяч посетителей.

Церковь Санта-Лючия-алла-Бадия

Храм, посвящённый покровительнице Сиракуз Святой Лючии, находится на южном конце Соборной площади. До землетрясения на его месте располагался монастырь, здания которого были возведены в XV столетии. После землетрясения Лучано Караччоло за восемь лет возвёл для обновлённого цистерианского монастыря прекрасную церковь в стиле барокко.

Собственно, на Соборную площадь выходит только главный портал церкви Санта-Лючия-алла-Бадия, высота которого превышает 25 метров (само здание примерно на 5 метров ниже). Над входным порталом церкви расположён зарешёченный балкон - с него монахини смотрели на религиозные шествия, участвовать в которых им было запрещено. Сам портал обрамлён двумя колоннами. Фасадная стена выглядит довольно строго, из украшений только барельефы да гербы давно уже забытых родов. Несмотря на то, что церковь возвели довольно быстро, второй этаж фасада слегка отличается от первого - он выглядит ближе к стилю рококо.

Внутри церковь Санта-Лючия-алла-Бадия выглядит на удивление просторной из-за преобладания в интерьере светлых тонов. Здесь сохранились оригинальные фрески, иллюстрирующие жизненный путь Святой Лючии, закончившийся вырванными глазами и кинжалом в шее. Венчает композицию картина Караваджо «Погребение Святой Лючии». Тема и так невесёлая, да ещё и Караваджо с его беспросветным мраком фона контрастирует с общим интерьером. Да и вообще пребывание «Погребения Святой Лючии» в этом храме вызывает некоторые вопросы - полотно должно находиться в другой церкви, Санта-Лючия-фуори-ле-Мура. Однако руководство храма Санта-Лючия-алла-Бадия, получившее картину на время ремонта в конкурирующей церкви, не желает возвращать её.

Посетить церковь Санта-Лючия-алла-Бадия можно бесплатно с 11:00 до 16:00 во все дни, кроме понедельника.

Гипогей под Соборной площадью

Между Кафедральным собором и церковью Санта-Лючия-алла-Бадия, в заборе, огораживающем сад дворца архиепископа, есть довольно неприметная дверь. Это вход в Гипогей - подземные катакомбы. Выход из них находится прямо на набережной, у стен форта.

Катакомб, из которых брали камень для строительства, в Сиракузах несколько. Гипогей, начинающийся под соборной площадью, благоустроили именно для туристов потому, что он небольшой и довольно простой в планировке. Это, скорее, не каменоломня, а несколько подземных ходов от центральной площади к подземному резервуару с водой и форту. Тем не менее, антураж впечатляет - низкие своды, неровные стены, резкие повороты и неожиданные разветвления с блокированными неосвещёнными ходами как бы говорят о том, что и относительно простые катакомбы могут быть опасными.

Маршрут оборудован видеопроекторами, иллюстрирующими историю Сиракуз. Стоимость входного билета - 5 евро. Можно присоединиться к экскурсии, но для этого нужно владеть итальянским языком.

Церковь и катакомбы Сан-Джованни

Катакомбы Сан-Джованни, как и Гипогей, были не только и не столько источником камня. Первые христиане использовали римский подземный акведук как место для собраний и молитв, а также хоронили в них умерших. Захоронения продолжились даже тогда, когда репрессии против христиан прекратились.

Своё название катакомбы получили из-за воздвигнутой над ними, но никак с ними не связанной церкви Иоанна Богослова.

В катакомбах встречаются захоронения разных видов, как одиночные, так и массовые.

Катакомбы Сан-Джованни, в общем, достопримечательность на любителя. Фотографировать в них запрещено, видимо, чтобы не тревожить память умерших. Взимание же 8 евро с человека за доступ в катакомбы, вероятно, как-то с этой памятью согласовано.

Крепость Маниаче

В 1038 году Георгий Маниак, византийский полководец армянского происхождения, в очередной раз (на этот раз последний) завоевал Сицилию для Византии. Заключив мир, Маниак с удовлетворением заметил, что его предшественник, король Фридрих I, уже начал строить укрепления на высоком мысе, с которого можно было контролировать вход в гавань. Византиец закончил строительство, что, правда, не помогло - в 1040 году византийцев окончательно выбили с Сицилии. Но значение укреплений никуда не делось, и в XIII веке в Сиракузах была построена мощная крепость, отделённая от острова Ортиджи рвом с водой.

С туристической точки зрения Кастелло Маниаче скучновата. По сути, это набор мощных высоких стен, больше в крепости нет ничего.

Возможно, у знатоков истории фортификации крепость, особенно её панорамные фотографии и вызовут интерес, но в отзывах многих посетителей сквозит мысль «А стоило ли отдавать 4 евро?»

Фонтан на площади Архимеда

Сиракузы и Архимед неразрывны в памяти сотен миллионов людей. Архимеда считают самым знаменитым жителем Сиракуз. Великий учёный родился и умер в этом городе. Память Архимеда в Сиракузах чтят. Есть музей, памятник и площадь Архимеда. Правда, вопреки логике, в центре одной из центральных площадей Сиракуз, названной в честь великого земляка, стоит фонтан, изображающий древнегреческую богиню охоты Артемиду и ряд фигур помельче.

Скульптурная группа выполнена в стиле ренессанса, но на самом деле фонтан гораздо моложе - он сооружён в начале ХХ века.

Греческий театр

Древние греки, как известно, не стремились остаться в истории создателями циклопических сооружений. Они не строили ничего гигантского, не пытались поразить размерами того, что создавали. Но, даже создавая предельно утилитарные сооружения, они удивляли потомков тысячелетия спустя.

Греческий театр в Сиракузах является изюминкой археологического парка «Неаполис» - музея под открытым небом, в котором представления вся история Сиракуз с бронзового века. Современные театры - это огромные здания, шедевры архитектуры, вмещающие пару тысяч зрителей. Греческий же театр состоял из трёх компонентов: скены (аналог нынешних гримёрок), орхестры (собственно сцены) и театрона, в котором располагались зрители. Для того, чтобы увеличить число мест в театроне, обычно делали полукруглую насыпь. В Сиракузах же театрон высекли прямо в монолитной скале. И помещалось в нём минимум 16 000 зрителей.

Сооружение впечатляет не меньше египетских пирамид. Огромный полукруг вырубали не просто так, а чтобы обеспечить зрителям вид на море и вулкан Этна. На сцене, отгороженной от моря высокой стеной, отражающей звуки, выступали не только драматические актёры и музыканты. В римские времена в театре проводили бои гладиаторов.

Театр функционирует и сейчас. Осмотреть его можно за 10 евро - столько стоит входной билет в парк «Неаполис». Чтобы посмотреть театральное представление, придётся расстаться с куда более внушительной суммой. Самый дешёвый билет стоит 47 евро, это боковые сектора. чем лучше место, тем выше стоимость. При этом билет подразумевает только вход на сектор - место нужно искать самому. А приобрести билет на конкретное место можно, доплатив ещё 26 евро.

Римский амфитеатр

Есть в Сиракузах и римский амфитеатр - римлянам, видимо, привычнее было размещаться у арены по кругу. Этот памятник практически не реставрировали, скорее, наоборот - постоянно разбирали ради стройматериалов.

Поэтому сейчас амфитеатр выглядит достаточно печально, как заросший травой заброшенный провинциальный стадион советских времён.

Алтарь Гиерона II

Судя по алтарю Гиерона II, находящемуся в парке «Неаполис» недалеко от римского амфитеатра, после III века н. э., когда он был построен, боги должны были относиться к жителям Сиракуз более чем лояльно. На гигантском постаменте (сейчас от него осталось только основание) приносили в жертву сотни быков одновременно.

Размеры этого «разделочного цеха» это позволяли - алтарь был почти 200 метров в длину и 22 в ширину.

Ухо Дионисия

Тот самый Караваджо, на полотнах которого вечно клубится мрачная тьма, и который написал «Погребение Святой Лючии», любил рассказывать легенду о тиране Дионисии I. Как и подобает представителю творческой интеллигенции, Караваджо излагал всё максимально запутанно, пугая публику. По его словам, Дионисий нашёл уникальную пещеру, усиливающую самый тихий шёпот до громкого звука. И вот в этой пещере тиран то ли пытал ни в чём не повинных людей, то ли запирал их вместе, чтобы подслушать разговоры и уже потом попытать, то ли получал наслаждение от криков пытаемых.

В общем, ни с Караваджо, ни с Дионисия не убудет, а в Сиракузах есть достопримечательность - пещера, усиливающая звук.

Правда, сейчас она ничего уже не усиливает - видимо, произошли подвижки почв - но ведь когда-то это было?

Санктуарий Мадонна-делла-Лакрима - современная достопримечательность Сиракуз

Санктуарий это церковь или другое святое место, провозглашённое обьектом паломничества верующих. Церковь плачущей Мадонны начали строить в Сиракузах в 1966 году. 6 ноября 1994 года, после окончания строительства, она была освящена папой Иоанном Павлом II.

Из-за необычной формы здания у церкви сразу появилось «народное» название - «соковыжималка».

С самого начала проект французских архитекторов Мишеля Андраульта и Пьера Парата вызывал много возражений, прежде всего связанных с изменениями, вносимыми этим «железобетонным монстром», в историческую застройку Сиракуз. Но со временем страсти улеглись и теперь ребристое здание высотой 103 метра, увенчанное позолоченной фигурой Мадонны, хорошо видно из любого уголка Сиракуз. Храм вмещает 6000 сидящих или 11000 стоящих посетителей.

Добавить комментарий