Города Италии — Бергамо
Несмотря на обилие достопримечательностей, с туристической точки зрения итальянский город Бергамо почему-то всегда считался недооценённым. Всемирная известность пришла оттуда откуда ее точно не ждали – в марте 2020 года фантасмагорические кадры, на которых достопримечательности Бергамо служили фоном для верениц гробов, размещённых в военных грузовиках, облетели весь мир. В городе с населением менее 120 тысяч от коронавируса в неделю умирало до 150 человек.
Оказалось, что престижный статус транспортного авиационного хаба, которым обладает аэропорт Бергамо, может стать фатальным – вирус мог прибыть из Франкфурта-на-Майне – крупнейший аэропорт Европы традиционно отправляет грузы и пассажиров южного направления в Бергамо – здешний аэропорт обслуживает значительную часть северной Италии, включая Милан.
Местный футбольный клуб «Аталанта», время от времени гремящий на всю Европу, также мог стать причиной эпидемии – болельщики колесят за командой по всей Европе. При этом стадиона, соответствующего международным требованиям, в Бергамо нет, и «Аталанта» принимает иностранных соперников в том же Милане.
Впрочем, смертность от коронавируса кажется катастрофой нам, изнеженным жителям XXI века. За 2 500 лет существования Бергамо переживал и более серьёзные потери в населении.
Бергамо был основан кельтами-ценоманами. В эпоху Пунических войн это племя поддерживало Рим, но по мере укрепления централизованного государства дороги римлян и кельтов разошлись, и последние отправились на юг нынешней Франции (там они всё равно со временем попали под власть римлян). Бергомум же, названный в честь кельтского бога Бергимуса, стал полностью римским городом. В V столетии его разрушили гунны, частью перебив, частью разогнав жителей.
Бергамо пережил соперничество миланцев и венецианцев, гвельфов и гибеллинов, две эпидемии чумы и нашествие Наполеона. Наступивший в конце XV века период относительного спокойствия продлился 200 лет – за бергамасков в ту пору воевали венецианцы. Город стал крупным центром производства и торговли тканями. Во второй половине XIX века Бергамо был одним из центров борьбы за объединение Италии. Его даже прозвали «Городом тысячи», так как именно в Бергамо начался знаменитый «Поход тысячи» против Королевства обеих Сицилий.
В ХХ веке развитие Бергамо как промышленного центра продолжилось. При этом, в отличие от других городов северной Италии, экономика Бергамо «материальна»: в полумиллионной агломерации производят металл, цемент, энергетическое оборудование, продукты питания и напитки, развито судостроение.
Традиционно город делится на две части. Историческая часть, которую называют Верхний город, лежит на холме, являющемся самым первым отрогом Альп. Этот район, ещё именуемый «Старым городом» или по итальянски «Читта Альта», очень компактен, как и все старинные средневековые города.
Верхний город отгорожен от остального Бергамо внушительной крепостной стеной. Строили её по плану и под руководством венецианцев, когда в XV веке Бергамо стал частью их могущественной республики. Чужаки не проявляли особой чуткости к местным жителям и ради постройки стены снесли десятки домов. Это вызвало недовольство бергамасков, но зато город обзавёлся ещё одной достопримечательностью. Шестикилометровая стена полностью сохранилась, а этим в Италии могут похвастаться всего четыре города. Через и вдоль неё проложен пешеходный маршрут, по которому можно подняться в Верхний город, если нет желания пользоваться транспортом.
Горный отрог спускается в долину, в которой расположен Нижний город «Читта Басса». Тут издавна селился люд победнее, располагались промышленные мастерские и проходила ярмарка. Нижний город был перестроен по общему плану в ХХ веке. Он геометрически точен, улицы и проспекты просторны. Всего в новой части города 25 кварталов.
Части Бергамо соединяют фуникулёры. Первая дорога, спроектированная и построенная Алессандро Феретти в 1887 году, поднимает пассажиров в Старый город за 2 мин. 40 сек. Другой, более новый фуникулёр построен в 1912 году. Он поднимает пассажиров из Старого города в самую высокую точку местности, на холм Сан Виджилио. Этот маршрут длиннее и дорога занимает 6 минут.
Фуникулёры входят в систему общественного транспорта Бергамо, поэтому для проезда достаточно иметь городской суточный (3,5 евро или 5 евро с поездкой в аэропорт) или трёхсуточный (7 евро со всеми опциями) билет. Собственно поездка на фуникулёре стоит 1,3 евро. В выходные и праздничные дни на станциях фуникулёра образовываются приличные очереди, но подняться в Верхний город или спуститься в Нижний можно и на автобусе.
С точки зрения «большой» географии в Бергамо также всё идеально – до Милана 50 км, до Швейцарии и Альп 30, и находится город на пересечении двух автомагистралей. Проходит через Бергамо и железнодорожная линия. Проехаться на день к морю или к горнолыжным трассам не составляет никакой проблемы.
В Бергамо родился архитектор Джакомо Кваренги, которого из-за обширного творческого наследия, оставленного в России, можно считать русским, тем более, что и похоронен он в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. А вот композитор Гаэтано Доницетти и родился, и умер в Бергамо.
Но самым известным уроженцем города нужно считать Арлекина. Персонаж комедии дель арте (комедия масок), одетый в колпак и одежду с заплатами-ромбиками, которого иногда называют Труффальдино, известен во всём мире. Лентяй, бабник и балагур по легенде родился в Бергамо, но переехал в Венецию, где было больше богатых простаков. За это на него не обижаются, более того увековечили, поставив памятник.
Piazza Vecchia (Старая площадь) – главная площадь города Бергамо
Размеры главной площади Старого города едва превышают 60 метров в длину и 25 ширину, однако это не мешает ей быть сердцем города и центром притяжения для туристов. Старая площадь вымощена красноватой плиткой, расчерченной диагональными светло-серыми полосами. Рисунок визуально увеличивает площадь. Что касается застройки, то её лаконично и ёмко охарактеризовал французский архитектор Ле Корбюзье. По его мнению, нельзя ни прибавить, ни отнять ни единого камня у Старой площади Бергамо.
Фонтан Контарини
В центре площади стоит белоснежный фонтан Контарини. Он назван в честь подеста (градоначальника) Альвизе Контарини, правившего Бергамо в XVIII веке. Подеста назначались из Венеции и обладали очень широкими и не описанными в законах полномочиями. Это позволяло им накапливать крупные состояния. Часть своего состояния подеста Контарини пожертвовал на постройку фонтана в Бергамо.
Фонтан Контарини представляет собой композицию из десяти невысоких фигур (по 4 льва и змея и 2 женщины) и трёх чаш – большой и двух поменьше. Воду из фонтана можно пить. Вид на фонтан и расположенный за ним Палаццо делла Раджоне является одним из визуальных символов Бергамо.
Палаццо делла Раджоне
Здание Палаццо делла Раджоне было построено более 800 лет назад специально для городского совета. Возможно, это самое старое здание местного самоуправления в Италии. С течением времени внешнее оформление и концепция использования менялись.
Нынешний внешний вид – сквозной арочный проход вместо первого этажа и боковая входная лестница – здание приобрело после пожара и реконструкции в XVI веке. Тогда же были изменены окна, а на фасаде появились балкон и лев.
Интересно, что от архитектора Пьетро ди Изабелли потребовали не только максимально воспользоваться остатками здания, но и не повредить тротуар перед ним.
В то время Бергамо уже управляли венецианские подеста, поэтому реставрацию Палаццо делла Раджоне и создание фресок оплачивали венецианцы, отсюда и крылатый лев – символ Венеции. Последние изменение фасада произошло в начале XIX века – захватившие Бергамо французы уничтожили барельеф льва – его восстановили только в ХХ веке.
Сейчас в Палаццо делла Раджоне работает музей фресок и проводятся выставки. А под портиком можно полюбоваться средневековыми солнечными часами.
Гражданская башня (Torre civica)
Башню высотой 52 метра называют также Колокольней. Построило её в XI – XII веках знатное семейство Суарди. Высота её изначально составляла 36 метров, и служила башня не крепостным сооружением, а жилым домом – времена тогда в Бергамо, да и на всей территории будущей Италии были суровыми. Потом башню надстроили и сделали сигнальной – установили колокол.
Послужила она и наблюдательным постом, и тюрьмой. В ХХ веке в башне появился лифт, внутри устроили небольшой музей, а на верхнем уровне – смотровую площадку. Часы на башне относительно новые. В старых механизм барахлил так сильно, что неточность часов критиковали не только в газетах, но и в специально написанной трёхактной пьесе.
Посетить Гражданскую башню можно за 5 евро.
Палаццо Нуово
Дворец этот действительно «нуово» то есть «новый». Его строительство, длившееся 300 лет, было окончательно завершено в 1928 году. Это, конечно, не означает, что в центре Бергамо 300 лет стоял недострой – как многие крупные здания его строили частями, готовыми к эксплуатации. В самой старой, построенной в XVII веке, заседал городской совет, который в Бергамо называется несколько зловеще – «Maggior Consiglio».
Затем Дворец передали городской библиотеке. Она в Бергамо очень старая, и часть её фонда сделала бы честь многим историческим музеям. В Палаццо Нуово книги получили достойное обрамление. У беломраморного здания в стиле ренессанс стоят скульптуры Индустрии, Ремесла, Сельского хозяйства и других отраслей. Внутри дворца посетителей встречает роскошный атриум со средневековым пюпитром для чтения, гербами, бюстами и пр. Залы оформлены по-разному, но их отделку объединяют роскошь и элегантность.
Piazza del Duomo (Соборная площадь)
Собственно, до постройки Палаццо делла Раджоне Соборная и Старая площади были единым целым. В Палаццо первый этаж специально сделали проходным, чтобы окончательно не разгораживать две площади. И фасадов у Палаццо делла Раджоне два – чтобы хватило каждой площади. Но и глубокий смысл в разделении есть – если на Старой площади стоят «светские» здания, то на Соборной преобладают «духовные».
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Эту базилику начали сооружать на Соборной площади в XII веке на месте Церкви Девы Марии, которую сейчас датируют VIII столетием. Освящение главного алтаря состоялось в 1185 году, но строили и перестраивали Базилику Санта-Мария-Маджоре ещё 350 лет, а с оформлением интерьера закончили только в XVII веке.
Здание базилики имеет явные готические черты. У храма есть особенность – у него целых четыре входа. Место напротив пресвитерия, в котором обычно располагают вход в католический храм, перекрыто епископским дворцом, поэтому в базилику входят, в основном, через ворота красных львов (их украшают скульптуры львов из красного мрамора)
или через ворота белых львов, там львы, соответственно, белые.
В интерьерах базилики преобладает барокко. Стены украшают флорентийские и фламандские шпалеры. Очень красивы инкрустации в алтарной части. Они выполнены из дерева, причём для получения цветов и оттенков использовалась древесина разных пород.
Выделяются также картина «Переход через Красное море» кисти Луки Джордано (конец XVII века) и остатки фресок конца XIII века. В храме похоронен композитор Гаэтано Доницетти.
Капелла Коллеони
К Базилике Санта-Мария-Маджоре пристроена выдержанная в едином с ней стиле Капелла Коллеони, фактически являющаяся усыпальницей кондотьера Бартоломео Коллеони и его дочери Медеи.
Коллеони, если не принимать во внимание весьма сомнительные подвиги в войнах одних итальянцев с другими, прославился тем, что первым применил артиллерию в пехотном бою. До 1467 года, когда войска Венеции под командованием Коллеони разбили объединённую армию Флоренции и Милана, артиллерию применяли только при осаде крепостей. Второй несомненной заслугой Коллеони являются 100 000 золотых, завещанных Венеции для поминовения собственной души.
Этому человеку и посвящена капелла, соседствующая с базиликой – здание в стиле ренессанс, выполненное в чуть более светлом тоне, чем сама базилика.
К квадратному помещению усыпальницы пристроен более низкий алтарь. Гробница Коллеони находится в триумфальной арке, у стены. Её украшают рельефы на евангельские темы, головы львов и памятник самому кондотьеру из позолоченного дерева. Рядом – могила дочери, Медеи. Она была поздним ребёнком, но умерла за 5 лет до смерти отца и была похоронена в городке Урньяно. Её прах перенесли в капеллу в 1842 году.
Бергамский Кафедральный собор
История Дуомо-ди-Бергамо длинна и обильна событиями. Однонефный храм в форме латинского креста освящен в 1638 году во имя воина и мученика Александра Бергамского. Дуомо продуман и красив, но так зажат между Базиликой Санта-Мария-Маджоре и другими зданиями, что получить о нём цельное впечатление невозможно. По частям видно, что строили собор на месте старого храма, можно выделить некоторые архитектурные элементы, восхититься позолоченной статуей Святого Александра, венчающей купол, и очень красивым трёхарочным входным порталом с куполами и скульптурами. Но в целом собор даже с фасада сфотографировать не получится.
Впечатления от интерьера куда как более цельные. Превосходное сочетание белого цвета, позолоты и тёмного дерева оттеняет пол в чёрно-белую клетку.
Рядом с двумя резными кафедрами располагаются два балкончика. Живописные полотна, украшающие стены, выглядят, словно иллюстрация к странице «Эпоха Возрождения» из учебника живописи. Бронзовой скульптурой увековечен папа Иоанн XXIII, родившийся в Бергамо. В целом всё выглядит гармонично и торжественно.
Баптистерий – «кочующая» достопримечательность Бергамо
Небольшое восьмиугольное здание при католических церквях служило местом крещения. В Бергамо Баптистерий украшают 8 скульптур по углам здания снаружи и 8 барельефов на евангельские сюжеты на стенах внутри. Кроме того, помещение украшают превосходные мозаичные панно. В центре Баптистерия стоит ванна для крещения, изготовленная из мрамора и порфира. Рядом с этой купелью стоит прекрасная скульптура Иоанна Крестителя.
Баптистерий в Бергамо называют кочующим. В XIV веке он находился внутри храма Санта-Мария-Маджоре. Затем его два или три раза разбирали и собирали на новом месте, пока он не оказался на нынешнем месте, на западном краю Соборной площади.
Крепость Rocca di Bergamo
Крепость, стратегически призванная оборонять Бергамо с Востока от венецианцев, была почему-то построена этими же венецианцами в конце XV века. Более того, её совершенствовали и развивали вплоть до середины века XIX, пока не стало ясно, что с окружающих гор артиллерия разнесёт в пыль любую крепость. В результате Бергамо достался очередной памятник архитектуры.
После того, как оборонное ведомство передало крепость городу, вокруг неё разбили прекрасный парк, а внутри устроили музей с пафосным названием Музей Обороны и Сопротивления. Желающие осмотреть холодное и огнестрельное оружие, модели блиндажей и другие шедевры милитаристской мысли могут заплатить за вход 4 евро.
Погулять по парку, осматривая пушки, бронемашины и танки, можно бесплатно.
Цитадель Cittadella di Bergamo
Так же, как защищаться от Венеции мощным укреплением на востоке, защищаться от Милана нужно было цитаделью на западе Бергамо. И здесь подсуетились венецианцы, и здесь никуда не деться от подеста Бартоломео Коллеони. Казармы для солдат – а именно их именуют сейчас цитаделью – были построены настолько мощными, что враг в них и не сунулся. Просто политики сдавали город без военных действий. Зато остались помещения под Музей естественных наук и Музей археологии. И там, и там можно посмотреть на скелеты динозавров, ремесленные промыслы и исторические одеяния итальянцев.
Академия Каррара
Итальянский классицизм строг и где-то даже обижен на всех вокруг. Здания в стиле классицизма в Италии это нечто среднее между почтамтом и горсправкой. Если российские дома, возведённые в стиле классицизма, своим внешним видом как бы говорят: входи, у нас много интересного, то их итальянские коллеги как бы несут на себе штампы «Совершенно секретно. Живёт Дож» или вообще «Осторожно, отравлено, Борджиа».
Так и академия Каррара в Бергамо. Вроде бы и красивое светлое здание (хоть и знаешь из путеводителя, что это перестроенный трактир), но не отпускает ощущение, что из громкоговорителей на столбах вот-вот раздастся что-то вроде: «Прогулка окончена, заключённым вернуться в камеры!»
Это, конечно, лишь внешнее впечатление. Наследство графа Джакомо Каррара, купившего трактир и завешавшего Бергамо свою коллекцию живописи, преумножено в несколько раз. У графа было порядка 1 500 картин, сейчас их около 8 000. Появились и галерея современных художников, и настоящая Академия для начинающих живописцев. После реконструкции и нового открытия в 2016 году Академия Каррара стала одной из самым современных картинных галерей Италии.
Бергамо Гаэтано Доницетти
С Бергамо Доницетти был связан с рождения до смерти, но одновременно город был его проклятием. Сын разнорабочего и швеи был обречён на отъезд из Бергамо. И точно так же Доницетти был обречён на бесконечное творчество, просто чтобы оьбеспечить приелемый уровень хжизни. Постоянное написание опер, песен и кантат уничтожило талантливого композитора примерно так же, как скоростное творчество уничтожило Моцарта.
Уже после жизни Доницетти земляки, признав его талант, начали чтить его память музеями, памятниками и фестивалями.
В музее на Виа Арена, 9 можно увидеть множество автографов композитора, и услышать байку о Россини, не умевшем сочинять музыку так быстро, как это делал Доницетти. Доницетти, будучи приглашённым к высокопоставленной даме, за время ожидания у камина сочинил целую оперу, а Россини смог ответить только через полторы недели, сочинив весьма слабенькое произведение.
Достопримечательности Бергамо на карте
Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц