Города Италии — Палермо

    Содержание:
  1. Норманнский дворец (Палаццо Норманни)
  2. Палатинская капелла
  3. Ворота Порта Нуова
  4. Площадь Претория и фонтан Стыда
  5. Памятник жертвам мафии
  6. Кафедральный собор Палермо
  7. Археологический музей города Палермо
  8. Церковь Марторана
  9. Политеама и Массимо - театры Палермо
  10. Катакомбы капуцинов - мистическая достопримечательность Палермо
  11. Дворец Куба
  12. Дворец Циза
  13. Ворота Порта Феличе
  14. Улицы Макуэда (Maqueda) и Витторио Эммануэле (Vittorio Emanuele)
  15. Церковь Сан-Катальдо
  16. Достопримечательности Палермо на карте

Палермо - город в Италии, расположенный на северном берегу острова Сицилия и ведущий своё летосчисление с VIII века до н.э. Впрочем, достопримечательности Палермо намного моложе - город находится в сейсмически опасной зоне, да и военно-политическая обстановка не слишком способствовала сохранности памятников древности. Самые старые из них датируются началом II тысячелетия н. э.

В Палермо проживает около 700 000 человек, значительную часть которых составляют мигранты. Собственно, мигрантов тут хватало всегда. Мигрантами были основавшие поселение финикийцы, их сменяли греки, римляне, готы, арабы, норманны, французы, испанцы… Кто-то ассимилировался, кого-то, как французов, вырезали. Но многонациональный характер город сохранил. Со всеми плюсами в виде культурного разнообразия, и минусами в виде грязи и преступности. Палермо - город очень резких контрастов, причём для того, чтобы ощутить контраст, иногда достаточно просто свернуть в переулок.

Инфраструктура туризма развита в Палермо довольно хорошо. В городе есть аэропорт, с континента можно приехать также на поезде или автобусе. Общественный транспорт функционирует сносно, а вот такси оставляют желать лучшего. В центре интересные места Палермо расположены в шаговой доступности.

По Палермо курсируют автобусы сервиса Hopp on - Hopp off. За 20 евро можно круглые сутки ездить по трём маршрутам. Начальная остановка находится возле театра Политеама. Передвигаться можно и в стилизованных под средневековье каретах, но цены, понятное дело, совсем другие.

Норманнский дворец (Палаццо Норманни)

Представьте себе здание, которое первый владелец начал строить как мощную крепость, второй стремился превратить в монументальную резиденцию, а третий попытался сделать получившееся более или менее пригодным для жизни. Можно, конечно, назвать стиль здания Арабо-Нормано-Византийским, но красоты это Палаццо Норманни не прибавит. Мало того, новые владельцы вносили свой вклад в совершенствование дворца без всякой опоры на достижения предыдущих строителей. В итоге получилась архитектурная чересполосица стен и фасадов разного цвета и материала кладки.

По большому счёту, Норманнский дворец можно считать главным историческим памятником Палермо только из-за возраста, размеров и наличия Палатинской капеллы, о которой речь пойдёт отдельно.

На месте Норманнского Дворца строили ещё финикийцы. Захватившие Сицилию арабы выстроили здесь укрепление под названием Дворец эмиров, хотя эмиры в нём не жили. Норманны устроили из дворца парадную резиденцию в своём понимании этого слова: башни (из четырёх уцелела лишь одна), мощные стены, но при этом минимум украшений и окна, больше похожие на бойницы. Затем в течение 300 лет дворец служил обычной крепостью со всеми вытекающими для парадных интерьеров последствиями - большая часть отделки тягот и лишений армейской службы не пережила.

Лишь в XVI веке, когда Палермо обрёл статус столицы испанского вице-королевства Сицилия, дворец вновь привели в порядок, а потом в течение двух веков его перестраивали и расширяли. Появились Фонтанный двор, красивая лестница, соединяющая деловую часть дворца с жилой, а общая архитектура дворца стал замкнутой.

Помимо Палатинской капеллы, интерес во дворце могут представлять Зал Рожера и Двор Македа. Зал Рожера, названный так в честь норманнского короля, был окончательно оформлен при его сыне Вильгельме в первой половине XII века. Золотые мозаики зала изображают, что не характерно для суровых норманнов, пасторальные светские сюжеты. Очевидно, мастера, оформлявшие зал, либо сами были из Византии, либо находились под влиянием византийского искусства.

Двор Македа, названный в честь одного из испанских вице-королей, выглядит как типичный двор эпохи Ренессанса, разве что нет деревьев и фонтана. Мозаичный пол, колоннады и арки благодаря игре цвета выглядят строго и одновременно ажурно.

В Палаццо Норманни заседает сицилийский парламент, поэтому посетить дворец не так просто. Доступ открыт не всюду и не всегда. В тот же Зал Рожера туристы допускаются только группами в сопровождении гида.

Палатинская капелла

Домашняя церковь вице-королей и королей Сицилии во многом уникальна. Много ли в мире найдётся памятников архитектуры, вообще не видных «с улицы»? А Палатинская капелла полностью встроена в Норманнский дворец - её единственный фасад выходит во внутренний двор.

Капелла была построена в XII веке королём Рожером II. Королём он был вроде бы не совсем настоящим - корону получил из рук Антипапы (термин характеризующий человека незаконно носившего звание Папы), но капелла получилась настоящим шедевром. В случае с Палатинской капеллой смешение стилей пошло на пользу произведению зодчества. Освящён храм в 1140 году, однако оформление его внутреннего убранства продолжалось и впоследствии.

Потолок капеллы выполнен в исламском стиле с применением резьбы по дереву - ещё одна уникальная черта этого храма. Рядом с исламскими элементами находятся мозаичные изображения людей. Мозаики византийского стиля превосходят любые из мозаик Константинополя. Они покрывают всю поверхность потолка и стен.

Ключевым является изображение Христа в главном куполе. Ниже размещены ангелы и пророки, а также иллюстрации сцен из Святого Писания.

Несмотря на небольшие размеры, Палатинская капелла чётко разделена колоннами на три части: амвон, алтарь и крипт. В крипте сейчас находятся захоронения сицилийских королей.

Капелла является действующим храмом, во время служб доступ в неё ограничен. Кроме того, даже в свободные от богослужений часы можно попасть на церемонию венчания - желающих венчаться в таком храме очень много, а оповещают о бракосочетаниях лишь за сутки. Тогда придётся подождать около часа.

Ворота Порта Нуова

Ворота Порто Нуова находятся рядом с Норманнским дворцом. С них обычно начинают знакомство с историческим центром Палермо. В XIV веке здесь стояли деревянные ворота, их называли Воротами орла. Когда в XVI столетии Карл V победил в Тунисской войне, Сенат города постановил соорудить на месте ворот монументальную триумфальную арку.

Композицию арки венчает четырёхугольная крыша с мозаичным изображением орла. Под крышей расположена двухэтажная надстройка непонятного назначения - квадратные метры, видимо, умели ценить и в Средневековье. Собственно ворота имеют привычную для триумфальных арок П-образную форму. На каждой из вертикальных сторон размещены две скульптуры атлантов, попирающих головы побежденных Карлом V мавров. Нынешние ворота являются копией - оригинал был уничтожен взрывом в середине XVII столетия.

Площадь Претория и фонтан Стыда

Главной достопримечательностью площади Претория в Палермо является фонтан. Сложная композиция из трёх бассейнов разного размера и формы украшена множеством скульптур. Часть из них представляют олимпийских богов и реки, протекающие в окрестностях Палермо, часть является изображениями существующих и выдуманных животных.

Персонажи, выполненные в образе людей, полностью обнажены, что даёт пищу легенде о том, как шокированные жители города сразу окрестили сооружение «Фонтаном стыда». Неясно, о каком стыде могла идти речь в эпоху Средневековья, когда для того, чтобы закрасить гениталии на фреске в храме, требовалось повеление самого Папы. Скорее, название придумали для привлечения зевак. «Фонтан Претория» (так назвал композицию автор) - это всего лишь один из фонтанов, а вот на «Фонтан стыда» посмотреть нужно обязательно.

Фонтан создал флорентиец Франческо Камильяни для вице-короля Педро Толедского. После смерти вице-короля власти Палермо выкупили фонтан за 30 000 эскудо и установили его на центральной площади. На Пьяцца Претория также располагаются мэрия города Палермо и церкви Санта-Катарина и Сен-Джезуппе-деи-Театини.

Памятник жертвам мафии

Хотя у большинства людей первой ассоциацией с названием «Сицилия» будет слово «мафия», на самом острове это слово практически является табу. О мафии не говорят ни гиды, ни местные жители. О том, что организованная преступность всё же существует, говорит лишь памятник, расположенный на Площади 13 жертв.

Жертв мафии, конечно же, не 13 - столько итальянских партизан казнили французские войска в 1860 году. А памятник жертвам мафии установлен в 1982 году на деньги рабочих Палермо. Это выполненный в модернистском стиле 15-метровый силуэт башни, составленный из нескольких тонких каменных плит. Примечательно, что установили памятник в самый разгар мафиозного террора - именно в 1980-е годы убийства правоохранителей происходили на Сицилии с регулярностью боя часов.

Кафедральный собор Палермо

Христианский храм на месте нынешнего кафедрального собора Палермо существовал с IV века. От него сохранились часть крипты и колонна с цитатой из Корана. Цитату высекли арабы, которые после захвата Сицилии устроили в храме мечеть. В XI веке произошла обратная перемена, и мечеть стала христианским храмом, причём служили в нём по восточному обряду. Латинские богослужения начались полугодом позже.

Собор строили, перестраивали и реконструировали веками. Свой нынешний вид храм приобрёл в 1805 году. Весь огонь критики за шесть веков добавлений порталов, куполов, башенок и фасадов пришлось принять на себя архитектору Фердинандо Фуга, хотя он постарался сгладить эклектику архитектуры.

Внешне собор выглядит как музей истории архитектуры. К примеру, нижняя часть колокольни западного фасада выполнена в норманнском стиле, верхняя - в стиле неоготики, а сам фасад имеет явные готические черты. В более или менее едином арабо-норманском стиле выдержан восточный фасад. Объединяют собор разве что четыре одинаковые угловые башни.

Интерьеры Кафедрального собора выполнены довольно сдержанно, если сравнивать их с другими крупными католическими храмами. Позолота, резьба, масштабные живописные полотна и скульптуры присутствуют, но всё смотрится очень уместно и не режет глаз. Есть несколько барельефов, причём и на светские темы.

Главным сокровищем собора являются мощи святой Розалии - покровительницы Палермо. Они хранятся в особой капелле в позолоченном саркофаге. В соборе захоронены и первые короли Сицилии. Здесь они короновались, здесь же заканчивался их земной путь.

Археологический музей города Палермо

Великолепный Археологический музей Палермо располагается в здании монастыря. Коллекция была основана в начале XIX века как объединение нескольких частных собраний. Затем её дополнили подарки от королей и результаты массовых раскопок. Постепенно коллекция разрослась настолько, что средневековые и более поздние экспонаты выделили в отдельный музей. Музей находится в стадии окончательной реконструкции, однако и открытой части экспозиции хватит для того, чтобы восхититься богатством коллекции.

В первую очередь, это памятники древнегреческой культуры, найденные на месте города Селинунте. Кроме того, в большом количестве представлены древнеримские скульптуры, барельефы, саркофаги и даже ванны. Есть также экспонаты из Древнего Египта и свидетельства этрусской культуры.

Церковь Марторана

Церковь Марторана, она же Сан-Никола-деи-Гречи, она же Санта-Мария-дель-Аммиральо, является кафедральным храмом Итало-албанской католической церкви. У этой греко-католической церкви всего две епархии и порядка 60 000 прихожан, что не мешает ей обладать одним из красивейших храмов на Сицилии.

Марторана состоит из трёх частей: собственно церкви постройки XII века, и пристроек, сделанных в XVI и XVII веках. Характерными особенностями храма являются романская колокольня-кампанилла и полукруглый византийский купол. Соответствующее смешение стилей присутствует и в интерьере: мозаики соседствуют с фресками, а католические иконы с византийскими. Но главную ценность представляют всё же византийские мозаики.

Политеама и Массимо - театры Палермо

Театр Политеама, с 1882 года носящий имя Джузеппе Гарибальди, был построен в 1867 - 1874 годах. Здание театра, выстроенное в стиле академического классицизма, роскошно как снаружи, так и внутри. Снаружи театр имеет полукруглую форму. Фасад украшен двухъярусной колоннадой, а вход сделан в виде триумфальной арки.

Внутри расположены огромная сцена и зрительный зал, изначально вмещавший 5 000 зрителей. Также в здании театра работает Галерея современного искусства.

Оперный театр Массимо в Палермо относительно новый, его постройка окончена в 1897 году. Однако он уже подвергался масштабной реконструкции, которую формально окончили в 1997 году, но на практике затянули ещё на два года.

Помпезное здание в стиле неоклассицизма впечатляет как снаружи, так и внутри. Храм искусства действительно является храмом: колонны, позолота, красный бархат. Дополняет это великолепие отличная акустика. Театр Массимо - один из крупнейших оперных театров в Европе и самый большой в Италии. Одновременно он может принять до 3 000 зрителей. При этом билеты нужно приобретать задолго до представления. И приготовиться к тратам - даже простое 20-минутное его посещение стоит 8 евро.

Катакомбы капуцинов - мистическая достопримечательность Палермо

Рассматривать трупы давно умерших людей в разной степени сохранности развлечение, мягко говоря, на любителя. Тем не менее, подземное кладбище под монастырём капуцинов - весьма популярная достопримечательность Палермо. Началось всё с того, что крипт монастыря оказался переполнен. Сначала для погребения монахов вырыли короткую галерею, потом быть похороненными без гроба захотели жертвователи монастыря и просто видные граждане. В итоге пришлось рыть катакомбы, в которых на сегодняшний день находится более 8 000 трупов. Причём в Палермо это не скелеты, как, скажем, в Неаполе. Тела умерших обрабатывают в различных растворах для того, чтобы замедлить разложение. Кроме того, их не только укладывают горизонтально, но и усаживают, устанавливают, и даже подвешивают.

Картина получается совершенно фантасмагорическая: посетители проходят по коридорам, со стен которых свисают грозди мертвецов.

Дворец Куба

Король Сицилии Вильгельм II, строивший себе загородную резиденцию, должно быть, изрядно удивлял современников. Допустим, построить замок на острове посреди пруда было вполне в порядке вещей. Но зачем, даже из уважения к традициям Востока, придавать ему почти правильную кубическую форму? Оригинальность замка, похоже, оценил только Джованни Бокаччо - действие одной из новелл «Декамерона» происходит в Кубе. Да и то, нет ли тут намёка, что в подобные здания можно заселиться только под угрозой чумы?

В общем, оригинальность здания, выстроенного в арабо-норманнском стиле, толком не оценили ни современники, ни потомки. В Кубе размещали госпиталь, конюшни, долгое время здание стоит пустым. Сейчас здание с внешней стороны приведено в порядок, однако внутри в нём нет даже перекрытий.

Дворец Циза

Этот дворец находится за пределами исторического центра Палермо. Сейчас, конечно, он располагается в городской черте, но строился как загородная вилла. Как и в случае с дворцом Куба, налицо почитание архитектурных традиций Востока. Да и начинал строить дворец отец Вильгельма II Вильгельм, как несложно догадаться, I.

Дворец имеет почти строго прямоугольную форму (за вычетом пары прямоугольных же башен) и практически гладкие стены с минимумом окон. Фасад кое-как оживляют лишь три арки-портала. Внутри всё выглядит веселее, но это лишь иллюзия. После многолетнего запустения в ходе реконструкции восстановили сотовые потолки, капители и основания колонн. На стены добавили копии мозаик из Палатинской капеллы. В пустых залах разместили несколько артефактов исламской культуры и пышно назвали это всё музеем.

Ворота Порта Феличе

Прославленный адмирал и вице-король Сицилии Маркантонио II Колонна начал строить ворота, ведущие из порта Палермо в город, в 1582 году. Он заранее назвал их в честь своей жены Феличе, подарившей ему семерых сыновей. Правда, после смерти Колонна работы остановились, но в 1637 году ворота всё же достроили.

Порта Феличе - ворота в переносном смысле. Ворот нет, и никогда не было - просто построили две башни, которые даже не соединяются вверху. Несмотря на относительную быстроту возведения, стиль и тут получился смешанным. «Морская сторона» - это ренессанс, а «городская» - барокко. В годы войны правая сторона получила серьёзные повреждения и была восстановлена, но внешне это не заметно.

Улицы Македа (Maqueda) и Витторио Эммануэле (Vittorio Emanuele)

Эти улицы являются центральными в Палермо. Они идут перпендикулярно друг другу. Отличить их достаточно сложно: везде на первых этажах магазинчики и заведения общественного питания, на более высоких этажах живут люди, в основном, мигранты в том или ином поколении.

Пересекаются Via Maqueda и Via Vittorio Emanuele на площади, которую по какому-то математическому недоразумению назвали Quattro Canti - Четыре угла. Недоразумение в том, что углов на площади восемь - у каждого из четырёх зданий один угол скошен. На получившихся плоскостях размещены скульптуры и барельефы, символизирующие времена года. Преимущества плановой застройки налицо: площадь выглядит очень оригинально, и могла бы стать жемчужиной города, если бы не многочисленные конкурирующие извозчики.

Церковь Сан-Катальдо

Церковь Сан-Катальдо многие называют похожей на мечеть, но многие специалисты считают, что это не так: таких, похожих на мечети церквей, много в итальянской области Апулия. Специалистам виднее, но прямоугольное здание с шарами на крыше, конечно же, больше напоминает мечеть.

Здание церкви, построенное в XII веке, прекрасно сохранилось. Церковь была домовым храмом угасшего семейства Майо и стояла во дворе, закрытая обветшавшим дворцом. Обнаружили церковь только после того, как дворец снесли. Внутри здания ничего, кроме голых стен, нет.

Достопримечательности Палермо на карте

Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц

Добавить комментарий