Мюнхен — столица Баварии

Первые упоминания о столице Баварии относятся к VIII веку, когда на холме, находящемся на берегу реки Изар, поселились монахи. Сохранившаяся на том месте кирха святого Петра является старейшим храмом города и входит в главные достопримечательности МюнхенаМонахи собирали налоги с караванов, идущих с солью через Изар, их поселение богатело, разрасталось. Но в 1157 году баварский герцог Генрих Лев из рода Вельфов забрал этот источник доходов в свои руки. А появившийся на том месте городок Мюнхен в имени сохранил память о своих основателях – монахах.

Город рос, строились дома, открывались рынки, чеканились собственные монеты. Все это продолжалось до 1180 года, когда на беду Генриху Вельфу в Германию вернулся помирившийся с римским папой Фридрих I Барбаросса. Огненнобородый император Священной Римской империи обвинил Вельфа в присвоении монастырских земель, лишил всех привилегий и поделил его вотчину между своими приближенными, не забыв и себя. Бавария досталась Виттельсбахам, которые правили ей почти 850 лет. На протяжении всего этого времени Мюнхен был их резиденцией, становясь поэтапно столицей Верхней Баварии, затем объединенной Баварии, а в 1806 году – главным городом королевства.

Сердцем Мюнхена является его центральная площадь Мариенплац. Первоначально она называлась Шранненплац и была зерновым рынком. В мрачные времена Средневековья здесь помимо торговли, рыцарских турниров, выступлений бродячих актёров совершались казни. А свое нынешнее название она обрела благодаря установленной в XVII веке колонне с фигурой небесной покровительницы Мюнхена Святой Девы Марии с младенцем.

Площадь Мариенплац украшают две ратуши – Старая и Новая. Старая строилась в XIV в. в восточной части площади. В 1460 году в нее угодила молния, последствия этого катаклизма, а также новые веяния в архитектуре привели к очередной перестройке здания в стиле поздней готики, осуществлённое архитектором Хальсбахом. Впоследствии ратушу переделали под ренессанс и, наконец, в XIX в. реконструировали в неоготическом стиле.

В 1874 году магистрат и городской совет перебрались в новую ратушу, отстроенную в северной части площади. Старая ратуша была существенно разрушена в результате бомбёжек союзной авиации во Вторую мировую войну, долгое время восстанавливалась. В начале 70-х годов она обрела новый шпиль, и теперь ее большую часть занимает музей игрушек.

Новая ратуша строилась по проекту архитектора Хауберриссера с 1867 по 1908 годы. Комплекс зданий, выполненный из кирпича и камня, с грандиозным 100-метровым фасадом, башней высотой 85 метров объединяет шесть внутренних двориков. Фасад украшен фигурами многочисленных герцогов и королей династии Виттельсбахов. Башню с курантами венчает шпиль с фигурой «мюнхенского младенца».

Рядом с Мариенплац находится собор Пресвятой Девы Марии («Фрауэнкирхе») – главный храм столицы Баварии. Без него невозможно представить Мюнхен, фото этой достопримечательности являются своеобразной визитной карточкой города.

Фрауэнкирхе начали возводить в 1468 г. и построили за 57 лет, что по меркам многих храмов-долгостроев довольно быстро. Высота его башен составляет 99 метров, это самый высокий собор города. Выглядит он немного необычно: форма его куполов напоминает нехарактерные для готики луковицы. Эти «романские» шлемы копируют купол иерусалимского храма Гроба Господня.

Внутреннее убранство собора строго и аскетично, здесь нет богатого декора, фресок, лепнины. Стены, колонны выполнены в белом цвете, из украшения – лишь изящное золотистое кружево на потолке и словно парящее в воздухе распятие.

Старейшим храмом Мюнхена является церковь Святого Петра («Альтер Петер»), первое здание которой было возведено еще в XI в. За всю свою многовековую историю она неоднократно разрушалась, восстанавливалась, перестраивалась. Сначала на месте деревянной церквушки по приказу герцога Оттона I Виттельсбаха построили стандартную для того времени трехнефную базилику в романском стиле. В XIII в. ее сносят и возводят новый храм в готическом стиле, который через 100 лет полностью сгорает.

На пожертвования граждан церковь св. Петра отстраивается заново. В XVIII в. происходит ее переделка уже в стиле рококо. Во время Второй мировой войны храм снова разрушается от американских бомб. Его окончательное восстановление было завершено лишь в начале XXI в.

Дворцы и замки Мюнхена имеют не менее богатую и драматичную историю. Главный из них – Мюнхенская резиденция, основанная в 1385 г. на базе замка Нойвесте, который служил убежищем баварским герцогам во время феодальных междоусобиц. Позднее замок - крепость утратил своё оборонительное значение, был перестроен, превратившись во дворец правителей Баварии.

Мюнхенская резиденция состоит из почти двух десятков зданий, строившихся с XIV по XIX в. и смешавших в себе стили барокко, рококо и классицизм. Это десять внутренних дворов и три главных комплекса: Старая резиденция, Королевские покои и сооружения Праздничного зала. С 1897 г. и по сей день помещения комплекса открыты для посещения.

Дворец активно используется для приёмов, концертов, часть помещений отданы под музеи Мюнхена. В их залах собраны роскошные коллекции мраморной скульптуры, живописи, росписи стен и геральдики. Об истории королевского рода Виттельсбахов расскажет Галерея предков, а в Фарфоровом кабинете выставлены изделия германских и азиатских мастеров.

Дворцовая церковь – яркий образец рококо, а Императорский зал украшен потолочной росписью и золоченой лепниной.

На западе Мюнхена находится дворец Нимфенбург – летняя резиденция баварских правителей, который строился с 1664 по 1675 годы архитектором А. Барелли в стиле барокко. Позднее добавились архитектурные элементы модного тогда рококо, которые удачно вписались в общий ансамбль.

Внутреннее убранство Нимфенбурга не уступает его внешнему величию. Особый интерес представляют: Большой зал, оформленный в стиле рококо и фресками Циммермана; знаменитая Галерея 36 красавиц с портретами художника Штилера; Лаковый кабинет с чёрными и красными лакированными китайскими панелями. Здания комплекса гармонично встроены в природный ландшафт, его дополняют рукотворные озёра, каналы, гроты, парки и сады.

Неподалеку от дворца Нимф находится не менее романтичный замок Блютенбург. Его построил на месте охотничьего домика герцог Альбрехт III по прозвищу Благочестивый для встреч со своей возлюбленной Агнес, дочерью цирюльника. Эта связь с простолюдинкой взбесила его отца, герцога Эрнста, и тот, выманив сына на охоту, устроил быстрый суд над Агнес. Девушку признали ведьмой и утопили в реке. Альбрехт погоревал, хотел убить отца, затем примирился и женился, как положено герцогу, на принцессе.

Но не только бессердечные самодуры правили Баварией, были в династии Виттельсбахов и меценаты, которые открывали театры, отдавали свои коллекции музеям, покровительствовали наукам. Максимилиан I построил в 1818 г. оперный театр, на сцене которого впервые были представлены публике знаменитая вагнеровская «Валькирия» и «Каприччио» Штрауса.

Здание театра неоднократно разрушалось: в 1823 году пожаром, в 1943 году бомбежками. Но его восстанавливали и расширяли, и теперь он является главной площадкой для Баварской государственной оперы и балета.

А еще Мюнхен называют городом пива и музеев. Ведь именно здесь проводится самый масштабный фестиваль пенного напитка Октоберфест, собирающий ежегодно до 6 миллионов поклонников. В главном городе Баварии находится и знаменитый Немецкий музей. Он расположен на одноименном острове и имеет самую большую в мире экспозицию, посвященную достижениям науки и техники.

Красив и очень своеобразен Мюнхен. Туристы отзываются о нем, в большей части, как о самом «не немецком» городе Германии, настолько чувствуется в его архитектуре французское, голландское и итальянское влияние. Город с непростой историей, несмотря на все войны, пожары и бомбардировки продолжает радовать своей красотой.

Добавить комментарий