Города Испании — Кордова

Кордова вполне может претендовать на звание самого древнего города в Испании. Хотя самые старые достопримечательности Кордовы относятся к римской эпохе, город, очевидно, намного старше.

Первые следы присутствия человека на берегах реки Гвадалкивир - это останки неандертальца, датируемые примерно 42 - 35 тысячелетиями до нашей эры. Ну а первые исторические упоминания о Кордове относятся к испанским войнам, которые вёл Карфаген с племенами, населявшими Иберийский полуостров в 237 - 221 годах до н.э. Карфагенский полководец Гамилькар Барка (отец Ганнибала) переименовал поселение возле которого погиб один из его нумидийских военноначальников в Картубу от слов карт Юба, что означает город Юба.

В 206 году до н.э. Картуба была завоёвана римлянами и стала называться на римский манер Кордуба.

Расположен город выгодно, места вокруг богатые, и Кордова всегда была лакомым куском для завоевателей. Римлян сменяли вестготы, приходили вандалы, а арабы вообще правили городом и окрестностями почти половину тысячелетия, при них население Кордовы составляло до миллиона человек, а город стал мировым центром науки и культуры. Вновь христианским город стал лишь в XIV веке. С тех пор история Кордовы стала частью общей истории Испании.

В современной Кордове живёт более 300 тыс. жителей, это серьёзный промышленный центр южной Испании. Однако, как и во многих других старых городах Европы, исторический центр и современная индустрия расположены на расстоянии друг от друга, и о том, что в Кордове есть промышленность, туристы могут и не подозревать.

До Кордовы можно добраться на любом виде наземного транспорта. Город стоит на трансъевропейской автомагистрали, в него ходят автобусы и поезда. Вот авиапутешественникам придётся после перелёта до Малаги (там находится ближайший международный аэропорт) пару часов проехать на автобусе.

Мескита

Римско-католический собор Мескита это история Кордовы и всей Андалусии в пределах одного, хотя и очень большого, храма. Испанским монархам хватило дальновидности не стирать с лица земли и из памяти наследство, оставленное арабами. Что-то перестроили, где-то заменили арабское на византийское, но не уничтожали под корень. Вот так из бывшей мечети, одной из самых больших в мире, вполне получился уникальный христианский собор.

Описывать Мескиту можно бесконечно, даже если указывать только уникальные черты собора. Кто бы мог подумать, что иллюзию простора можно создать, наставив в помещении бесчисленное множество колонн? Именно так сделано в соборе - ровные ряды невысоких, в общем-то, колонн создают впечатление не только простора, но и бесконечности.

В каком ещё храме можно, осматривая христианскую капеллу, повернуть голову, и увидеть молитвенный зал мечети? От смешения культур в Меските родились уникальные произведения искусства.

Конечно, от мечети в Меските остались только некоторые черты. Если говорить упрощённо, то христианский храм как бы вмонтирован в мечеть. То есть, чем ближе к центру - тем больше христианской символики. Собор богат всем тем, чем славятся католические храмы: позолотой, искусной резьбой, красивыми кафедрами, скульптурами, живописными полотнами. Есть, конечно же, и орган. Мастерам было где развернуться - даже до полного окончания строительства храма в нём одновременно могли молиться до 40 000 человек.

Типичный для мечети минарет переделали в колокольню, с которой, если хватит сил преодолеть 200 ступеней, открываются замечательные виды. Достоин внимания и внутренний дворик, названный апельсиновым. Кроме множества цитрусовых деревьев в нём есть и традиционный для патио Кордовы фонтан.

Посещение Мескиты стоит 11 евро, за подъём на колокольню придётся доплатить ещё 2 евро. В кассах собора продаются и единственные, пожалуй, в Кордове скидочные билеты: за 13 евро можно купить билет на посещение Мескиты, колокольни и Фердинандовских церквей. Фердинандовские церкви это 12 средневековых храмов, выстроенных в XIII веке, сразу после Реконкисты по приказу короля Фердинандо III.

Площади Кордовы

Площадь Корредера

Эта площадь представляет собой правильный прямоугольник, ограниченный однотипными красновато-белыми зданиями постройки XVII века со сплошными балконами во всю длину каждого из зданий. Такая любовь архитекторов к балконам вовсе не случайна. Если изначально «Plaza Corredera» была огромным рынком, то потом она превратилась в своеобразный торгово-развлекательный центр.

Средневековые развлечения не отличались особым разнообразием, неизбалованная в те времена публика много и не требовала. Выступления бродячих артистов, бой быков, и, уж если совсем повезёт, казнь еретиков. Вот для двух последних случаев и предназначались балконы - владельцы сдавали их за солидную цену желающим насладиться пикантным зрелищем. При этом заработок с устраивавшейся по расписанию корриды не шёл ни в какое сравнение с представлениями, которые устраивала инквизиция - казни были популярнее. Деятельность инквизиции в Испании запретили только в 1812 году.

Так что в ходе прогулки по Площади Корредера, посиделок за выносными уличными столиками в кафе и ресторанах или за шопингом в магазинах, опоясывающих площадь по первому этажу, лучше не задумываться о том, что именно по этим древним плитам мостовой стекала кровь побеждённых быков, матадоров, раскаявшихся и не раскаявшихся грешников.

Площадь Тендильяс

Площадь Тендильяс - это место, куда жители Кордовы столетиями выходят себя показать и на других посмотреть. Главная площадь города издавна служит местом встреч, поэтому на ней, в отличие от других площадей Кордовы, всегда шумно и многолюдно. Название своё площадь получила от слова, обозначавшего в средневековой Испании мелкий торговый бизнес - «tendillas» - это и магазинчики, и кафе, и кондитерские, и разного рода галантерейные лавки.

Посередине площади стоит конная статуя Эль Гран Капитан (Великий Капитан) - Гонсало Фернандеса де Кордова.

Этот выдающийся полководец завершил изгнание арабов с Пиренейского полуострова и завоевал для испанских королей всю Южную Италию. Но Эль Гран Капитано прославился не только успешностью своих военных действий. Он стал первым в истории полководцем, чётко разделившим армию на взаимодействующие, но отдельные рода войск. Эль Гран Капитано также свёл воедино элементы позиционной войны, применявшиеся и ранее. Тактику выжженной земли, выбор лучшей позиции для сражения и элементы партизанской борьбы применяли и до него, но именно испанский генерал свёл их воедино и подчинял действия армии единому стратегическому замыслу. В конце жизни популярность его была такова, что король Фердинанд II Арагонский насильно отправил его в отставку. Но в глазах испанцев Эль Гран Капитано остаётся национальным героем.

На площади Тендильяс есть несколько интересных зданий в стиле модерн. Главное и самое красивое из них - «Дом Феникс», угловая башенка которого увенчана соответствующей крылатой скульптурой.

«Plaza Tendillas» отличается от других площадей Кордовы большим количеством зелени. И именно на ней жители и гости Кордовы встречают Новый год. Последние секунды года уходящего отсчитывают звуки гитары.

Площадь Жеребенка

На «Plaza del Potro» в те времена, когда её ещё не украшала статуя жеребёнка, собирались представители криминальной Кордовы - площадь довольно короткая и узкая, и в случае чего её можно было легко покинуть по многочисленным боковым улочкам. В XVI веке площадь Жеребёнка стала местом встреч проезжих купцов. Здесь поселились зажиточные торговцы, открывшие на первых этажах двух и трёхэтажных домов лавки, а оставшиеся комнаты использовали для проживания или сдавали под постоялый двор.

Времена изменились, купцов на площади Жеребёнка больше встретить, зато здесь расположились два прекрасных музея. Рядом с фонтаном с жеребёнком в бывшем здании больницы находится Музей изящных искусств. Несмотря на то, что в его экспозиции представлены работы малоизвестных широкой публике художников и скульпторов, музей стоит потраченных на его осмотр времени и денег (1,5 евро). В эту сумму входит прогулка по внутреннему дворику с апельсиновыми деревьями и посещение музея уроженца Кордовы художника Хулио Ремеро де Торреса.

Музей Фламенко, также расположенный на площади Жеребёнка, интересен не только тем, кто увлекается этим видом музыки. Музей очень современный, на экранах представлены не только записи выступлений легендарных гитаристов и танцоров, но и процесс создания специальных гитар, работа над подготовкой танца и т. п. Вход в Музей Фламенко бесплатный.

Площадь Капуцинов

Улочки в историческом центре Кордовы настолько узки, что иногда удобнее, особенно группой, перемещаться не по ним, а по внутренним дворикам (если, конечно, они открыты). С учётом этой особенности площадь Капуцинов выглядит буквально царским подарком городу. Она была внутренним двором монастыря капуцинов. Монахи добавили к зданию монастыря большую церковь Долорес и больницу Сан-Хасинто, получив просторный внутренний двор. Однако комплекс настолько затруднял перемещения горожан, что капуцины передали площадь городу, открыв свободный проход.

Доминантой небольшой площади является скульптура «Христос фонарей» установленная в конце XVIII века.

На невысоком кругом постаменте установлен крест с распятым Христом. Вечером с помощью всего нескольких светильников скульптура подсвечивается настолько искусно, что крест и Спаситель на нём кажутся парящими в воздухе.

Plaza de Jeronimo Paez

Это самая зелёная, а, значит, и самая прохладная площадь жаркой Кордовы, что само по себе заносит площадь в ранг достопримечательностей города. А ведь ещё и расположена «Plaza de Jeronimo Paez» ровно на том же месте, где раньше находилась полукруглая сцена (орхестра) древнеримского театра. Театр разрушили землетрясения и время, и от него остались только фрагменты в виде колонн или участков стен, живописно разбросанных по площади. Предположительный диаметр театра составлял 125 метров, вместимость 15 тысяч зрителей - это делало его самым большим в Испании. Остатки надписей позволяют датировать театр периодом правления императора Августа  (около 5-го года до н.э.).

Кордовский Алькасар

Полное название одной из главных достопримечательностей Кордовы «Алькасар христианских королей» звучит несколько двусмысленно, ведь алькасары строили исключительно арабы. Но первые полтора тысячелетия новой эры были терпимее последующих - арабы спокойно открывали в соборах мечети, а короли, не мудрствуя, заселялись в алькасары.

Кордовский алькасар построили на месте крепости вестготов. Пока Испанией правили из Дамаска, в Кордове обходились относительно небольшим алькасаром. Но когда Абд ар-Рахман I создал независимый Кордовский халифат, резиденция халифа превратилась практически в чудо света. Алькасар расширили за счёт бань, огромной библиотеки, вокруг разбили роскошные парки и сады, орошавшиеся водой из Гвадалкивира.

Король Фердинандо III сразу после изгнания мавров сделал Алькасар своим дворцом. Последующие испанские короли проводили перестройку крепости, внося в оформление пятиугольного замка и садов европейские черты. Свой нынешний вид в стиле мудехар Алькасар приобрёл примерно к середине XIV века. Затем Испанией стали управлять из Мадрида. Статус замка понизился. В нём размещали Святую Инквизицию и тюрьму - первейшее дело в защите чистоты Веры. После упразднения инквизиции тюрьма осталась, а часть замка передали военным. Но содержание замка площадью более 4 000 кв. м. и прилегающей территории в 5,5 гектаров обходилось слишком дорого, и вскоре после окончания Второй мировой войны Алькасар передали на баланс местных властей. Последним надо отдать должное - они сохранили исторический памятник и превратили его в жемчужину города.

Только на осмотр садов и внешних стен Алькасара можно потратить целый день. Как и везде в парках и садах южной Европы ключевыми элементами ансамблей являются фонтаны и водоёмы. В Кордовском Алькасаре каскадные пруды образуют как бы оси, на которые нанизана территория садов. Особого разнообразия в растительности нет - кипарисы, пальмы, апельсиновые деревья, несколько видов цветов и кустарников. Но растения искусно высажены и подстрижены и создают превосходную картину. Её дополняют скульптуры. Одна из них изображает беседу королевы Изабеллы I Кастильской и короля Фердинанда II Арагонского с Христофором Колумбом перед отправкой последнего на поиски нового пути в Индию. Эта беседа проходила как раз в стенах Кордовского алькасара.

Снаружи замок можно обойти по периметру, повторяя путь караулов к четырём башням: Львиной, Инквизиторской, Голубиной и Главной (башен было 5, но одна разрушилась). Внутри Алькасара располагается археологический музей. В нём представлены предметы, найденные при раскопках в окрестностях Кордовы. Особого внимания заслуживают древнеримские саркофаги, изготовленные ещё в I тысячелетии до н. э. Есть также большая коллекция древнеримских мозаик, мебель и скульптуры из дерева и другие экспонаты, однако в целом экспозиция музея уступает роскоши садов.

Ещё одной достопримечательностью Алькасара являются внутренние дворики. Каждый из них выполнен в особом стиле, но во всех прохладно и много тени.

Римский мост

16 арок, выстроившихся в ряд, соединяют северный и южный берега Гвадалкивира в центре Кордовы. Сегодня мощь и высота моста, построенного римлянами ещё в 45 году н. э., кажутся избыточными, как и мощные «ледоколы» у оснований каждой арки. Река мирно течёт где-то внизу и кажется, что мост можно было сделать и пониже.

Однако Гвадалкивир не всегда был таким спокойным. Как ни хорошо строили римляне, река постепенно разрушала мост, и до наших дней дожила практически полностью перестроенная версия. Тем не менее, Римский мост стал одним из визуальных символов Кордовы. На равном расстоянии от берегов на мосту установлена скульптура покровителя Кордовы Святого Рафаила.

Башня Калаорра

Эта башня - классическое предмостное укрепление, тет-де-пон, как назвали бы его позже. Размеры и мощь башни говорят о том, какое значение придавалось Римскому мосту - Калаорру построили именно для того, чтобы не дать противнику прорваться на переправу.

Башне пришлось повоевать не только во времена Реконкисты, но и во внутрииспанских распрях. После реконструкции в ней разместили Музей трёх культур: мусульманской, христианской и еврейской. Посетить экспозицию музея, занимающую 14 залов, можно за 4,5 евро.

Пуэрта дель Пуэнте

Бывшие городские ворота Пуэрта дель Пуэнте в каждом втором отзыве о Кордове называют Триумфальной аркой. Действительно, красивые ворота есть, а стен нет. Значит, Триумфальная арка, как на Кутузовском в Москве!

И всё-таки Пуэрта дель Пуэнте это ворота с Римского моста в город Кордова. Стены устранили за ненадобностью, а красивые ворота XVI века оставили.

С каждой стороны Пуэрта дель Пуэнте состоят из двух мини-портиков по две колонны каждый. Верхняя часть ворот украшена барельефами. Рядом стоит ещё один Святой Рафаил, на этот раз на высокой колонне. Почитают этого святого вполне за дело - избавление города от чумы дорогого стоит. И ворота Пуэрта дель Пуэнте своё предназначение - настраивать гостей на преклонение перед историей Кордовы - вполне выполняют.

Кордовская Синагога

Испанские монархи, как и их собратья во многих других странах Европы, использовали еврейскую общину как дойную корову. Сначала иудеям позволяли жить и работать, пользовались их кредитами и сами давали деньги в рост, а затем, посчитав, что евреи достаточно разбогатели, изгоняли их из страны. Судя по синагоге в Кордове, евреи даже в период наибольшего благоприятствования иллюзий по отношению к сильным мира сего не питали. Разрешили им в начале XIV века построить синагогу, они её и построили. Правда, разместили её во внешне неприметном доме.

О том, что это культовое здание, в синагоге Кордовы можно узнать, лишь попав внутрь.

В принципе, только орнаменты и гравировки и использовались для украшения синагоги. Внутри всё просто и аскетично, как будто люди заранее были готовы к изгнанию и убрали всё ценное.

Музей корриды

В Худерии - еврейском квартале Кордовы - расположен и Музей корриды. Представлены такие увлекательные экспонаты, как парадная одежда тореадоров, их фотографии, головы самых крупных убитых быков, и, как апофеоз, окровавленная куртка самого знаменитого тореадора Манолете (Мануэль Лауреано Родригес Санчес) карьеру которого в возрасте 30 лет оборвал глупый бык по кличке Ислеро, ничего не знавший о том, что Манолете - мастер корриды.

Один удар рогом в бок и Испания 29 августа 1947 года потеряла своего любимца, а музей приобрёл целую витрину экспонатов.

Популярность Манолете в Испании была настолько велика, что диктатор Франсиско Франко после его гибели объявил в стране трехдневный траур.

8 мая 1956 года на площади Плаза-дель-Конде де Приего рядом с церковью Святой Марины был открыт памятник Манолете.

Дворец Мерсед

Дворец Мерсед, в котором ныне расположилось городское самоуправления Кордовы, то погружался в пучину Истории, то всплывал из неё. Что-то тут строили римляне, потом, вроде бы, вестготы возвели церковь, в XIII веке был построен монастырь, который в XVIII веке у монахов отобрали и реконструировали в стиле барокко. В конце-концов получилось очень удачно - коричнево-белые стены, украшенные белыми скульптурами, лепниной и позолотой, делают дворец Мерсед воздушным и нарядным. Особо впечатляют скульптуры Святого Рафаила и Богородицы, размещённые на главном фасаде.

Внутрь здания попасть можно, но увидеть там что-то интересное практически нереально. Кроме известных ограничений, связанных с работой власти, мешает реконструкция - несколько лет назад во дворце был пожар, реставрация продолжается до сих пор.

Зато доступна традиционная для Кордовы опция - прогулка по красивому внутреннему дворику.

Достопримечательности Кордовы на карте

Для перехода в режим просмотра «панорама» перетяните человечка в нужное место на карте

Добавить комментарий