Города Испании — Севилья

Немногие города Испании могут похвастаться такой длинной и разнообразной историей, как Севилья. Первыми на землях где ныне расположен четвертый по величине город Испании (в современной Севилье проживает около 700 тыс. человек) жили иберы, которых во II веке до нашей эры сменили финикийцы, которых в свою очередь вытеснили греки. Однако эти народы архитектурных следов после себя не оставили. Архитектурные достопримечательности Севильи сохранились, начиная, с эпохи Древнего Рима - своё поселение римляне называли Испалис.

С угасанием Римской империи город достался вестготам. Они основали здесь своё королевство, а будущая Севилья стала его столицей. Затем пришла очередь арабов. В течение пяти веков пришельцы из Африки владели бóльшей частью Испании. Топоним «Севилья» происходит от арабского названия провинции Ишбилья.

В середине XIII века город Севилья снова стал христианским и продолжает оставаться им до сих пор. После открытия Нового Света именно в Севилье расположилась Каса-де-ла-Контратасьон (исп. «торговый дом») - правительственная организация, монопольно контролировавшая грузооборот Испании с Америкой. Причём в Севилье не только принимали драгоценные металлы и жемчуг из Америки. Столь необходимая испанским колониям продукция европейской промышленности, стройматериалы и потребительские товары также отправлялись за океан из Севильи.

Всё закончилось в XVII веке с обмелением главной артерии города - реки Гвадалквивир. Морские суда стали швартоваться в Кадисе, расположенном ниже по течению. Туда перебралась и Каса-де-ла-Контратасьон. Ранее инквизиция изгнала из Севильи десятки тысяч мавританцев, главным занятием которых были ремёсла - никто ведь не думал, что Гвадалквивир обмелеет. Пришлось Севилье с большим трудом переключаться с торговли на собственное производство. Да ещё и подоспел кризис, в результате которого Испания выпала из числа ведущих мировых держав…

Положение выправилось лишь тогда, когда пришла пора индустриализации. На стыке XVIII и XIX веков Гвадалквивир углубили. Порт из Кадиса обратно не перебрался, но в Севилье стало возможным строить крупные суда. Упадок испанской промышленности удешевил рабочую силу, и постепенно в страну потянулись мировые производители. Сейчас в Севилье производят космическую технику и автомобили, продукты питания и напитки, шьют одежду и обувь. В специальном промышленном парке работают компании развивающие передовые технологии. Но, несмотря на это, 4/5 всех доходов городу приносит сфера услуг - Севилью круглый год посещают миллионы туристов.

В Севилье превосходный климат. Среднегодовая температура превышает +18°С при влажности примерно 60% - тепло (правда, иной раз жарко, летом может быть до +40°С) и сухо.

Площадь Испании - испанская ВДНХ

Площадь Испании столь пафосное название получила не случайно. В 1929 году в Севилье должна была состояться Иберо-американская выставка. На ней представлялись достижения науки, техники и культуры стран Северной и Южной Америк и Испании. Причём страну-хозяйку представляла не единая экспозиция, а отдельно каждый регион. Собственно, экспозицию можно было бы назвать Выставкой достижений испаноговорящего хозяйства.

Дабы поразить публику со всего света, в Севилье построили оригинальную полукруглую площадь. Она окружена зданиями, в которых размещались павильоны стран-участниц, причём вход в каждый павильон отображал национальные особенности. Четыре мостика, идущие от установленного в центре фонтана, символизируют четыре испанских королевства. Преемственность истории выражает и архитектура павильонов и расположенного рядом парка. Главное здание выполнено в стиле барокко, прилегающие сооружены в стиле ренессанс, а стены и прилегающий парк украшены в популярном в Испании стиле мудехар: смеси мавританского стиля, ренессанса и барокко. Здания и площадь облицованы светлой желтоватой плиткой, создающей ощущение солнечного света даже в пасмурную погоду.

Мэрия города Севилья

До начала XVI века местное самоуправление Севильи обходилось без собственного помещения. Но как только через город полился поток испанского золота, местные власть имущие решили построить для своих заседаний отдельное здание. Его размеры показывают, какие деньги водились в казне Севильи в те годы.

Скорее всего, деньги повлияли и на сроки строительства. Богато украшенное как внутри, так и снаружи, здание возвели всего за 7 лет. В это же время соборы сопоставимого размера строили столетиями. Передний фасад украшен большим количеством скульптур и лепнины. Специалисты характеризуют стили украшений как платереско - испанская локализация ренессанса с ещё большим количеством украшений. Западный фасад, изначально бывший задним, в XIX веке реставрировали в стиле неоклассики, и теперь парадных вход находится на западной стороне здания.

Внутри здание Севильской мэрии разбито на ряд больших залов и комнат поменьше. В росписи стен и потолков принимал участие Веласкес. Несмотря на то, что органы самоуправления Севильи, однажды въехав в здание, продолжают в нём работать по сей день, внутренние интерьеры с лепными потолками, украшенными резьбой стенами и великолепной центральной лестницей прекрасно сохранились. В здании хватает места не только для органов местной власти. В нём хранится писаная история Севильи - огромный архив документов XIII - XVI веков.

Алькасар - достопримечательность Севильи в стиле мудехар

Замки, дворцы и крепости есть во многих странах, а вот алькасары - только в Испании. Изначально так называли крепости, построенные во времена арабского владычества. Потом, видимо, слово понравилось, и алькасарами стали называть и дворцы.

Севильский Алькасар с арабами имеет только историческую и культурную связь. Те построили на месте нынешнего дворца форт, а потом и полноценную крепость. Во время Реконкисты её разрушили, а в XIV веке Педро I приказал построить резиденцию для себя и будущих королей. Со времени постройки Алькасар является официальной резиденцией испанских монархов в Севилье.

Севильский Алькасар является одним из самых крупных сооружений в стиле мудехар. Дворец неоднократно достраивали, поэтому сейчас он является целым комплексом зданий, включающим в себя и готические строения.

Изумительна внутренняя отделка Алькасара. Она усложняется и становится всё тоньше от зала к залу. Самыми красивыми считаются Посольский зал и Комната Карла V, украшенные не только скульптурами и лепниной, но и масштабными живописными полотнами и портретами испанских королей.

Сложная архитектура дворца позволила создать множество отдельных двориков, каждый из которых оригинально оформлен и имеет свою историю. В дворике охотников, например, Педро I в один день казнил сразу четырёх коррумпированных судей.

В Алькасаре также есть большой сад, растущий на отдельных террасах. Среди аккуратно подстриженных кустарников и деревьев бродят павлины. В одном из уголков сада есть подземная купальня - в средневековой Испании нравы в отношении обнажения были весьма суровыми. Пейзаж оживляют многочисленные беседки, оформленные в разных архитектурных стилях.

Севильский кафедральный собор

Наверное, первым в списке того, «что посмотреть в Севилье» следует поставить Севильский кафедральный собор или собор Мария-де-ла-Седе. Самый большой готический храм в Европе воздвигнут на части фундамента мечети, а его перестроенная колокольня высотой около 100 метров раньше служила минаретом. В первые годы после изгнания арабов мечеть служила христианским храмом без переделок. Лишь с появлением американского золота (главный крест собора отлит из самого первого золота, доставленного Христофором Колумбом) собор стали перестраивать и расширять.

Храмовая колокольня называется Хиральда (исп. Giralda — «флюгер») и является самой узнаваемой достопримечательностью Севильи.

Флюгером служит, созданная в 1568 году скульптором Бартоломе Морелем, 4-х метровая бронзовая фигура Веры со знаменем в руках.

Сейчас Собор Мария-де-ла-Седе представляет собой комплекс, состоящий из десятков часовен и огромной основной капеллы, общей длиной 116 и шириной 76 метров. Внешние стены собора украшают скульптуры святых и лепные фигуры, причём по стилю стены заметно отличаются.

Внутри собора также заметно стилевое разнообразие - часовни оформляли разные мастера. Некоторые скульптуры, в частности, статуя Мадонны, старше самого собора. Практически сохранился оригинальный алтарь, составленный из небольших барельефов. В Королевской часовне находятся захоронения королей.

Был здесь похоронен и Христофор Колумб. Его прах неоднократно перевозили в Америку и обратно, да так, что документальные подтверждения места захоронения затерялись. Сейчас в ходу компромиссная версия - в Севильском соборе похоронен Колумб, но не первооткрыватель, а его сын Диего.

В соборе также хранится уникальная библиотека документов эпохи Колумба, включающая в себя рукописи великого мореплавателя и уникальные экземпляры первых печатных книг на испанском языке.

Архив Индий - «Содержание важнее формы»

Здание Архива Индий в Севилье прекрасно иллюстрирует тезис «Содержание важнее формы». Выстроенное в стиле ренессанс здание для биржи внешне не отличается от тысяч себе подобных сооружений, построенных по всей Европе. Разве что угловые башенки придают ему небольшое своеобразие Вряд ли Архив Индий был бы включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, если бы не содержащиеся в нём документы.

В Архиве собрана практически вся исходящая официальная переписка, связанная с открытием и освоением Америки и Филиппинских островов. Чего стоят только один судовой журнал первой экспедиции Колумба или собственноручно написанные отчёты конкистадоров.

Архив огромен. На его полках хранятся более 80 млн. страниц документов. Только во вспомогательной библиотеке содержится 25 тыс. томов. При этом здания хватает не только для хранения документов, но и для работы с ними - в нём есть несколько больших читальных залов и десятки кабинетов поменьше.

Администрация архива идёт в ногу со временем. Постоянно проводятся бесплатные тематические выставки. На сайте Архива не только можно совершить виртуальную прогулку по зданию, но и ознакомиться с уже оцифрованными документами. Оцифрована уже примерно четверть фондов Архива.

Торре-дель-Оро (Золотая башня)

Эту 37-метровую башню мавры соорудили для защиты Севильи от нападения с реки. Гвадалквивир в случае опасности перегораживали массивной цепью, один из концов которой крепился к Золотой башне. Происхождение названия неясно: то ли из-за изразцов, которыми украшена башня (в свете восходящего или заходящего солнца они действительно дают красивый золотой отблеск), то ли из-за того, что башня служила перевалочным пунктом для привезённого из Америки золота.

Снаружи башня состоит из трёх ярусов: массивного нижнего 12-гранника, намного меньшего второго уровня также с 12 углами, и гладкой цилиндрической колонны с куполом, венчающим сооружение. Первые два уровня построили арабы, верхний надстроен в XVIII веке.

Торре-дель-Оро успела послужить тюрьмой и часовней, а уже в ХХ веке в ней открыли небольшой, но очень интересный морской музей.

Дом Пилата

Знаменитый прокуратор Иудеи если имеет отношение к Дому Пилата в Севилье, то очень уж опосредованное. По легенде, Фадрике Энрикес, представитель второго поколения Энрикесов, строивших этот дом, после паломничества в Святую землю счёт, что от дома Понтия Пилата до Голгофы точь-в-точь такое же расстояние, как от его дома до часовни Крус-дель-Кампо, вот дом и получил имя собственное.

Дом Пилата и без легенд представляет собой шедевр архитектуры, по меньшей мере, не уступающий Алькасару. Отделка стен внутреннего дворика, выполненная в стиле мудехар, ставшая бы главным украшением любого другого здания, здесь выглядит предельно естественной и органичной.

Патио украшают двухъярусные аркады. По углам дворика расставлены статуи Цереры, Афины, Музы и Минервы. В центре фигуры дельфинов удерживают фонтан, который венчает фигура Януса.

Внутри стены Дома Пилата облицованы разнообразной керамической плиткой. В некоторых комнатах сохранена средневековая обстановка с картинами Гойи и Пачеко Франциско.

Как и положено уважающему себя испанскому дворцу, в Доме Пилата есть сады. Оба, и большой, и малый, украшены скульптурами. В большом саду есть изящно отделанная пещера, композиция малого сада сосредоточена вокруг фонтана в виде Вакха.

Королевская табачная фабрика

Одним из локомотивов возрождения экономики Севильи в XIX веке стал табак. Был период, когда три четверти выкуренных в Европе сигар производились на Королевской табачной фабрике в Севилье.

Здание фабрики, построенной в конце XVIII столетия, проектировали военные инженеры, не забывшие обнести стратегическое производство защитным рвом.

Во время постройки табачной фабрики промышленной архитектуры ещё не было, поэтому выглядит фабрика как дворец аристократа средней руки построившего себе огромное жилище в стиле барокко с соответствующей отделкой в виде пилястров, символов власти и статуй.

Именно на этой фабрике завязывается сюжет оперы Жоржа Бизе «Кармен» когда в первом действии цыганка Кармен устраивает драку с поножовщиной с одной из работниц, а драгун Хозе помогает ей бежать из под стражи.

Сигары на фабрике уже не производят, однако здание не пустует. Сейчас в нём размещается администрация Севильского университета и ряд его факультетов.

Дворец Сан-Тельмо

Дворец Сан-Тельмо - здание для Севильи уникальное. Он построено в стиле мексиканского барокко, характеризующего яркостью и огромным количеством украшений. Здание строилось для испанского аналога нахимовских училищ, и его архитектура недвусмысленно намекала воспитанникам, куда им предстоит плавать.

Главным украшением дворца является резной портал, посвящённый святому Тельмо - покровителю всех моряков. Углы здания венчают скульптуры, внутри есть насколько тенистых двориков. На фасаде расположены скульптуры выдающихся уроженцев Севильи.

Метрополь Парасоль - современная достопримечательность Севильи

Метрополь Парасоль - современная достопримечательность Севильи, построенная из дерева в период с 2005 по 2011 годы. Внешне это сооружение напоминает шесть гигантских грибов, растущих рядом и образовавших единую крышу своими сросшимися шляпами. Детище архитектора Юргена Майера занимает площадь 150 на 75 метров и достигает в высоту 28 метров, что позволяет Метрополь Парасоль претендовать на звание самой большой деревянной конструкции в мире.

Сооружение состоит из четырех этажей на которых располагаются рынок, магазины и рестораны. В подземной части находится Антиквариум - музей в котором выставлены римские и маврские артефакты, найденные при строительстве. С крыши этого футуристического строения открывается прекрасный вид на Севилью.

Добавить комментарий