Города Италии — Перуджа

Город Перуджа располагается в самом сердце Италии на гряде холмов на высоте около четырехсот метров над уровнем моря. Город настолько необычен, что достопримечательности Перуджи трудно вписать в рамки других итальянских городов. В Перудже все немного гипертрофированно: если холмы, то чересчур крутые для пешеходов, если улицы, то настолько узкие, что на некоторых никогда не выключают освещение, а если спускаешься в центре на пару улочек ниже нулевой отметки, возникает  ощущение, что наверх никогда не выберешься.

В Перудже проживает около 370 тысяч человек, и подавляющее их большинство трудится в сфере обслуживания. А обслуживать есть кого: одних студентов университета в городе десятки тысяч, не говоря уже о туристах, число которых переваливает за миллион. Всем этим людям нужно и шоколад сварить, и пиццу приготовить, и экскурсию провести, и сувениры продать. Добраться до Перуджи не сложно. Даже из далёкого Милана автобус идёт всего 4,5 часа, а уж расположенные в часе или двух езды Рим или Флоренция и подавно кажутся соседями.

Перуджа - город очень старый. Ещё когда прародители будущих римлян поили коз в Тибре, этруски в окрестностях Перуджи чеканили свою монету и создавали изящные скульптуры. Кем были этруски и куда они ушли, остаётся загадкой, добавляющей очарования Перудже. Затем городом управляли римские императоры, которых, в свою очередь сменили папы - минимум 4 понтифика обрели свой последний покой в Перудже. Ну и конечно же, как и во многих итальянских городах, в Перудже есть памятник Виктору Иммануилу II «Объединителю Италии».

Главный общественный транспорт в Перудже, за исключением миниметро - ноги. Показателен пример с городской скидочной картой «Perugia Città Museo». Купив её за 14 евро, можно посетить 5 музеев и получить скидки в нескольких кафе и ресторанах. О бесплатных поездках в транспорте нет и речи - его практически нет, а тот, что есть, работает нерегулярно.

Площадь 4 ноября - исторический центр Перуджи

Площадь 4 ноября - это самый центр исторической части Перуджи. Странноватость архитектуры города начинается на центральной площади. Стоящий на ней Кафедральный собор Святого Лаврентия выходит на площадь не фасадом, а одной из боковых стен. Причём это так и было задумано - ни собор не перестраивали, ни площадь не переносили. Второе доминирующее здание на Площади 4 ноября - Дворец Приоров, стоящий напротив собора. С двух других сторон площадь огораживают старинные, но обычные здания.

На первых этажах этих зданий используется не то, что каждое окно, а каждый квадратный метр. Бутик сменяет шоколадница, кафе - пиццерия, обувной магазин может соседствовать с фастфудом (но итальянским фастфудом). А главной достопримечательностью Площади 4 ноября является фонтан, стоящий ближе к Собору Святого Лаврентия.

Фонтан Маджоре

Называть Маджоре «фонтаном» несколько нелепо - это примерно то же самое, что назвать Останкинскую телебашню «антенной». Художественное и историческое значение фонтана Маджоре намного больше материального.

Бенедиктинец Фра Бьявенте придумал конструкцию фонтана из трёх чаш - двух мраморных и одной бронзовой - увенчанных женскими скульптурами. Его идею воплотили в мрамор и бронзу великие Никколо и Джованни Пиззано. Арнольфо ди Камбио изготовил верхнюю скульптуру из трёх женских фигур, 12 скульптур для украшения верхней чаши и 50 барельефов для второй. Ди Камбио особо не стремился к какому-то стилистическому или концептуальному единству. Его скульптуры изображают как существующих, так и вымышленных животных, знаки Зодиака, святых, библейских героев, и персонажей мифов. Нашлось место и для символических изображений наук, которые тогда называли свободными искусствами. Есть также скульптуры, символизирующие Перуджу и город Тьюзи, а также изображения тогдашнего мэра Перуджи и главы городского совета. Увековечили и скульпторов - им посвящены латинские стихи на одной из чаш.

Работа заняла три года. Фонтан был открыт в 1278 году в ознаменование окончания строительства акведука с горы Паччиано. Этот акведук существует и сейчас, его превратили в улицу для пешеходных прогулок Via dell'Acquedotto.

Оригинальные чаши сохранились неплохо, а вот скульптуры страдали от землетрясений, времени и людей (не зря же фонтан окружает ограда из толстых заострённых железных прутьев). Поэтому в ходе реставраций после Второй мировой войны и в конце ХХ века оригинальные скульптурные элементы поместили в музеи, заменив их копиями.

Собор Святого Лаврентия

Когда вся нынешняя Италия возводила жизнерадостные здания в стиле ренессанс и барокко, в Перудже строили Собор Святого Лаврентия. Времена для его строительства - XIV - XVI века - выдались для города, безусловно, нелёгкими. Но с тех пор прошла половина тысячелетия. Целые страны отстраивались заново, и некоторые не по одному разу. А путеводители по Перудже до сих пор сообщают нам, что «внешняя отделка Собора Сан-Лоренцо завершена на уровне портала» (т. е. входной двери). Отзывы благожелательно настроенных путешественников повествуют о неуловимом обаянии сочетания мрамора отделки и грубой кирпичной кладки.

А вот внутренний интерьер Собора Святого Лаврентия, отреставрированный в XVIII столетии, выглядит очень хорошо. Освещение, в сочетании с мрамором стен и неярким светом от витражей, имеет тёплый желтоватый оттенок. Мраморные полосатые колонны визуально не отделяют боковые нефы от центрального, и храм внутри выглядит очень просторным.

Стены и потолки украшены фресками и картинами. Из настоящих шедевров мирового значения в соборе находится лишь «Снятие с креста» Федерико Бароччи однако работы менее известных мастеров вполне вписываются в колорит храма

В специальной капелле хранится якобы подлинное обручальное кольцо Богородицы. На обозрение выставляется его копия, подлинник показывают только 31 июля и чуть позже в сентябре. Примерно так же обстоит дело с захоронениями пап: из трёх заявленных осталась лишь могила Мартина IV, захоронения Иннокентия III и Урбана IV были перенесены. Во внутреннем дворике собора находится музей его создания и истории.

Дворец Приоров

Дворец Приоров в его нынешнем виде хоть и кажется стилистически единым монолитным зданием, однако это не так. Как и многие другие общественные здания, дворец развивался и перестраивался постепенно, и в конце концов под его крышей объединились несколько построек. Если внимательно присмотреться к длинным стенам, видны небольшие выступы и неровности, получившиеся из-за того, что присоединяемые здания не были встроены строго «по линейке». Всего насчитывается четыре этапа удлинения фасада. Тем не менее, внешне Дворец Приоров, хотя и сочетает в себе черты готики, рококо и барокко, выглядит единым целым.

История Перуджи неразрывно связана с борьбой местных граждан за самоуправление. Перуджинцы то завоёвывали право на него, то теряли. Вот и Дворец Приоров был построен в качестве резиденции городской администрации. После упразднения оной дворец передавался из рук в руки, снова становился ратушей и мэрией, в него заселялись папские легаты и чиновники наполеоновской администрации и даже никому нынче не ведомой Тиберинской республики. В конце концов, оказалось, что в просторном здании легко умещаются и Ратуша, и Национальная галерея Умбрии, и резиденции двух исторических цеховых объединений (Гильдия купцов и Гильдия менял), также превращённые в музеи. Над входом во дворец посетителей встречают грифон (герб Перуджи), лев (символ гвельфов - сторонников папы) и висящие между ними цепи - трофей с городских ворот Сиены, поверженной в 1358 году.

Строился Дворец Приоров между 1293 и 1452 годами, хотя изменения во внешний вид вносились и позже. Уже в XIX столетии ко дворцу пристроили две лоджии, а также была расширена внутренняя лестница.

Во Дворце приоров размещаются разные организации, поэтому различаются и условия доступа. В Зал Нотариев, где заседает городской совет, вход свободный в рабочие часы (конечно, нужно помнить о сиесте). Стены и своды этого зала богато украшены золочёными фресками с гербами знатных семейств Перуджи, представители которых заседали в Совете.

Национальная галерея Умбрии

Самое крупное собрание произведений искусства в регионе Умбрия располагается во Дворце Приоров. Экспозиция, начавшаяся со скромной выставки Академии рисунка Перуджи, постепенно разрасталась, причём не только за счёт пожертвований и покупок экспонатов, но и за счёт закрытых во времена Наполеона Бонапарта церквей. Последним крупным приобретением Национальной галереи стала коллекция Мартинелли, включающая в себя более 100 работ эпохи римского барокко.

Сейчас экспозиция Национальной галерей размещается в 40 залах общей площадью 4 000 кв. м.

Кроме полотен известных итальянских художников XIII - XIX веков, в галерее представлены скульптуры, юведирные украшения, керамика и ткани.

Полный билет в Национальную галерею Умбрии стоит 8 евро. По карте «Perugia Città Museo» вход бесплатный.

Миниметро - современная достопримечательность Перуджи

Многие итальянские города зарождались на холмах - так было легче обороняться. И Перуджа появилась на высоком холме. Исторический центр города расположен на высоте 450 метров над уровнем моря. Хотя подниматься приходится не с уровня моря, но набрать метров 300 высоты за несколько километров пути дело нелёгкое. Раньше жители Перуджи подрабатывали, отвозя путешественников с железнодорожного вокзала в центр на волах. В XXI веке волов заменила канатная трамвайная линия, пафосно названная «Миниметро Перуджи».

Миниметро в городе очень уместно и востребовано. По вечерам на него даже образуются небольшие очереди. Вагончики, похожие на автобусы, снуют по колее каждые несколько минут. Всё механизировано и автоматизировано, машинистов нет, двери раздвижные. Трассу в 3 км вагон преодолевает за 12 минут. Разовый билет стоит 1,5 евро. Бонусом являются отличные виды, которые открываются по ходу подъёма или спуска.

Монастырь и базилика Сан-Доменико

Небольшая церковь Сан-Доменико-Веккьо в Перудже существовала с XII века. Папа Бенедикт XI подарил её ордену Бенедиктинцев - он сам был выходцем из этого монашеского ордена. Было это в XIII веке, на пике могущества ордена. Маленькая церковь не соответствовала статусу бенедиктинцев, а на строительство более крупного храма у них не было денег. Папа решил вопрос оригинально: 3 августа, в день Святого Доменика, всем, кто посетил мессу и торжественное шествие, можно было купить индульгенцию - искупление грехов. Деньги потекли в кассу ордена рекой. Правда, на строительство нового храма ушло два века, зато базилика Сан-Доменико стала самым большим храмом во всей Умбрии, увенчанным колокольней высотой 126 метров.

Характерно, что когда в XVII веке крыша церкви Сан-Доменико обрушилась, индульгенции уже были запрещены. И если 300 лет назад бенедиктинцам хватало собственных средств, чтобы выстроить храм, то теперь денег не было даже на то, чтобы обновить кровлю. Пришлось снова идти на поклон к папе. Престол тогда занимал Урбан VIII. Деньги он выделил, но для контроля прислал архитектора Карло Мадерно. Тот не только перекрыл церковь, но и перестроил её, приведя к «зальной» схеме - центральный и боковые нефы в таких храмах стремятся сделать единым целым. Высота колокольни уменьшилась до 100 метров.

Из-за огромных размеров базилики Сан-Доменико внутреннее пространство получило мощную акустику. На фоне раскатистых звуков мессы и огромного внутреннего объема люди кажутся муравьями на дне циклопического сооружения.

Внутри Сан-Доменико очень мало картин - их переместили в музеи. Но посмотреть осталось на что. В красивой гробнице похоронены останки Бенедикта XI, отравленного в Перудже. Неплохо сохранились фрески и витражи, скульптуры святых и евангелистов, элементы лепки и резьбы.

Большим недостатком базилики Сан-Доменико является освещение. Имеющихся окон не хватает для того, чтобы осветить огромное помещение, а устраивать мощное искусственное освещение, видимо, не хотят, чтобы не потерять аутентичность храма.

Национальный археологический музей Умбрии

Если базилика Сан-Доменико является действующим храмом, то в примыкающем к ней комплексе зданий бывшего бенедектинского монастыря монахов давно и след простыл. Теперь там размещается Национальный археологический музей. Обычно прилагательное «национальный» применяют к музею, если он самый крупный или самый полный в стране. Но музей в Перудже хоть и не считается самым большим в Италии, носит своё имя по праву. В нём экспонируется самая крупная коллекция артефактов, оставшихся от этрусков - народа, жившего на территории нынешней центральной Италии в I тысячелетии до н. э.

Этрусков иногда называют мостиком между древнегреческой и древнеримской цивилизациями - римляне не особо контактировали с греками, но многое у них переняли через этрусков. Народ это был высокоразвитый и богатый, с культурой соответствующего уровня. Экспозиция Национального археологического музея прекрасно иллюстрирует этот уровень.

Экспозиция как бы расходится через клуатр - внутренний дворик, в галереях которого собраны многочисленные погребальные урны этрусков. Изготавливали их обычно из травертина - местного камня, хорошо поддающегося обработке. Урны, по размерам похожие на нынешние ульи для пчёл, украшали резьбой. На первом этаже клуатра находится гипогей (многокомнатный склеп) семьи Кай Куту. Доступ в него закрыт, но на урны можно посмотреть через многочисленные окна. Гипогей Кай Куту даёт богатую пищу для исследований. Основатель рода, он, кстати, был рабом-вольноотпущенником, похоронен (в прямом смысле слова, не сожжён) в саркофаге. Остальных представителей семейства кремировали, а последние из рода уже носили латинские имена.

В музее также есть «Чиппо де Перуджа» - каменная стела, по которой расшифровали этрусский язык. Увы, стела, с двух сторон покрытая текстом, оказалась не посланием в будущее, а тривиальным межевым столбом между двумя землевладениями.

Однако не только этрусские экспонаты удостоились чести быть представленными в Национальном археологическом музее. Там можно также увидеть обширные коллекции монет и оружия, многочисленные скульптуры, посуду и другую керамику, в общем, всё, что итальянская земля до сих пор отдаёт археологам. Есть даже скелет динозавра - небольшой, под стать музею, осмотреть экспозицию которого можно за полтора-два часа. Редкость для Италии - Национальный археологический музей Умбрии работает без перерыва на сиесту. Входной билет стоит 5 евро.

Колодец Этрусков

В любой крепости один из главных факторов обороны - наличие воды. В крепости, расположенной на почти полукилометровой высоте, вода приобретает ещё большую ценность. Поэтому ещё этруски пробили в скалах, на которых стоит Перуджа, огромный и по глубине (более 35 метров), и по ширине колодец. Из него воду до поры, до времени получал весь город.

Колодец Этрусков находится на площади Данте, в двух шагах от Площади 4 ноября. С желающих спуститься по мокрым скользким ступенькам на глубину 30 метров возьмут 3 евро. Экскурсий нет - турникет на входе срабатывает в зависимости от количества посетителей внутри. И хотя колодец Этрусков не связан с подземными источниками, а является просто сборником дождевой воды и конденсата, тем не менее со своей задачей он справляется на отлично - по стенам постоянно сочится вода и колодец всегда полон.

Ну а чтобы пробить скалу на которой находится колодец до уровня подземных источников воды нужны совсем другие технологии, недоступные в те времена этрускам.

Этрусская арка

Арка Этрусков осталась вещественным свидетельством того, что и неприступные крепости иногда берутся. В III веке до н. э. Октавиан Август осаждал Перуджу больше полугода, и всё же добился своего. О тех событиях древнеримский историк Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» писал: «После взятия Перузии Октавиан казнил множество пленных. Всех, кто пытался молить о пощаде, он обрывал тремя словами: «Ты должен умереть»… Когда кто-то просил не лишать его тело погребения, он отвечал: «Об этом позаботятся птицы!»». Город был сожжён, уцелели лишь два храма и двое ворот из семи. Да и то император приказал выбить на воротах надпись «Augusta Perusia» (Perusia - античное название Перуджи, August - почетный титул Октавиана) - это название город должен был носить напоминаная жителям о том «кто в доме хозяин». Немного выше надписи Октавиана выбита ещё одна надпись «Colonia Vibia». Эта надпись осталась от римского императора Гая Вибия Требониана Галла, недолго правившего в 251 - 253 годах. Гай Вибий был уроженцем Перуджи и происходил из древнего этрусского рода.

Арка Этрусков это монументальная конструкция, состоящая из двух арок, подпираемых мощными башнями-контрфорсами. В XVI веке над аркой устроили ложу в ренессансном стиле, а в XVII столетии у подножия одной из башен разбили фонтан.

Капелла Сан-Северо

Этот крошечный храм расположен в самой высокой точке Перуджи. Совсем маленькая церковь Сан-Северо знаменита не своей архитектурой - это довольно заурядное здание, некогда бывшее частью большего храма. Капеллу Сен-Северо внутри расписывали Пьетро Перуджино и Рафаэль Санти. Рафаэль расписал верхнюю часть стен, его учитель - нижнюю, причём делал это Перуджино через 17 лет после Рафаэля, когда тот уже умер.

Хотя Рафаэлю на момент работ в Сан-Северо было всего 22 года, его фрески считаются одним из высоких достижений этой техники живописи. А вот работы Перуджино свидетельствую не только о том, что ученик превзошёл своего учителя, но и о постепенном дряхлении самого Перуджино. Его фрески как раз и выглядят работами достаточно неумелого ученика.

Церковь святого архангела Михаила

Церковь, которая по-другому называется Сант-Анджело, может считаться квинтэссенцией того христианства, которое мы знаем только по летописям да преданиям. Те христиане отправлялись действительно отвоёвывать Гроб Господень, а не грабить всё, что попадётся по маршруту, и не клянчили командировочные у королей и пап. Те христиане, приняв последнее Причастие, выходили на битвы против монголо-татар не ради мирских благ, а потому, что их вёл в бой долг.

И их храмы выглядели сообразно тому, как они понимали своё предназначение. Храм архангела Михаила в Перудже приземист, но выглядит неприступным. Почти круглый в плане, он слегка возвышается над окружающей местностью и как бы говорит врагам: «Попробуйте, суньтесь, и узнаете, сколько нас, готовых умереть, скрывается за этими стенами!»

Внутри же храм Сант-Анджело показывает, как свободно уживалось христианство с другими верованиями в начале своего пути. Любители кабалистики, нумерологии, астрологи и прочих невинных увлечений найдут для себя кладезь символов, таинственных изображений, сочетаний букв, цифр и геометрических фигур. А если учесть ещё необычную планировку с алтарём в центре и разговоры о вездесущих тамплиерах, то можно даже удивиться столь относительно небольшой популярности Храма архангела Михаила.

Достопримечательности Перуджи на карте

Добавить комментарий