Города России — Смоленск
- Смоленская крепостная стена
- Успенский собор
- Храмовый комплекс на улице Марселя Кашена
- Памятник «Благодарная Россия — Героям 1812 г.»
- Драматический театр имени А. С. Грибоедова
- Набережная реки Днепр
- Исторический музей
- Художественная галерея
- Церковь Иоанна Богослова
- Церковь Михаила Архангела
- Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь
- Католическая церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
- Достопримечательности Смоленска на карте
- Содержание:
В потенциале город Смоленск мог стать аналогом Санкт-Петербурга уже где-то в XVI – XVII веке, и основные достопримечательности Смоленска связывались бы не с бесконечными осадами, наступлениями и оборонами, а с выдающимися архитектурными памятниками, которыми Смоленск встречал бы зарубежных гостей. Но, увы, история сложилась так, что гости всё больше норовили пройтись по городу железной лавиной, стирающей все с лица земли.
Смоленск находится примерно в 400 км западнее Москвы, транспортной связности этих городов можно только позавидовать. По маршруту Москва – Смоленск идет масса прямых и транзитных поездов, стоимость билетов варьируется от 780 до 2 200 рублей. С нового автовокзала «Северные ворота» (станция метро «Ховрино») на Смоленск курсируют автобусы, билет стоит от 1 000 рублей, среднее время в пути – 6 часов.
Идеальный вариант поездки – на автомобиле. Если не брать в расчет пробки, то в целом автодорога Москва – Смоленск представляет собой одну большую достопримечательность. Дорога проложена в стороне от населённых пунктов, но рядом с ней находятся и Кубинка с бронетанковым музеем, и Бородино, и Ясная Поляна, и город Гагарин, и Вязьма – история России в проекции на одно шоссе.
Смоленск упоминается в летописях как крупный город уже в 862 году. Перекрёсток сухопутной дороги в Европу, сплава по Днепру на юг и по Двине на запад, был важным узлом пути из варяг в греки. В XII веке Смоленское княжество было одним из самых мощных и богатых на Руси. Минимум четыре смоленских князя завоёвывали киевский престол. Впрочем, в периоды ослабления смоленского княжества другие тоже не зевали и регулярно приходили пограбить богатый город.
История Смоленска двигалась по синусоиде: в мирные десятилетия город развивался и богател, потом приходила никого и ничего не щадившая война. Не отметились в городе разве что полумифические Аскольд и Дир (они, вроде бы, побоялись трогать крупный город и пошли дальше, на Киев) да монголо-татары, прошедшие в Европу южнее. Носители европейской цивилизации регулярно приходили в Смоленск с запада, чтобы через время отправиться обратно в сильно ослабленном составе. Своей стойкостью смоляне заслужили для города звание Города-героя и щита России, вот только благосостояния Смоленску регулярные нашествия не добавляли.
Современный Смоленск благодаря изрезанному рельефу и несколько хаотической застройке очень живописен. Город заселён достаточно плотно – 325 тыс. человек на 166 км2 – однако никакой скученности не ощущается, а с расположенной в центре города Соборной горы открываются просто волшебные панорамные виды. Но всё же самые интересные места Смоленска лучше рассматривать поближе.
Смоленская крепостная стена
Для времени своего строительства – конец XVI – начало XVII века – крепостная стена в Смоленске была настоящей стройкой века. Более масштабные проекты реализовывал лишь через 100 лет Пётр Великий. Над сооружением стены длиной 6,5 км (втрое длиннее стен Московского Кремля) и 38 башен единовременно трудились более 6 000 человек.
С точки зрения фортификации смоленская крепостная стена соответствовала всем требованиям времени. Возводили её на древесно-каменном фундаменте с опорой на два уровня деревянных свай. Полубутовая кладка стен толщиной более 5 метров обеспечивала трёхъярусной стене достаточную прочность. Башни, располагавшиеся через 120 – 150 метров, давали возможность продольного обстрела.
Архитектор Фёдор Конь предусмотрел и скрытые углубления, через которые можно было услышать шум от возможного подкопа, и отвод многочисленных ручьёв через специальные, перекрытые решётками, трубы. Но не в силах человеческих было предусмотреть невиданные бедствия, начавшиеся в России в 1600 году. Вулканическая зима, вызванная извержением в Перу, привела к катастрофическому неурожаю, продолжавшемуся несколько лет.
Работы по возведению Смоленской крепостной стены продолжались, но из-за удорожания продовольствия питание строителей, и без того довольно скудное, ухудшилось настолько, что люди умирали от голода. Качество работ упало, и восточная стена на участке между Авраамиевскими и Копытицкими воротами получилась слабее. В 1611 году эта слабость сыграла роковую роль.
Гарнизон Смоленска с тяжёлыми потерями, но оборонял город от осаждавших его поляков в течение почти двух лет. Король Сигизмунд уже подумывал о снятии осады, когда из Смоленска сумел выбраться сторонник европейского пути развития России Авраам Дедешин. Он не только сообщил полякам о том, что в городе осталось не более двух сотен боеспособных воинов, но и указал место, где можно преодолеть стену. Гарнизон защищался до последнего, но Смоленск всё-таки пал.
До наших дней сохранилась примерно половина периметра Смоленской стены и 18 башен. Остальное взорвали в 1812 году отступавшие из России французы. Долгое время и уцелевшая часть крепостной стены, за исключением нескольких башен, находилась в плачевном состоянии. В 2020 году началась её реставрация, на которую выделены солидные средства из федерального бюджета.
Музей «Щит России»
В многогранной четырёхъярусной башне, которая раньше называлась Топинской и Тупинской, а теперь носит имя Громовая, с 2002 года работает музей «Щит России». Экспозиция размещается на двух уровнях.
Первый рассказывает об истории Смоленской крепостной стены, начиная с первых укреплений. В коллекции много старинных артефактов, включая сохранившиеся письменные документы, но наиболее интересен точный макет Смоленской крепости по состоянию на 1636 год. Макет изготовлен по гравюре известного картографа Вильгельма Гондиуса.
Выше располагается выставка «Тяжёлый XIII век», созданная клубом реконструкторов «Порубежье». В изобилии представлено оружие и снаряжение средневековых воинов. Подняться на четвёртый ярус, на котором располагается «Тяжёлый XIII век», стоит даже человеку, равнодушному к средневековому оружию – с самой высокой башни Смоленской крепостной стены виден весь Смоленск.
Успенский собор
Великолепное здание кафедрального Собора Успения Пресвятой Богородицы доминирует над центром Смоленска, возвышаясь над ним на Соборной горе. Сама гора в цифровом значении не слишком высока, однако находится она на мысе между двух оврагов, что визуально делает её и собор выше.
Нынешний собор возведён в конце XVII века в память об уже упомянутой обороне Смоленска в Смутное время, однако место его, что называется, намоленное – первый храм на нём построили ещё по повелению Владимира Мономаха в XII столетии. Достроил собор уже внук Мономаха князь Ростислав. Здание простояло до начала XVII столетия, когда последние защитники Смоленска взорвали хранившиёся в храме запас пороха вместе собой.
Нынешнее здание строилось очень трудно. Его возведение началось в 1677 году и продолжалось почти 100 лет. Зато бирюзово-белый собор внушал уважение и трепет даже императору Наполеону и немецкому генералу Гудериану. Оба в своё время приказывали особо охранять здание храма с пятью куполами, а Гудериан даже приказал передать храмовые ценности сторожу.
Над внешним видом и интерьерами Успенского Собора работали киевские мастера. Храм отделан в стиле барокко. Особенно удался интерьер – помещения собора выглядят просторными и воздушными. Пятиярусный золочёный иконостас вздымается на высоту почти 30 метров, даже хоры располагаются на 20-метровой высоте.
Храмовый комплекс на улице Марселя Кашена
Один из древнейших в России храмовых комплексов расположен в северной, т. н. Заднепровской части Смоленска. Основой комплекса является церковь Петра и Павла, освящённая в 1146 году. К ней примыкает церковь Святой Варвары (середина XVIII века) и ряд других построек.
В церкви Святой Варвары долгое время размещались классы Духовной семинарии. Традиция просвещения не угасла. В храмовом комплексе работают Православный духовный центр, Литературный клуб и книжный магазин, военно-спортивный клуб «Пересвет», школа творческого развития и детская художественная школа, класс моделирования и братство православных следопытов.
Церковь Петра и Павла
Это важнейший и очень характерный памятник русского домонгольского зодчества. Кирпичное здание стоит на фундаменте из дикого камня и внешне выглядит скорее как крепостное укрепление, чем как храм.
Считается, что архитектура церкви Петра и Павла типична для храмов, возводившихся сыновьями и внуками Владимира Мономаха в своих уделах. Основой является крестовокупольное здание, к которому примыкают апсиды. Венчает постройку купол, основание которого больше похоже на сторожевую башню.
Церковь Петра и Павла сильно пострадала от иноземных захватчиков. Поляки устроили в ней униатский храм, французы в 1812 году разграбили восстановленную церковь. В 1941 и 1943 годах здание было повреждено во время боёв за город. Восстановить церковь Петра и Павла, да и то частично, без примыкавших галерей, удалось только в середине 1960-х годов. Ещё одна реставрация проведена в конце ХХ века. Обе реставрации затронули лишь внешний вид храма. Настенные фрески, от которых остались незначительные фрагменты, восстановить уже невозможно.
Церковь Святой Варвары
Церковь Святой Великомученицы Варвары построил в середине XVIII века смоленский купец Андрей Сисоев. Храм с колокольней примыкал к церкви Петра и Павла, размещался с ней на одной оси и визуально должен был образовывать единый ансамбль. Однако попытка имитировать древнерусский стиль оказалась неудачной, и при реконструкции в 1960-х годах объёмы двух храмов решили разделить.
Впрочем, то, что церковь Святой Варвары выглядит слишком архаичной для времени постройки, и слишком модерновой для древнерусского стиля, не умаляет её архитектурных достоинств. Два массивных крыльца, примыкающих к колокольне, делают храм визуально узнаваемым. Очень красивы шатёр колокольни с необычными слуховыми окнами и наборные наличники на окнах основного здания.
Памятник «Благодарная Россия — Героям 1812 г.»
У крепостной стены, в сквере Памяти героев стоит очень оригинальный памятник героям Отечественной войны 1812 года. Скульптор Степан Надольский и инженер Николай Шуцман создали к 100-летней годовщине войны выдающееся произведение искусства. Памятник по праву считается лучшим в Смоленске.
10-метровый монумент состоит из постамента, символизирующего нерушимость Российской империи, фигуры галла с мечом, карабкающегося по постаменту, и двух орлов – как известно, именно под Смоленском соединились две русские армии, тем самым разрушив стратегический замысел Наполеона.
У основания постамента размещена бронзовая табличка в виде карты европейской части России. На ней надпись: «Благодарная Россия героям 1812 г.» На тыльной стороне постамента имена выдающихся генералов. Боковые стороны постамента украшают лавровые венки с гербами России и Смоленска. Со времени торжественного, с участием Николая II, открытия в 1913 году памятник стал одним из главных символов Смоленска.
Драматический театр имени А. С. Грибоедова
Монументальное здание Смоленского государственного академического драматического театра им. А. Грибоедова фасадом выходит на центральную площадь Ленина.
Театр считается одним из старейших в России, его история отсчитывается с 1780 года. Однако есть в этих подсчётах некоторая доля лукавства.
Действительно, в 1780 году, согласно архивным записям, смоленский губернатор Репнин для развлечения проезжавших через город Екатерины II и Иосифа II устроил «оперный дом», в котором некие лица благородного сословия сыграли безымянную комедию с хором. Тем не менее, строчки в архиве хватило для того, чтобы считать 1780 год датой основания театра. В 2020 году в честь 240-летия театру было присвоено звание «Академический».
В разные годы в театре выступали Екатерина Семёнова (по словам Пушкина, «царица сцены»), Вера Комиссаржевская, Александра Яблочкина, Фаина Раневская. В 1941 – 1944 годах артисты театра работали в эвакуации на Урале и в Муроме.
Каждые два года Смоленский драмтеатр проводит фестиваль «Смоленский ковчег». В регулярный репертуар театра входят постановки по произведениям Александра Островского, Михаила Булгакова, Лопе де Вега, Сомерсета Моэма, Бориса Васильева и современных авторов.
Набережная реки Днепр
Благоустроенная набережная появилась в Смоленске в 2013 году, к 1150-летию города. Трёхуровневая пешеходная зона идёт вдоль Смоленской крепостной стены. Самым популярным является верхний, третий уровень. На нём можно и поиграть с детьми на специальной площадке, и провести свадебную фотосессию на фоне крепостной стены или видов на Успенский собор, и просто отдохнуть на многочисленных лавочках.
Нижние уровни не так популярны из-за близости воды. Днепр в районе Смоленска в последние годы маловоден, и вода частенько цветёт, издавая соответствующий запах. Парадокс, но воды хватает для того, чтобы подмыть тротуарную плитку, которая местами проседает, а местами топорщица. Зато отсутствием гуляющих и детей пользуются многочисленные рыбаки.
Исторический музей
Смоленский исторический музей встречает посетителей трофейными французскими пушками на улице и скелетом мамонтёнка и макетом Смоленской крепости в фойе. Эти экспонаты как бы подчёркивают многообразие экспозиции.
Она действительно очень богата. В специализированных залах представлены экспонаты всех эпох, начиная с каменного века.
И если раритеты вроде наконечников стрел, посуды, одежды и предметов мебели можно увидеть и в других музеях, то с уникальной коллекцией продукции местного стекольного завода, которому больше 200 лет, можно ознакомиться только в Смоленском музее. Очень интересен зал, посвящённый истории денег и их суррогатов. В ней есть не только все банкноты, выпускавшиеся в России, но и всяческие боны, долговые обязательства, облигации и даже билеты ржаного займа.
В Историческом музее проводятся экскурсии, но экспозиция настолько хорошо документирована и иллюстрирована, что осмотреть её можно и самостоятельно. На стенах и стеллажах размещены текстовые пояснения, схемы, карты и таблицы, подробно рассказывающие об экспонатах. Билет в Исторический музей стоит 150 рублей.
Художественная галерея
Смоленская художественная галерея находится на улице Коммунистической в похожем на дворец красно-белом трёхэтажном здании, которое до революции занимало Реальное училище. Галерея переехала в него в 2010 году, а до этого находилась в здании Музея княгини Марии Тенишевой.
Собственно, коллекция княгини и стала основой музея, основанного в 1920 году, когда Тенишева уже покинула Россию. Вопреки ожиданиям, большевики не разграбили собрание живописи и скульптур, а стали активно дополнять его. Постепенно галерея стала одной из крупнейших в Центральной России за пределами столиц.
В коллекции есть серьёзная подборка икон XV – XVII веков, великолепная экспозиция живописи XIX века, включающая полотна кисти Айвазовского, Ге, Левитана, Шишкина, Поленова, Репина и других мастеров. Коллекцию Серебряного века собирала сама М. К. Тенишева, в ней есть и её портреты, написанные Коровиным и Серовым. Уже после княгини в галере появились картины советских художников. Западноевропейская живопись представлена работами итальянских, испанских, голландских и немецких мастеров.
Билет в Смоленскую художественную галерею стоит 200 руб., ещё за 100 руб. можно присоединиться к экскурсии.
Церковь Иоанна Богослова
Храм Иоанна Богослова был возведён в промежутке между 1160 и 1180 годами, то есть он практически ровесник церкви Петра и Павла. Однако известен это храм намного меньше. Причина проста – очень плохая сохранность. Простояв четыре века в первозданном виде, он подвергся ограблению поляками. Около столетия он стоял заброшенным, а потом был отреставрирован, причём весьма своеобразно: все приделы, усыпальница и трапезная были снесены, хотя их возводили по единому плану.
От храма осталось только четырёхстолпное одноглавое здание, но это был ещё не конец его испытаний. Ни Отечественная война 1812 года, ни Великая Отечественная Война не прошли мимо, внося свою лепту в разрушение церкви Иоанна Богослова. Лишь после передачи храма епархии начались восстановительные работы. Внешний вид его восстановлен, а исследования и реставрационные работы продолжаются.
Церковь Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела ненамного моложе двух других уцелевших домонгольских храмов Смоленска – он построен ориентировочно в 1190-х годах – но его архитектура ближе к романскому стилю. Структура оставалась прежней – четырёхстолпное одноглавое здание с приделами – но внешние украшения отличаются. Видимо, сказывались международные связи Смоленского княжества. В Ипатьевской летописи церковь Михаила Архангела названа самой красивой на всей Руси.
Церковь строили как домовой храм загородного поместья князя Давыда. Конечно, богатый красивый храм не остался без внимания оккупантов, и потом и доморощенные «реставраторы» уничтожили часть украшения и пробили большие окна. Кое-что было восстановлено в 1970 – 1980 годах, ещё одна реставрация идёт с конца ХХ века. В 1999 году был освящён восстановленный иконостас.
Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь был основан в XIII столетии, однако здания, в которых он размещался изначально, не сохранились. Они были включены в состав Смоленской крепости. Поляки, захватив Смоленск, устроили в монастыре «кляштор» - училище доминиканцев. Во второй половине XVII века монастырь был восстановлен, при нём учредили Духовную семинарию.
В середине XVIII века были построенные каменные здания собора, Преображенский собор, Введенская церковь, учебные и жилые корпуса семинарии.
К началу ХХ века монастырь перешёл в разряд первоклассных. В годы Великой Отечественной Войны Введенская церковь была разрушена. В 1970-х годах была проведена масштабная реконструкция, в монастыре разместили больницу, в соборе – книгохранилище. Вернули комплекс монастыря церкви только в 2013 году.
Католическая церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
История Костёла Непорочного Зачатия в Смоленске довольно коротка. Храм был построен в самом конце ХХ века. Здание в неоготическом стиле должно было обслуживать приход, численность которого оценивалась в 9 000 человек. В костёле было 5 алтарей, 5 колоколов, орган, красивые витражи и красивые стенные росписи.
Неприятности у Церкви Непорочного Зачатия начались сразу после революции. Худо-бедно костёл, уже без колоколов и органа, просуществовал до 1937 года. Богослужения были прекращены, здание передано архиву. В 2013 году архив переехал в специально построенное здание, но костёл Римско-католической церкви не вернули. Сейчас он пустует. Существуют планы устроить в нём концертный зал, в котором будут иногда проходить службы. Пока же католическая община довольствуется, находящимся рядом с храмом, бывшим домом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода.
Достопримечательности Смоленска на карте