Золотое кольцо России — Суздаль

Достопримечательности Суздаля, практически не затронула промышленная революция. Суздаль идеально подходит для съёмок исторических фильмов, которых в городе и его окрестностях снято более шестидесяти. Ну а туристам тем более есть, что посмотреть в Суздале.

Город расположен примерно в 220 км северо-восточнее Москвы и в 25 км севернее областного центра – Владимира. Путешественникам добираться в эти места проще всего от Москвы. Есть два автомобильных пути – более короткий, но более загруженный через Балашиху и Владимир, или более длинный, но более свободный через Мытищи. Неплох вариант с электричками. Правда, доехать с Курского вокзала можно только до Владимира, но оттуда автобусы до Суздаля ходят каждые полчаса. Существует и регулярное автобусное сообщение Москва – Суздаль. Комфортабельные автобусы отходят от станции метро «Щёлковская» и проводят в пути около 4 часов.

Археологи утверждают, что поселение в излучине реки Каменка уже в Х веке было укреплённым, то есть существовало задолго до этого времени - никто не станет ставить оборонительные сооружения вокруг временной стоянки. Но дело даже не в датировке. В Суздале княжили Владимир Мономах и Ярослав Мудрый, Александр Невский и Юрий Долгорукий. В городе, население которого сейчас не дотягивает и до 10 000, веками вершилась история Руси.

Суздаль входит в Золотое кольцо городов России, но он выделяется даже в достойной компании Сергиева Посада, Ярославля, Костромы и других городов. Суздаль со времён старины не менялся. Другие города затрагивала модернизация, где в большей, где в меньшей степени. Суздаля она не коснулась. В конце концов, именно в Суздале журналист Юрий Бычков, объезжавший в конце 1960-х годов старинные города, придумал название «Золотое Кольцо».

Тем не менее, Суздаль это вовсе не островок ветхой древности. Туристов здесь принимают давно, и толк в этом знают. Есть и точки питания, и стоянки, и гостиницы, и кемпинги. Цены, несмотря на востребованность города, довольно демократичны, с одним небольшим «но» – объектов, достойных внимания, в Суздале очень много. Чтобы все осмотреть, скорее всего, придется потратить больше времени и денег чем планировалось изначально. 50 – 70 рублей за посещение не кажутся неподъёмной суммой, но лучше приобрести за 1 000 рублей для взрослых и 600 для подростков и студентов комплексные трёхдневные билеты. Фотосъёмка почти везде разрешена.

Музей деревянного зодчества

«Крестным отцами» туристического Суздаля, наряду с Юрием Бычковым, следует считать Алексея Варганова и Валентина Анисимова. По инициативе первого в Суздаль ещё в 1960 году перевезли Никольский храм, а Анисимов был главным идеологом концепции Музея деревянного зодчества. Именно этот музей, стоящий прямо на берегу Каменки, и положил начало Суздалю как туристической Мекке.

Собранные в Музее деревянного зодчества постройки как бы моделируют план русского села в XVI – XIX веках. Центром экспозиции является площадь, на которой стоят две церкви и колокольня. От площади расходятся улицы, на которых стоят аутентичные дома XVII – XVIII веков. Можно и снаружи, и внутри осмотреть избы зажиточного крестьянина, жильё землепашца с небольшим доходом и довольно монументальный, по меркам здешних мест, дом купца с каменным первым этажом.

В Музее проиллюстрирована духовная и бытовая составляющие крестьянской жизни. Очень познавательна экскурсия по старинной ветряной мельнице, обстановка в которой воссоздана вплоть до мельчайших деталей.

В амбаре, перевезённом из села Мошок, расположились мастерская плотника и выставка ключей и замков. Замки и ключи от них, похоже, служили индикатором зажиточности. Ведь вряд ли кованый ключ весом более двух килограммов запирал соответствующего размера замок более надёжно, чем его вдвое меньший весом собрат. Замки и их детали изготовляли исключительно методом ковки. В мастерской плотника можно увидеть деревянные клинья, с помощью которых брёвна распускали на доски ещё в XIX столетии. Дело не в отсталости – пилы уже были известны – рубленые доски намного долговечнее. Как, собственно, и деревянные соединения – гвозди широко использовались лишь при устройстве крыш.

Расположенные в Музее церкви, хоть и возводились по историческим меркам почти одновременно (Преображенская в 1756, а Воскресенская в 1776 году) отличаются и снаружи, и внутри. Преображенская церковь выстроена крестом вокруг главной четырёхугольной части с алтарём. На неё воздвигнуты «восьмерики» – восьмиугольные элементы, которые венчают три купола.

Храм Воскресения выстроен «кораблём» – главное помещение, трапезная и колокольня расположены друг за другом. Алтари в обоих храмах классические трёхрядные.

Дабы внимание прихожан концентрировалось на иконах, их делали единственным украшением храмов.

Суздальский Кремль

Суздальский Кремль сооружался в излучине Каменки, начиная с XI века. Судя по сохранившимся описаниям, центр поселения опоясывали высокие деревянные валы, на которых стоял деревянный частокол из сосновых брёвен. Самые высокие укрепления были в восточной части – там, где поселение не прикрывала Каменка. Тут перед валом ещё и вырыли глубокий ров.

В 1719 году укрепления, потерявшие свою актуальность, полностью выгорели, и на сегодняшний день от них остались лишь следы земляных валов и рва.

Нет худа без добра – появился простор для осмотра кремлёвских построек с расстояния. Теперь церкви и архиерейский двор, расположенные довольно скученно, можно рассмотреть с нескольких сторон.

Богородице-Рождественский собор

Пяти синих глав тянутся к небу с массивного четырёхугольного белокаменного основания. Это визитная карточка Суздаля – Богородице-Рождественский собор. Во времена постройки он находился в середине Кремля. К XIII веку собор разрушился, на его месте возвели новый, из белого камня. Это здание простояло более века, пока безжалостное время с активной помощью казанских татар снова не начало брать своё, разрушая верхнюю часть храма. Времена были тяжёлые, и до новой реконструкции руки и деньги дошли только в 1530 году. Тогда Богородице-Рождественский собор приобрёл свою нынешнюю форму.

Несмотря на то, что белый цвет придаёт стенам единство, при близком рассмотрении видно, что более старая нижняя часть собора украшена резьбой, а верх стен, достроенный по приказу Василия III, украшений лишён. Та же картина и внутри – на нижней части стен в 1938 году были обнаружены старинные фрески, в верхней части росписей нет.

Важным памятником прикладного искусства являются западные и южные ворота. Хотя западные ворота называют золотыми, на самом деле они изготовлены из дерева, обитого медными листами.

На меди размещены сценки на темы из Священного Писания. В той же технике выполнены и Царские ворота. Их дополнительно украшают четыре фонаря и выносные кресты.

Внутреннее убранство храма поражает обилием позолоты и живописи. Иконостас в пять рядов поднимается от пола почти на всю высоту помещения.

Боковые стены украшены изображениями святых и архангелов. Во время службы сочетание зрительного впечатления от ярко подсвеченных икон в позолоченных окладах, и превосходной акустики создаёт впечатление величия и духовного подъёма.

Архиерейские палаты

Сложный комплекс зданий с белыми стенами начал строить митрополит Илларион при царе Фёдоре Алексеевиче. Постепенно к зданию добавили множество пристроек, и теперь без экскурсовода или плана в нём не разберёшься.

Митрополит Платон в 1792 году так описывал свои впечатления о палатах: «...дом старинный, не малый, и по древности представляет вид важный и епископскому пребыванию приличный; покоев в нём довольно; зала в длину 10 сажен, а в ширину 8, без столпа, каковой палаты величиною едва ли где по древности есть, но жаль, что она перегорожена недавно и тем уменьшена, и что в ней было особеннаго, чрез то отнято».

Венчает комплекс Архиерейских палат колокольня с часами, отбивающими каждую четверть часа.

На циферблат вместо цифр нанесены буквы.

В наше время основная часть палат занята музейной экспозицией об истории Суздаля.

Никольская церковь

В сотне метров от великолепия Рождественского собора и Архиерейских палат, ближе к реке, стоит неказистая деревянная церковь. Она называется Никольской и перенесена в Суздаль из села Глотово. Село знаменито тем, что, по неподтверждённому преданию, в нём родился первый из Романовых – Михаил.

Никольская церковь состоит из трёх срубов, с трёх сторон опоясанных изящной крытой галереей, и увенчанных острой двускатной крышей с небольшим куполом.

Успенская церковь

Полное название этого храма, расположенного на территории Суздальского Кремля – Успенская церковь на княжьем дворе. Она стоит на месте подворья, в котором жил Иван III. Возвели храм в середине XVII века. Он довольно необычен для Суздаля, выделяясь красными стенами и планировкой. Трапезная пристроена к главному зданию боком, а уже к ней с торца пристроена колокольня.

Интерьер Успенской церкви также нетипичен для местных церквей. Он состоит из пятирядного позолоченного иконостаса и прекрасных фресок на стенах и потолке. Этот стиль в архитектуре называют Московским барокко.

Монастыри Суздаля

Историки и краеведы расходятся во мнении насчёт того, сколько всего монастырей вместила история Суздаля – то ли 15, то ли 12. Путаницу вносит и достаточно бурная история города в XIII – XV веках, и, в особенности, первые годы Советской власти. В те годы никто не пытался разобраться в исторической или художественной ценности зданий, и благо, если монастырь превращали в электростанцию или кинотеатр. Троицкий собор Ризоположенского монастыря, бывший главным украшением города, просто взорвали. Сейчас на территории Суздаля действуют 5 монастырей.

Спасо-Евфимиев монастырь

У одной из излучин Каменки, в северной части Суздаля в 1352 году был заложен Спасо-Евфимиев монастырь. Вопреки тогдашним канонам, его расположили не внутри излучины, а у внешнего края её изгиба, то есть река прикрывает не три, а всего одну сторону монастыря.

Спасо-Евфимиев монастырь гораздо больше похож на кремль, чем Суздальский Кремль. Он огорожен мощной кирпичной стеной, причём здания внутри периметра выстроены так, чтобы образовывать ещё одну линию обороны.

Впрочем, оборонять монастырь так и не пришлось. Единственная битва у его стен состоялась в 1445 году, когда татарское войско разбило русское войско под командованием князя Василия II.

С тех пор монастырь либо частично, либо полностью служил тюрьмой. Его стены видели раскольников, декабристов, «политических» царских и «политических» советских, интернированных чехов и пленных фашистов, в том числе и фельдмаршала Паулюса. После Великой Отечественной Войны в Спасо-Евфимиевом монастыре отбывали наказание малолетние правонарушители.

На территории монастыря находится целый ряд памятников архитектуры и истории: Спасо-Преображенский собор, Благовещенская, Успенская и Никольская церкви, звонница, тюремный замок, Братский келейный корпус и монастырские башни.

В зданиях Спасо-Евфимиева монастыря экспонируются выставки «Золотая кладовая», «Русская икона XVII – начала XX века», «Благовестники. Колокола XVIII – XX веков», «Книжные сокровища шести столетий», «История Суздальских монастырей», и др. Специальная экспозиция посвящена князю Дмитрию Пожарскому, командовавшему народным ополчением, выбившим поляков из Москвы в Смутное время – Д. И. Пожарский похоронен на территории монастыря.

Ризоположенский монастырь

Этот женский монастырь был основан в самом начале XIII столетия, он считается одним из старейших в России. Однако самые старые сохранившиеся памятники датируются XVI веком – именно тогда на территории монастыря было построено первое каменное здание.

Ризоположенский монастырь особенно сильно пострадал в годы Советской власти. Кроме кинотеатра и электростанции в нём нашло приют и отделение ОГПУ, работники которого особо злобствовали в уничтожении икон, книг и религиозных зданий. В ходе продолжающейся ещё с 1970-х годов реконструкции пока удалось полностью восстановить лишь Ризоположенский собор, Преподобенскую колокольню, Святые ворота и Трапезную Сретенскую церковь. Да и они находятся в стадии перманентного ремонта.

Ризоположенский собор на личные деньги строил приближенный Василия III боярин Иван Юрьевич Шигона-Поджогин. При внешней простоте (трёглавое белое здание с тремя же ложными куполами и пристроенной папертью) собор был отделан очень богато. Вся отделка погибла в 1920-е годы.

Посетить Ризоположенский монастырь стоит только ради одного вида с Преподобенской колокольни. С высоты 75 метров крошечный Суздаль и его окрестности открываются как на ладони.

Покровский монастырь

Покровский женский монастырь основал Суздальский князь Андрей, едва спасшийся на месте будущего монастыря от бури в середине XIV века. В начале следующего века другой князь, Василий III, с далёким прицелом пожертвовал женскому монастырю крупную сумму на развитие, говоря современным языком. Подождав, пока закончится строительство Покровского собора, Василий сослал сюда свою супругу Соломонию, обвинив её в бесплодии. Впоследствии по проторенной Соломонией дорожке отправились многие представительницы знатных семейств, кто за проступки, в кто просто доживать вдовий век.

Монастырь фактически получил привилегированный статус и стал одной из жемчужин Суздаля. Беды ХХ века не обошли его стороной. Помогло размещение за толстыми стенами Биологической лаборатории ОГПУ – особым разрушениям монастырь не подвергся. Уже в 1950-е годы здесь открылись первые музеи, а уж в 1980-е туристическая инфраструктура развернулась вовсю. После возобновления работы монастыря светских туристов тут встречают с неохотой – нельзя фотографировать людей, передвигаться можно только по оговоренным дорожкам и т. п.

Центром монастыря является Покровский собор.

К белому двухэтажному зданию, увенчанному тремя куполами, примыкают три аспиды и колокольня, соединённая с основным зданием галереей.

Похожая галерея опоясывает и главное здание. Главным внешним украшением собора является белый цвет стен – резьба малозаметна, а окна выполнены в форме полукруглых арок.

Собор параллельно служил и мавзолеем – женщины отправлялись в монастырь пожизненно, а их прижизненный статус требовал особого отношения и после смерти, потому хоронили их в саркофагах в полуподвальном этаже.

Также в Покровском монастыре сохранились Трапезная палата с Зачатьевской церковью, Святые ворота и Благовещенская церковь (XVI век), и более поздние Приказная изба, поварня и каменная ограда с восемью полукруглыми башнями.

Александровский монастырь

Этот монастырь основал Александр Невский с целью приютить сирот и вдов воинов, погибших в бою. Таких вдов и детей, к сожалению, на Руси всегда хватало. Монастырю жертвовали деньги, отписывали уделы и вотчины. Благополучию пришёл конец в Смутное время – его уничтожили поляки. Уничтожили столь качественно, что монастырь и не пытались возродить. Отстроили лишь Вознесенскую церковь – на мощный четверик водрузили крышу с пятью куполами и рядом поставили колокольню.

Монастырь возобновил работу только в 2006 году.

Торговая площадь

В Суздале мудрено не пропустить какую-либо достопримечательность, так их много. Но Торговую площадь не пропустит никто - это настоящий центр города.

Длинный пассаж в стиле ампир был построен в начале XIX века. Тогда крытая галерея располагалась лишь с одной стороны здания, с тыльной находились склады. Уже в советское время пассаж сделали двусторонним, а с развитием рыночных отношений торговые ряды Суздаля превратились в туристическое торжище, где можно купить и пару знаменитых солёных огурчиков, и дорогущие сувениры.

Рядом на площади стоит Воскресенская церковь, в которой снимали сцены из фильма «Женитьба Бальзаминова».

Заречная сторона

Не всё, что посмотреть в Суздале нужно обязательно, находится на левом берегу Каменки – правобережье, чаще называемое Заречье, тоже не лишено привлекательности. Здесь находится Церковь Бориса и Глеба, второй суздальский храм красного цвета. Он так же, как и Успенская церковь, выстроен в стиле московского барокко. Церковь Бориса и Глеба хотели снести ещё в 1930-х годах, она сохранилась чудом. РПЦ церковь передали лишь в 2014 году, и на сегодняшний день реставраторы восстановили только облицовку здания.

Также в Заречье находится Церковь Косьмы и Дамиана. В XVII веке на её месте стоял деревянный храм, а к 1725 году местные жители собрали деньги на каменный храм с высокой колокольней.

Эта церковь как бы объединяет две архитектурные традиции: основное здание выстроено в виде куба, а вот архитектура колокольни как бы отдаёт дань местному стилю – это типичный «восьмерик на четверике», т. е. восьмигранник, поставленный на четырёхугольный первый этаж.

Кидекша

Небольшое село в нескольких километрах от Суздаля ниже по течению Каменки, у места впадения её в Нерль, некоторое время было стратегическим пунктом. Здесь находилась резиденция Юрия Долгорукого, предпочитавшего жить за городом. Но главная достопримечательность Кидекши – первый в Северо-Восточной России белокаменный храм. Это Церковь Бориса и Глеба, возведённая в 1152 году. Конечно, со времени постройки однокупольный храм изменился, но его вид и сейчас напоминает, насколько суровой была здесь жизнь. Кажется, что для того, чтобы превратить церковь в крепость, достаточно закрыть узкие окошки и превратить их в бойницы.

В селе с населением в 140 человек сохранились и памятники более позднего XVIII века – Шатровая колокольня и Церковь Святого Стефана.

Слобода Скучилиха

Этимология названия этого маленького кусочка маленького Суздаля неясна, но осмотреть его стоит. Во-первых, там стоят жилые дома постройки чуть ли не XVIII века, а во-вторых, прекрасно сохранилась Церковь Смоленской иконы Божьей матери.

А находится Скучилиха неподалёку от Спасо-Евфимиева монастыря.

Достопримечательности Суздаля на карте

Статьи о городах Золотого Кольца России: Ростов Великий, Кострома, Углич, Владимир, Ярославль, Сергиев Посад, Переславль-Залесский.

Добавить комментарий