Золотое кольцо России — Кострома

Свой последний изгиб на северо-восток главный исторический туристический маршрут нашей страны «Золотое кольцо России» делает в Костроме. Осмотрев достопримечательности Костромы, путешественники разворачиваются на юго-запад и возвращаются в Москву либо через Ярославль, Ростов и Переславль, либо через Иванов, Суздаль и Владимир.

История Костромы – хорошая иллюстрация того, как сложно становилось Русское государство. Поселение, существовавшее ещё в первой половине I тысячелетия до нашей эры, попросту исчезло, чтобы появиться вновь лишь через 600 лет. От хорошей жизни крупные населённые пункты, да ещё и в выгодном месте слияния двух рек – Костромы и Волги – не исчезают.

Дату основания нынешней Костромы – 1152 год – эмпирически, на основании неких не сохранившихся документов вычислил Василий Татищев. В своей «Истории Российской» он прямо связал основание города с приходом в эти места Юрия Долгорукого. Эта дата признана официально, от неё отсчитывают возраст Костромы.

Монголы до Костромы не добрались. Город стал столицей удельного княжества, а при князе Василии Ярославиче в конце XIII века Кострому вполне можно было считать столицей всей Руси. Затем Кострома вошла в состав Московского княжества, навсегда став частью русского государства. В это время строятся Николо-Бабаевский и Ипатьевский монастыри.

Получив три века свободного развития (проблемой были разве что ушкуйники – новгородские пираты), Кострома стала крупным промышленным и торговым центром. Местная верхушка не пыталась играть в независимость, поэтому даже Иван Грозный причислил Кострому к Земщине и не влезал в дела города.

А в начале XVII века в медвежий угол за 500 километров по водным дорогам от Москвы, под знамёнами Лжедмитрия приходили поляки и им сочувствующие. Грабежом не ограничились – засели в Ипатьевском монастыре и несколько лет успешно блокировали торговлю и экономику края. Лишь в 1612 году войско Дмитрия Минина и князя Пожарского окончательно изгнало захватчиков из Костромы перед победоносной дорогой на Москву. А годом позже состоялось, наверное, главное историческое событие в летописи Костромы – в Ипатьевском монастыре призвали на царство Михаила Романова, фактически начав заново историю государства.

Вследствие этого события русские монархи не забывали Кострому, многие самодержцы не без последствий в виде новых зданий и учреждений посещали город, а Екатерина II даже придумала ему герб. Очень благотворно сказалось на Костроме празднование 300-летия дома Романовых.

В Советское время Кострома развивалась, как вся страна – строились промышленные предприятия и объекты инфраструктуры, открывались учебные заведения. Наряду с этим с каким-то остервенением уничтожались памятники прошлого. Если уничтожение храмового комплекса Кремля ещё можно объяснить общей нелюбовью большевиков к храмам, то разрушение памятника Ивану Сусанину, внятного объяснения так и не получило. Благо, всё разрушить не успели, а историческая застройка осталась практически нетронутой.

Добираться в Кострому удобнее всего на поезде. Есть два прямых поезда и несколько проходящих – на Владивосток или Хабаровск. Все они отправляются с Ярославского вокзала поздно вечером и прибывают в Кострому через 6 часов. Стоимость билетов начинается от 1 тыс. рублей. Примерно столько же стоит и билет на автобус от метро Щёлковская, автобусы идут днём, с 7:30 до 15:15. Самый шикарный вариант – речной круиз, но его стоимость несопоставима с наземным транспортом.

Сусанинская площадь – главная достопримечательность Костромы

Писатель Павел Сумароков сравнил Кострому со щеголевато отделанной игрушкой, а Сусанинскую площадь – с распущенным веером, ведь от красивой центральной площади Костромы отходит 9 улиц. Площадь построена по плану, что не редкость для старых городов с радиальной застройкой. Но Сусанинскую площадь Костромы можно отнести к шедеврам, настолько продуман и стилистически точно реализован её ансамбль.

Размеры площади 200 метров в длину и 100 в ширину. Юго-западная сторона, ограниченная зданиями Центрального рынка и торговых рядов, через сквер с памятником Ивану Сусанину и улицу Молочная гора выходит прямо на Волгу. Три остальные стороны занимают здания в стиле классицизма. Доминируют бывшее здание пожарного депо с каланчой (сейчас в нём размещён туристический Информационный центр) и особняк генерала Борщова, представляющий собой настоящий дворец.

Кроме этих зданий, на Сусанинской площади также стоят гауптвахта (Военно-исторический музей) и гостиница. Единственным диссонирующим элементом ансамбля площади можно считать практически глухой боковой фасад здания Присутственных мест, где сейчас размещается городская администрация. Ещё один минус – транспорт. По площади снуют автобусы, троллейбусы и маршрутки, но без масштабной реконструкции всего центра их маршруты перенести некуда.

Памятник Ивану Сусанину

Первый памятник Ивану Сусанину, в 1613 году спасшего уже избранного царя Михаила Романова и его мать инокиню Марфу от поляков, был воздвигнут в Костроме в 1851 году. При этом – наверное, редчайший случай в мировой истории – Николай I повелел переименовать площадь, называвшуюся в честь его бабушки-императрицы «Екатеринославской», в честь простого крестьянина. Монумент, официально называвшийся «Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину», был снесён в 1918 - 1934 годах.

Второй памятник, который было решено установить в 1947 году, был студенческой работой начинающего скульптора Никиты Лавинского, которого считают сыном Владимира Маяковского. После ряда перипетий, связанных с партийными и художественными дискуссиями, памятник был установлен в 1967 году.

Мощная фигура Сусанина как бы вросла в цилиндрический постамент с надписью «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Скульптура стоит лицом к Волге и спиной к площади в сквере между Большими Мучными и Красными торговыми рядами.

Пожарная каланча

Император Николай I, как известно, был далёк от сантиментов, а из искусств больше всего жаловал военное. Но и он, приехав в Кострому и увидев пожарную каланчу, сказал: «В Петербурге такой нет!». Это было высшей похвалой архитектору Петру Фурсову.

Позднеклассическое здание с шестью белоснежными колоннами и высоким фронтоном стало украшением не только центральной площади, но и всей Костромы. Восьмигранная вышка стоит на круглом основании с колоннами. Её венчает стеклянная кабинка, окружённая галереей-балконом. Фирсов спроектировал двухэтажное здание «на вырост». В нём и в XIX веке размещалось всё хозяйство костромских пожарников, и в XXI находилась одна из пожарных частей и Управление пожарной охраны.

Сейчас в здании каланчи работает Музей пожарного дела с довольно внушительной исторической экспозицией. Посетить музей можно в рамках обзорной экскурсии по центру Костромы. Дело в том, что музеи Костромы объединены в «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», через который и организовываются экскурсии.

Гауптвахта

Такого рода заведения (на гауптвахте отбывают наказание провинившиеся военные) принято прятать, но в Костроме сумели украсить центр города даже подобием тюрьмы. Снова постарался архитектор Фурсов, создавший проект нового здания гауптвахты в том же стиле, что и здание каланчи. Они буквально перекликаются друг с другом: тот же поздний классицизм, тот же ярко-жёлтый цвет, те же шесть белых колонн. И в то же время здания различаются, не выглядят близнецами.

В здании гауптвахты работает Военно-исторический музей. Он состоит из четырёх выставок. Три посвящены советской и российской армии разных лет, а четвёртая – это богатая коллекция разнообразного оружия. Одну выставку можно посетить за 150 рублей, а все четыре – за 250.

Дом Борщова

В 1817 году представитель очень старого рода ярославских дворян Борщовых генерал-лейтенант Сергей Семёнович Борщов был уволен по его прошению из Сената, где прослужил с 1805 года. Кстати, во многих источниках указывается, что Борщов был участником Отечественной войны 1812 года, но, скорее всего, это не так. Во всяком случае, в самых компетентных списках генералов-участников той войны нет ни Борщовых, ни Барщовых. Тем не менее, генерал-лейтенант и сенатор в Костроме был человеком видным и немудрено, что он затеял строить дом на месте флигеля на центральной площади.

Дом ему построить разрешили, но лишь по разработанному губернским архитектором проекту: здание не должно было выбиваться из намеченного ансамбля в стиле классицизма. И в 1824 году строительство особняка было закончено, тогда как возведение каланчи и гауптвахты ещё продолжалось. Сенаторский дом получился крупноватым, его размеры просто кричали о том, что это здание должно быть общественным. Да ещё и император с наследником в нём останавливались… Но сначала наследники сенатора, а потом и купец Первушин, который приобрёл у них дом, выставляли слишком непомерные цены. Лишь в 1870 году городские власти всё же купили его для размещения суда. С тех пор предназначение здания не изменилось.

Торговые ряды

В XVII – XVIII веках Кострома была крупнейшим торговым центром региона. Счёт купцов и их предприятий шёл на сотни, а торговые заведения занимали несколько кварталов в городском центре. В 1773 году их почти подчистую уничтожил пожар. Как нельзя кстати – городские власти уже вынашивали идею о планомерной застройке. Купцам запретили строиться самостоятельно.

Вместо этого было решено строить типовые торговые ряды: склад в подвале, лавка на первом этаже, контора или жилое помещение на втором. Решили, что помещения размером 7 × 4,5 метра с отдельным входом под аркой купцам хватит. Сразу несколько архитекторов разработали типовой проект, и в 1789 году началось строительство Красных рядов («красный» товар - кожа, ткани, меха и, почему-то, книги). 86 лавок были сданы владельцам в 1793 году, а торговое пространство, названное Гостиным двором, стало популярным местом не только для покупок. Позже построили огромные Большие мучные ряды (это здание более 160 метров в длину), Хлебные, Рыбные, Мелочные и т. п. ряды, снова заняв пространство до самой Волги, но уже в более цивилизованной форме.

Центром торговли это пространство остаётся и сейчас.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь стоит на берегу Костромы совсем недалеко от места её впадения в Волгу. О дате основания обители спорят до сих пор, но это, скорее всего, вторая половина XIII века. Неразбериха и с основателями – то ли это крестившийся татарский мурза Чет, то ли великий князь Владимир Ярославич. Могли основать монастырь и новгородцы, поклонявшиеся Святому Ипатию – для них Кострома была главной дорогой на юг.

Большую роль в развитии монастыря сыграл род Годуновых – они вели родословную от Чета. К концу XVI столетия Ипатьевский монастырь стал одним из главных в России. В Смутное время обитель пережила предательство архимандрита и захват поляками. Но эти беды были тьмой перед рассветом – после изгнания интервентов 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был призван на царство Михаил Романов.

Монастырь стал ещё более привилегированным, Романовы считали его фамильной святыней. Соборы перестраивались и расписывались фресками, возводились ворота, колонны, храмы, старые здания надстраивались вторыми и третьими этажами.

В Советское время монастырь упразднили, но не разрушили, кроме церкви Рождества Пресвятой Богородицы (восстановлена в 2015 году). Ценности перевезли в Москву, в зданиях устроили жильё, казармы и детский дом. Уже в 1958 году был учреждён музей-заповедник, а в 1960-е годы он значительно разросся, превратившись в целый комплекс.

Сейчас комплекс Ипатьевского монастыря включает в себя:

  • Троицкий собор со звонницей;
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Архиерейский корпус с надвратной церковью;
  • Братский корпус;
  • Наместничий корпус;
  • Палаты Романовых;
  • Свечной корпус;
  • Трапезный корпус;
  • кельи, стены и башни.

Туристы могут посетить только т. н. Старый город – территорию музея. Стоимость посещения – 160 руб., за съёмку нужно доплатить 100 руб., при этом правила фотографирования довольно жёсткие – нельзя снимать внутри храмов, священников или монахов.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Этот монастырь расположен на противоположном от Ипатьевского монастыря берегу Костромы. Основан он был как мужской в XV столетии. Часть стен Богоявленско-Анастасиина монастыря служила городской стеной. В середине XVI века был построен каменный Богоявленский собор, на сегодняшний день это самое старое подобное здание в городе. Монастырь сильно пострадал в годы Смуты, но уже в XVII веке началось его быстрое восстановление и развитие. Но два сильнейших пожара в 1773 и 1847 году фактически поставили на нём крест. Обитель стала женской и оставалась ей до упразднения в 1918 году.

Действующим остался лишь Богоявленский собор. В 1924 году закрыли и его, здания монастыря приходили в упадок. Возрождён Богоявленско-Анастасиин монастырь был в 1990 году. Богоявленский собор стал кафедральным, в нём хранится одна из почитаемых икон РПЦ – Феодоровская икона Божьей Матери. Восстановлен Храм Сергия Радонежского и кладбище, работает духовная семинария. Для посетителей открыт только Богоявленский собор.

Беседка Островского

На самом краю костромского Центрального парка, на остатках городского вала стоит беседка: семь белых колонн, накрытых круглой крышей. Такие беседки тысячами стояли в русских дворянских усадьбах в XVIII – XIX веках. В Костроме же белая беседка на высоком речном берегу стала визуальным символом города.

Александр Николаевич Островский неоднократно бывал в Костроме, но никогда не бывал в этой беседке. Та, из которой драматург любовался видом на Волгу, была деревянной. Её разрушили при постройке железной дороги и воссоздали в 1956 году уже каменной. А ниже беседки расположена современная достопримечательность: слово «любовь» из вертикальных букв, причём «о» сделана в форме обручального кольца.

Дворянское собрание

Здание Дворянского собрания, в котором сейчас работает одноимённый музей, находится на проспекте Мира, немного выше Сусанинской площади. Построил его купец Михаил Дурыгин в конце XVIII века, но в 1830-х годах губернское дворянское собрание выкупило его под свои съезды. Обычно они проводились раз в три года и превращались в смотр невест и женихов, череду балов и прочих развлечений.

Снаружи Дворянское собрание – здание, типичное для классицизма, впечатления не портит даже отсутствие украшений. Внутри в отделке использовались разные стили, от ренессанса до рококо, причём смешаны они со вкусом, дом производит очень приятное впечатление. Есть два больших зала, один очевидно танцевальный, с отделкой в стиле барокко, другой построже, видимо, для собраний.

В музее работают две отдельные экспозиции. Одна рассказывает о местном художнике Ефиме Честнякове, вторая повествует о быте дворянских семейств, съехавшихся в Кострому на выборы, и собственно процедуре выборов: голосовании шарами и т. п. Отдельные билеты на экспозиции стоят 120 руб., общий билет – 200.

Романовский музей

Первый музей появился в Костроме в 1891 году. Назывался он ни много, ни мало – «Костромской музей древностей». Его коллекция была собрана под руководством Николая Селифонтова, уроженца Костромской губернии, прослужившего 20-лет сенатором и 15 лет в должности товарища (заместителя) министра путей сообщения. Экспонаты размещались в нескольких комнатах Дворянского собрания, однако уже через несколько лет стало ясно – нужно новое здание. Все были только «за» – дворяне пожертвовали землю неподалёку от собрания, архитекторы начали проектирование здания «в стиле древнего русского терема с элементами модерна» (цитата из пожеланий). Неторопливая работа существенно ускорилась в 1904 году в предверии предстоящего юбилея дома Романовых.

И всё равно успели впритык – отделка и оформление музея были закончены в 1913 году. Открытие состоялось 19 мая в присутствии всех надлежащих особ, начиная с Николая II. Надо отдать должное собирателям коллекции – они поработали эффективнее строителей. В залах музея будто уместилась вся Россия – от крестьянской избы до императоров. Изюминками собрания были огромная нумизматическая коллекция и несколько тысяч гравюр с портретами выдающихся людей России, переданных музею частными лицами.

Впоследствии музей успешно развивался – сначала он стал городской картинной галереей, потом областным музеем изобразительных искусств, а с 2005 года – частью Костромского музея-заповедника. Сейчас в нём работают выставки, посвящённые династии Романовых, родам Годуновых и Салтыковых, а также большая экспозиция русской живописи. Общий билет стоит 350 рублей.

Музей-заповедник «Костромская слобода»

Этот чудесный музей официально делится на две условные зоны: церкви и жилые дома. Но на самом деле их три, есть ещё ландшафтная зона со всякими диковинками, которые ни к жилью, ни к храмам отнести нельзя.

Жемчужина слободы расположена а одиночестве за северной стеной Ипатьевского монастыря. Это Собор Пресвятой Богородицы, срубленный в 1552 году, одновременно с тем, как Иван Грозный брал Казань! С юга стоят церковь Ильи Пророка (предположительно XVII век) и церковь Всемилостивого Спаса (1712 год).

Храмы были спасены из зоны затопления Горьковской ГЭС.

Оттуда же перевезены крестьянские избы и хозяйственные постройки, датированные преимущественно XIX веком. В избах максимально восстановлена обстановка как бедных домов, так и зажиточных крестьян, разве что печи «по-чёрному» не топят. У водоёмов на сваях стоят бани, а одна из избушек на высоких столбах перевезена из села Вежи, где жил некрасовский дед Мазай. И везде вокруг деревянные тротуары, лавки, столы, сенники, сарайчики – всё, что окружало крестьян и две, и три сотни лет назад.

Посещение «Костромской слободы» стоит 150 рублей.

Достопримечательности Костромы на карте

Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц

Добавить комментарий