Города Италии — Турин

Турин расположился в весьма географически удобном месте - на Паданской долине в предгорьях Западных Альп там где река Дора-Рипария впадает в реку По. Город с давних времён застраивался как столица, поэтому достопримечательности Турина не теснятся на узких извилистых улицах. Напротив, они служат хорошо видимыми городскими ориентирами, либо логично завершая длинные прямые магистрали, как Церковь Великой Богоматери, либо господствуя над всем городом, как базилика Суперга.

До нашей эры в северо-западной части нынешней Италии жило галльское племя тауринов. Во времена римской империи римляне основали здесь военный лагерь, позже разросшийся в поселение настолько больших размеров, что разгромившие римлян лангобарды в V веке сделали Аугусту Тауринорум (так называли город римляне) своей столицей. Владельцы менялись, но статус будущего Турина оставался столь же высоким. С XIII века земли в округе стали принадлежать Савойской династии, а в XVI столетии город Турин становится столицей крупного герцогства.

Хранит история Турина и русский след. В 1799 году войска под командованием Александра Суворова освободили Турин от французских захватчиков. Туринцы подняли восстание в осаждённом городе. Французский гарнизон сопротивлялся, но в течение нескольких дней русские и туринцы подавили его сопротивление. Суворов принимал благодарности жителей в театре.

В XIX веке Турин и вся провинция Пьемонт стали центром Рисорджименто - борьбы за объединение Италии. Борьба была успешной, и город стал столицей нового государства. Правда, всего на 4 года - потом столица переехала во Флоренцию, и уж затем в Рим. Но эпоха, в которой всё определял статус города, закончилась. Началась промышленная революция, в ходе которой Турин превратился в мощный индустриальный гигант, каковым он остаётся и сейчас. На окраинах и в пригородах располагаются крупные предприятия различных отраслей, от текстильной и кожевенной до тяжёлого машиностроения и микроэлектроники. Турин - город в Италии, который определяет национальный доход всей страны.

Турин занимает четвёртое место в стране по численности населения - в городе проживает почти 900 000 человек, в агломерации - 1,7 миллиона. Значительную часть населения составляют студенты. Туринский университет и десятки учебных заведений делают Турин крупным образовательным центром.

Площадь Кастелло

Площадь Кастелло выглядит несколько нетрадиционно для старых европейских площадей. В центре второй по величине площади Турина стоит не традиционный памятник или фонтан, а целый средневековый замок - Палаццо Мадама. Но на обширной площади нашлось место и для фонтанов, и сразу для четырёх солнечных часов.

Площадь построена в XVI веке по единому проекту и имеет строго прямоугольную форму. Все здания создают единую композицию. Для этой цели фасад Палаццо Мадама реконструировали в стиле барокко. Площадь ограничивают Королевский дворец, здание местной префектуры (органов самоуправления), Оружейная палата и Королевская библиотека.

Палаццо Мадама

Скорее всего, если бы в наше время был опубликован проект реконструкции, которую провели в Турине в Палаццо Мадама, автора сочли бы сумасшедшим. Как это, скрестить в одном здании тяжеловесность и мощь средневекового замка с вычурностью и лёгкостью барокко? Но в начале XVIII века, когда к замку пристраивали светлую фасадную часть, архитектору Филиппо Юварра достаточно было убедить в своей правоте герцога, и разрешение на перестройку было получено.

Замок был возведён с использованием сохранившихся древнеримских оборонительных сооружений.

Сначала в нём проживали представители младших ветвей дома Савойских. Затем его отвели под резиденцию вдовствующих герцогинь (название именно с тех времён). Одно время в здании располагался Сенат герцогства, а сейчас в «новой» части Палаццо Мадама работает музей живописи. Всемирно известных шедевров в нём нет, но посетить музей стоит только ради одних прекрасных интерьеров. В замке ещё с довоенных времён размещены древности, собранные герцогами Савойскими.

Королевский дворец в Турине

Резиденция Савойской династии была построена в середине XVII века. Несмотря на свои размеры (ширина более 100 метров, высота 30), дворец не подавляет масштабами. Светлое здание состоит из двух боковых крыльев с центральной частью, служащей переходом между ними. Крылья образуют внутренний двор, который отделан в более тёмных тонах.

В одном из боковых крыльев находится Оружейный арсенал. В нём собрана богатейшая коллекция оружия, амуниции и доспехов. Второе крыло занимает Королевская библиотека. На самом деле это, скорее, хранилище уникальных книг и документов. В числе сокровищ Королевской библиотеки, кроме древних рукописей и книг, есть знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи.

В центральном павильоне дворца сохранена обстановка, в которой жили герцоги Савойские. Отделка выполнена с роскошью, которая кажется чрезмерной - бесконечная позолота, красный бархат, масштабные живописные полотна и фрески, а также мраморные скульптуры, бюсты и керамические вазы. Посетители могут посмотреть на накрытые обеденные столы и заглянуть в спальни монархов. В специальном зале стоят статуи и бюсты всех представителей династии.

Церковь Гран Мадре ди Дио

Церковь Великой Богоматери (так звучит название в переводе) представляет собой ещё один удачный пример спланированной застройки Турина. Архитектор Фердинандо Босиньоре расположил свою вариацию на тему римского Пантеона на берегу реки По у подножия холма. Храм выстроен точно напротив Площади Виктора Эммануила II, и мост через По как бы упирается в фундамент церкви. При этом обеспечены превосходные виды как с церкви на площадь, так и в обратном направлении.

Вход в Церковь Гран Мадре ди Дио охраняют две женские скульптуры. Одна из них символизирует Веру, другая - Религию. Лица у статуй очень похожи. Вера держит в руках кубок, видимо, символизирующий Святой Грааль, Религия смотрит на список добродетелей, поднесённый ангелом.

Палаццо Кариньяно

Здание Палаццо Кариньяно является значимым, как для Турина, так и для всей Италии не только по архитектурным, но и по политическим причинам. В этом дворце родился первый монарх объединённой Италии Виктор Эммануил II. Это событие произошло в 1820 году, когда здесь проживало семейство Кариньяно, для которого и был построен дворец.

После объединения Италии дворец отдали под Сенат. Депутаты довольно быстро решили, что помещение для такого серьёзного органа представительской власти тесновато (похоже, народные слуги не меняются нигде и никогда), и решили пристроить к имеющемуся зданию ещё один дворец. Благо, опыт с Палаццо Мадама уже имелся. Так у Палаццо Кариньяно появился второй фасад.

Изначальный дворец выстроен в строгом стиле из тёмно-красного кирпича. Средняя часть фасада сделана выпуклой и увенчана башенкой с круглыми окнами. Также здание украшено подобием волн - круглые выступы чередуются с впадинами. Вход во дворец выполнен в виде беломраморного портика.

Сейчас в Палаццо Кариньяно работает Музей Рисорджименто - борьбы итальянского народа за объединение. Музей занимает весь второй этаж дворца.

Моле Антонеллиана - самая высокая достопримечательность Турина

Здание Моле Антонеллиана должно было стать столичной синагогой, а стало провинциальным музеем кинематографии и по совместительству символом Турина. В 1863 году еврейская община города заказала архитектору Антонелли высокое здание синагоги, ассигновав на строительство 280 000 лир. Архитектор приступил к работе с большим энтузиазмом, за 13 лет выжал из заказчиков ещё 340 000 лир, а затем сообщил им, что нужно строить здание в 2,5 раза выше задуманного. Столицу к тому времени из Турина перенесли, а заказчики поступили так, как поступают с недостроями во все времена - «сбросили» здание на бюджет. Городские власти достроили Моле Антонеллиана, и Турин получил самое высокое кирпичное здание на континенте.

В архитектурном плане здание интереса не представляет - пирамидка из четырёхгранных уменьшающихся кубиков, увенчанная шпилём. Однако с высоты Моле Антонеллиана открывается превосходный вид на Турин и окрестности.

Внутри здания сначала находился Музей Рисорджименто. Затем его перевели в Палаццо Кариньяно, а в Моле Антонеллиана разместили весьма обширный Национальный музей кинематографии. Здесь собраны более 7 000 итальянских фильмов, десятки тысяч афиш, книг и документов об истории итальянского кинематографа. Интересно, что лифт, который поднимается на смотровую площадку, проходит как бы сквозь музей - у кабины нет ограждений.

Собор Иоанна Крестителя и Туринская плащаница

Кафедральный собор Турина был построен в немыслимо короткие для католического собора сроки - за 7 лет с 1491 по 1498. Через 100 лет к собору пристроили специальную барочную капеллу для хранения Туринской плащаницы, а ещё через столетие над капеллой надстроили купол, и Плащаница переехала на место своего нынешнего пребывания. Впрочем, ближайший шанс увидеть подлинник Туринской плащаницы представится в 2025 году - её выставляют на обозрение раз в 25 лет. В 2010 году был устроен внеочередной показ, и даже при условии записи по Интернету очередь выстраивалась на несколько километров. В обычный же день можно увидеть только копию реликвии и сундук, в котором она хранится, а также почитать её описание и историю.

Сам собор считается единственной церковью в Турине, построенной в стиле ренессанс. Фасад отделан белым мрамором, для входа служат три портала.

Внутри собор состоит из нескольких базилик. Рядом стоит колокольня Святого Андрея. Она примерно на 300 лет старше собора. Параллельно со строительством храма её нарастили, чтобы избежать визуального диссонанса. В 1997 году в Туринском соборе случился сильный пожар. Восстановительные работы были закончены только к 2015 году.

Египетский музей города Турин

Музей экспонатов из Древнего Египта в Турине не самый крупный в мире, зато самый первый. Уже в первой половине XVIII века король Сардинии Карл Эммануил III, восхитившись египетской алтарной табличкой, отправил в Египет специального представителя с заданием посмотреть, что ещё там плохо лежит. Представителя звали Виталиано Донати. Сначала он скупал всё подряд в Александрии, а потом начал организовывать раскопки самостоятельно. Коллекция получилась преизрядной, и долгое время была самой большой в мире. Пополнять её продолжали и в XIX, и в XX веках.

В итоге праведных и не совсем трудов в музее накопилось 30 000 экземпляров саркофагов, мумий, надгробий, плиток, сосудов и даже целый небольшой храм. Его вывезли из Египта уже в 1950-х годах.

До недавнего времени музей располагался в одном здании с картинной галереей. Затем галерею переместили, и музей получил здание полностью. Экспонаты очень эффектно размещены в прозрачных стеклянных шкафах с искусной подсветкой. Египетский музей известен своей популярностью, однако в нём нет никакой толкотни, настолько велик размер экспозиции. Главными экспонатами туринского Египетского музея считаются Царский папирус - аналог летописи Древнего Египта за всю историю, и сокровища из гробницы Нефертити.

Базилика Суперга

В ходе войны за испанское наследство Турин осадили испанские и французские войска. Положение города было критическим. Командовавший обороной города герцог Виктор Амадей II, осмотрев с высокого холма позиции войск, в отчаянии дал клятву - в случае, если город удастся отстоять, он построит здесь храм. Война завершилась более чем удачно - Виктор Амадей II присоединил к своим владениям герцогство Монферрато. Уже будучи королём Сицилии, он построил на вершине холма, который назывался Суперга, одноимённую базилику.

Чтобы вписать церковь в окружающее пространство, высоту холма уменьшили на 40 метров. Под церковью расположена усыпальница, в которой первым был похоронен Виктор Амадей II. Сама базилика выстроена и оформлена в стиле позднего барокко. Интерьер обильно украшен мрамором, лепниной, позолотой и фресками. Одна из фресок изображает момент принесения Виктором Амадеем II исторической клятвы.

Если подняться на специальную обзорную башенку, можно насладиться видом на Турин не худшим, чем с Моле Антонеллиана. Даже удобнее - не нужно крутить головой - вид с Базилики Суперга открывается только в одну сторону.

Замок Валентино

Замок и парк Валентино представляют собой единый объект, в котором строение идеально вписано в окружающую природу.

Замок Валентино - ещё одно «двуликое» здание Турина. Фасады отражают его историю: сначала суровое мощное укрепление,

затем прекрасная как бы загородная резиденция, расположенная в городе, и выглядящая как дворец.

Отделка замка, чем-то напоминающего Версаль, была закончена в XVII веке, а уже через 200 лет он пришёл в упадок - владельцам было не под силу содержать его. Здание восстановили за счёт государства и отдали студентам. Сначала в нём размещался инженерный, а затем архитектурный факультет Туринского университета.

При реставрации интерьеры здания были полностью восстановлены. Удалось сохранить некоторые оригинальные фрески и элементы лепных украшений. Полностью сохранилась Охотничья комната. А вот Комнату Зодиака, самую красивую в замке, пришлось восстанавливать практически с нуля.

Парк не только служит дополнением к замку или его обрамлением. Парк Валентино похож на облагороженный лес. В нём есть дорожки для бега и велосипедистов, но деревья и кусты растут почти в первозданном виде. В парке очень много разнообразных водных объектов, начиная от реки По, к которой он прилегает, заканчивая совсем мелкими естественными и искусственными ручейками и водопадами.

Музей восточного искусства

Этот музей - один из самых новых в Турине. Он начал работу только в 2008 году. Базой для создания экспозиции стали изыскания нескольких итальянских учёных в области буддизма. Особое внимание уделено культуре древнего царства Гандхара. Оно включало в себя территории нынешних Афганистана, Индии и Пакистана. По одной из гипотез, в Гандхаре произошло слияние индийской и средиземноморской культур.

Кроме того, в музее есть произведения японского искусства, изделия народных промыслов гималайских мастеров, тибетские и мусульманские рукописи.

Палатинские ворота - античная достопримечательность Турина

От античных времён в Турине сохранилось не очень много достопримечательностей. Прежде всего, это Амфитеатр и Палатинские ворота. Они являются частью единого комплекса.

Считается, что эти ворота возвели ещё при основании римского поселения в I веке до н. э. Ворота служили входом в город очень долго - ещё в XIV веке их ремонтировали, перестроив обе башни. Лишь к XVII веку, после того, как Турин значительно разросся, Палатинские ворота потеряли своё функциональное значение.

Размеры ворот показывают, насколько интенсивным было движение в город и из него, и какое значение придавали римляне безопасности своего поселения - высота башен составляет 30 метров. Два портала в соединяющей башни стене предназначались для провоза грузов, два - для прохода людей. Перед воротами установлены неоднократно отреставрированные статуи Октавиана Августа и Юлия Цезаря.

В рамках подготовки к Олимпиаде-2006 вокруг ворот был разбит археологический парк, где воссоздали фрагменты древнеримских укреплений и некоторые постройки.

Добавить комментарий

реклама