Города Италии — Болонья

Посещая города Северной Италии, необходимо помнить, что Болонья - город в Италии самый нетуристический. Конечно, жители города рады иностранцам, приезжающим посмотреть достопримечательности Болоньи. Но никто из них не будет «бегать» за туристами, чтобы продать им лишний сувенир. Промышленность, логистика и кулинария позволяют жителям Болоньи зарабатывать и без туристов поболее, чем в остальной Италии. К толпам иностранцев с фотоаппаратами в Болонье относятся лишь как к неизбежному злу.

Путеводители говорят, что в Средние века в Болонье у богатых семейств была мода ставить высокие башни, дабы обозначить своё влияние и богатство с помощью архитектуры. Дальше с горечью констатируется, что до наших дней уцелели лишь около двух десятков таких башен из сотни. Подобные пассажи неминуемо вызывают сразу два вопроса: сколько же именно было в средневековом городе Болонья богатых семейств (город с населением в 50 000 человек тогда считался мегаполисом) и в скольких городах Европы можно увидеть сразу два десятка средневековых башен?

В этом же духе, только несколько с другой стороны, Болонья могла бы посоревноваться с другими старыми европейскими городами длиной галерей. Их общая длина превышает 40 километров. Самая длинная, длиной 4 километра, по ней можно пройти к святилищу Девы Марии. Формально галереи являются портиками домов. В 1288 году новый устав города обязал строить дома только с портиками и оборудовать портиками все уже стоящие дома. После этого весьма спорного решения в Болонье и появились галереи портиков. Все галереи подсвечиваются, и вечером создаётся неповторимый колорит.

В Болонье есть Сталинградская улица. Она, конечно, известна меньше, чем одноимённая улица или станция метро в Париже. Понятно - французы всё же формально являются победителями во Второй мировой войне, а итальянцы считаются проигравшими. Но вот именно таким способом итальянцы чтят своих предков, бесславно погибших под Сталинградом. Немцы поставили 8-ю итальянскую армию прикрывать свой фланг, и обходящий удар танкистов Катукова пришёлся именно по ней. 100 000 итальянцев погибло в боях, из 60 000 пленённых уцелели 40 000. В Болонье о них помнят.

Городские власти Болоньи заботятся о привлечении туристов. В офисах туристической администрации продаются Bologna Welcome Cards. Их да вида - Easy и Plus. Первая стоит 25 евро в сутки, вторая - 40. Однако, в отличие от других европейских городов, по карте можно посетить музеи и покататься на туристическом автобусе, но магазины и предприятия общественного питания в программе не участвуют.

Площадь Маджоре - главная площадь Болоньи

Главная и самая большая площадь Болоньи сейчас выглядит примерно так же, как выглядела в XV - XVI веках. Слова «самая большая в Болонье» вовсе не означает, что это местной аналог пекинской Тяньаньмэнь. Длина площади Маджоре составляет 115 метров, ширина - 60. Эти размеры как раз подходят для футбольного поля. Правда, к площади Маджоре примыкает площадь Нептуна, что значительно увеличивает перспективу пространства.

На заре существования Болоньи как города на месте площади располагался рынок. В XIII веке муниципалитет принял решение сделать площадь, которая тогда называлась Curia Communis, лицом города и начал планомерно скупать здания и свободные земли. Примером такой скупки является Палаццо Д'Аккурсио (Комунале) - дворец, принадлежавший видному адвокату и профессору права Университета Болоньи. Муниципалитет купил это здание, заказал реставрацию фасада и достройку башни, придающей уникальность внешнему виду здания.

На площади Маджоре также расположены:

  • Палаццо дель Подеста - здание, в котором с XII века размещается городское самоуправление. Здание было реконструировано после сильного пожара архитектором Фьораванте Фьораванти. Несколько позже его сын Аристотель построил в Москве Успенский собор и создал генеральный план Кремля. В течение двух веков в здании Палаццо дель Подеста также располагался театр;
  • Базилика Сан-Петронио - главный храм Болоньи;
  • Палаццо дей Банчи - здание, точнее, несколько зданий, соединённых «фирменным» портиком, в стиле Ренессанс. Раньше в нём размещались банки. Сейчас в Палаццо дей Банчи находятся магазины, кафе и частные квартиры. Некоторые помещения сдаются под офисы;
  • Палаццо дей Нотаи - относительно небольшое здание, построенное в конце XIV века по заказу гильдии нотариусов Болоньи. Суровое здание с характерными «кремлёвскими» зубцами как бы символизирует серьёзность профессии нотариусов.

Площадь Маджоре наглухо вымощена камнем, что ничуть не смущает жителей Болоньи, частенько восседающих даже не на ступеньках зданий, а прямо на камнях мостовой. Площадь действительно является центром городской жизни. Здесь проходят массовые мероприятия, площадь - популярное место встреч и площадка для политических выступлений.

Фонтан Нептуна

В центре одноимённой площади (хотя по размерам она больше похожа на двор), примыкающей к площади Маджоре, стоит великолепный фонтан, увенчанный скульптурой Нептуна. Жители Болоньи называют статую «Гигант», хотя ничего особо гигантского в ней нет - высота скульптуры чуть больше 3 метров. Нептун был дебютной самостоятельной работой Джамболоньи - француза Жана де Булонь, который переехал в Италию и получил прозвище Джамболонья.

Болонья располагается далековато от моря, и почему было решено поставить в городе именно изображение бога морей, непонятно. От существующего объяснения - статуя воздвигнута в честь папы Пия IV, который правил христианами, как Нептун правил морями - за версту несёт если не ересью, то уж язычеством точно. Безусловно, Джованни Анджело Медичи до того, как стать римским папой, не отличался строгим следованием христианской морали. У него было минимум 4 внебрачных ребёнка. Но к канонам веры он относился строго и вряд ли допустил бы сравнение себя с языческим богом.

Так или иначе, в 1565 году Болонья получила одну из главных своих достопримечательностей. Чаша фонтана установлена на трёхступенчатом постаменте. Она выполнена из веронского мрамора. Собственно Нептун стоит на четырёхгранном постаменте. Он украшен четырьмя фигурками младенцев. Они символизируют самые длинные из известных на тот момент реки мира: Ганг, Амазонку, Дунай и Нил. По сторонам постамента размещены подобия геральдических щитов.

Вода льётся в фонтан из 90 отверстий (правда, льётся она не всегда). Пикантности композиции фонтана Нептуна придаёт не только полная обнажённость главной скульптуры (ради этого в городе даже проводили плебисцит).

Часть отверстий для воды размещена в сосках сирен, сидящих на дельфинах в основании постамента.

Болонский университет

В Х веке в Болонью из Равенны переехала школа права, которая ещё раньше располагалась в Риме. Тогдашнее право сводилось к толкованию свода законов Юстиниана, что требовало серьёзной подготовки - знать нужно было не только законы, но и логику, риторику и ряд других предметов, которые, впрочем, тогда так не назывались. Формально университет был основан в 1088 году, однако здешние учёные имели право выдавать дипломы минимум на 30 лет раньше.

Болонский университет сложился, в отличие от других старинных университетов, как объединение студентов, выбиравших себе профессоров. Ещё одна особенность - теологию тут стали изучать только в XIV веке. Поэтому студенты Болонского университета отличаются особым свободолюбием.

Первое здание университета, Архигимназия, находится неподалёку от площади Маджоре, сразу за базиликой Сан-Петронио. Перед зданием Архигимназии установлен памятник выдающемуся естествоиспытателю Луиджи Гальвани. Сегодня в этом здании находятся муниципальная библиотека и Анатомический театр. Потолки галерей и стены внутреннего двора украшены превосходными фресками. Над входом располагаются гербы всех ректоров университета.

Главной достопримечательностью здания Архигимназии является Анатомический театр. Он был устроен в середине XVII века после того, как католическая церковь сняла запрет на исследования тел покойных. Мраморный стол для препарирования трупов располагается в центре зала. Он сразу бросается в глаза своей белизной на фоне деревянной отделки. Она выполнена из кипариса. Стены украшают скульптурные изображения выдающихся медиков, а на потолке в окружении резного изображения Аполлона изображены 14 созвездий северного полушария. По обеим сторонам кафедры размещены «бескожные» статуи, прекрасно передающие анатомию человеческого тела.

Здание Архигимназии можно бесплатно посетить с 9:00 до 19:00 в рабочие дни, с 10:00 до 19:00 в субботу и с 10:00 до 14:00 в воскресенье и праздники. Вход в Анатомический театр стоит 3 евро. На официальном сайте учреждения есть внушительный список льготных категорий посетителей. Доступ в муниципальную библиотеку свободный, необходимо лишь иметь удостоверение личности и предварительно позвонить по телефону, указанному на сайте библиотеки.

Действующий университетский кампус сосредоточен, в основном, в восточной части Болоньи. Ошибиться сложно - если видите граффити с призывами легализовать наркотики или свергнуть власть капиталистов на старинном здании, вы или смотрите на корпус одного из факультетов, или он находится где-то рядом. На официальном сайте университета можно совершить виртуальную экскурсию по самым интересным его местам. Сердцем университета сейчас считается Палаццо Поджи, куда университет в 1802 году перевёл Наполеон Бонапарт.

Улица Независимости

Болонья - город не туристический. То есть туристов в городе ждут и привечают, но зарубежные гости для жителей Болоньи вовсе не доставщики манны небесной. Почти полумиллионный город живёт своей жизнью. Поэтому улица Независимости, на которой расположены магазины всех крупнейших и престижнейших мировых брендов, время от времени может вызвать у туристов лёгкую оторопь. Жители Болоньи, по сравнению с населением других итальянских регионов, весьма материально обеспечены. На улице Независимости нередки очереди. В каком ещё городе (в дни распродаж, разумеется) можно увидеть очередь в магазин, к примеру, «Луи Виттон»? Впрочем, улица Независимости это вовсе не островок роскоши. На ней есть и магазины небольших итальянских производителей, и торговые точки с товарами нижнего ценового сегмента.

Улица Независимости идёт от Центрального вокзала к площади Маджоре. Внешне это квинтэссенция Болоньи: сплошной ряд портиков, из которого кое-где выступают столики кафе - их всегда ставят вне галерей, чтобы давать проход пешеходам.

Музей истории - самая молодая достопримечательность Болоньи

Несмотря на то, что Болонья - город, корни истории которого уходят в древность, музей истории города поразительно молод - он был открыт в 2012 году. Экспозиция пока невелика, но явно будет пополняться. Собрано, как говорится, всего понемногу. В одном из залов находится собрание городских пейзажей разных лет. Там же стоит макет одной из городских башен, сделанный так, что видно её внутреннее устройство.

В Музее истории Болоньи для создания большей объёмности оригинально примеряются зеркала. С их помощью создан очень реалистичный вид средневековой улицы, а зал, посвящённый битве при Фоссальто (1249 год), кажется набитым солдатами, хотя там стоят всего несколько фигур.

Также в музее представлены творения мастеров-кукольников, одних фигурок Буратино наберётся два десятка. Буратино можно купить - при музее есть сувенирный магазинчик, но цены в нём космические.

Зал, где представлена музыкальная история Болоньи, мультимединый - звучит старинная музыка, а на превращённой в экран стене демонстрируются портреты композиторов и музыкантов и картины с их изображениями. В просторном зале, в котором проходят концерты и другие мероприятия, установлены бюсты 12 женщин, вошедших в историю города. Не обошлось, конечно, и без зала современного искусства с шедеврами вроде скульптуры «Голова до изобретения лица». В музее также есть мультимедийные залы с прогулками по городскому историческому центру (хотя, собственно, музей в нём и находится) и с интервью с выдающимися гражданами Болоньи.

Билет для взрослого в Музей истории Болоньи стоит 10 евро. По нему можно сходить ещё в 5 музеев. Обладатели Bologna Welcome Card могут посетить музей бесплатно. Работает он с 10:00 до 19:00 все дни, кроме понедельника.

Башни Азинелли и Гаризенда - «падающие» достопримечательности Болоньи

Символом Пизы является падающая башня. Символом Болоньи являются две падающие башни. Парадокс, но каждый из нас, увидев наклонённый вертикальный объект, подумает «Пизанская башня», а не «Болонская башня», хотя именно башня Азинелли в Болонье является самой высокой падающей башней в мире. Эта башня отклоняется от вертикали всего на 1,3°, однако при её высоте в 97,2 метра этого хватает чтобы верх башни отклонялся от воображаемого идеального положения на 2,2 метра.

Такое отклонение находится в пределах допустимого, а вот со стоящей неподалёку (башни выглядят стоящими впритык, но этот оптический эффект вызван их высотой) башней Гаризенда строители «накосячили» больше. В результате её в три захода укоротили до 48 метров, и всё равно визуально наклон башни выглядит пугающе. Несмотря на «малый» рост, именно Гаризенда удостоилась упоминания в «Божественной комедии» Данте.

Доступ открыт только в башню Азинелли. Для подъёма на верхнюю площадку необходимо преодолеть почти 500 ступеней по деревянной винтовой лестнице. Но физическая нагрузка стоит того, чтобы получить возможнсть обозреть все интересные места Болоньи. Вход для взрослого стоит 5 евро. Для обладателей Bologna Welcome Card вход бесплатный.

Базилика Сан-Петронио

Этот собор, наверное, самый старый недострой в мире. Внешняя отделка базилики Сан-Петронио закончена примерно на трети его общей высоты в 132 метра. Освятили собор в 1954 году, а строительство началось ещё в 1390. Налог на строительство собора в Болонье взимали в течение 350 лет!

Такая продолжительность строительства привела к тому, что получился храм, нижняя часть которого украшена в стиле ренессанса, а над ней возвышается суровая романская часть. Это, безусловно, оригинально, но у населения постсоветских стран вызывает ассоциации с недостроенными по причине стремительного окончания жизненного пути владельца особняками 1990-х годов. Изначально белоснежный (сильно повреждён временем) фасад украшен множеством скульптур, барельефов и композиций на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Внутреннее убранство базилики Сан-Петронио эклектично, но разнообразие отделки 22 капелл никак его не портит. Правда, любоваться отделкой, картинами, фресками и скульптурами придётся, в лучшем случае, из-за массивных решёток. Некоторые капеллы вообще отделены стенками. Незавершёнка видна и здесь: некоторые своды и часовни отделаны не до конца. Тем не менее, интерьеры базилики Сан-Петронио оставляют потрясающее впечатление. Храм напоминает музей архитектурных и дизайнерских решений.

Одной из главных достопримечательностей базилики является меридиан Кассини. Великий итальянский астроном провёл линию длиной более 60 метров, которую разметил как календарь. На куполе базилики находится специальное отверстие через которое солнечные лучи выделяют метки на меридиане в соответствии с временем года. Сейчас положение Солнца не совпадает с рисунками Кассини, но не по его вине - изменился наклон плоскости эклиптики.

Вход в собор бесплатный. Заплатить за право фотографирования придётся 2 евро, при этом существует ряд ограничений. За их соблюдением следи многочисленная охрана. К примеру, нельзя фотографировать 4-ю капеллу слева. В ней размещена фреска «Ад», сюжетом которой является терзания пророка Магомета дьяволами.

В базилике Сан-Петронио есть два органа, сохранившихся в оригинальном состоянии. Один из них является самым старым органом во всей Италии.

Кафедральный собор Святого Петра

Несмотря на то, что базилика Сан-Петронио - самый большой храм Болоньи, кафедральным собором является собор Святого Петра. Он был построен в Х веке, неоднократно ремонтировался после пожаров и землетрясений, и перестраивался. Нынешний вид собор приобрёл в 1755 году.

Стиль фасада, перестроенного в XVIII веке, определить сложно - перед собором нет площади, и весь фасад можно увидеть только сбоку. Угадываются мотивы готики и барокко.

Интерьер кафедрального собора очень светлый - в отделке стен доминирует белый цвет. Сохранились несколько средневековых потолочных фресок, кедровое распятие и скульптура «Плач на мёртвым Христом», украшающая алтарь.

Позолоты, как для католического кафедрального собора, очень мало. Орган установлен не над алтарём, а в одном из боковых приделов.

Вход в собор Святого Павла бесплатный. Заплатив 5 евро, можно подняться на колокольню и насладиться превосходным видом.

Палаццо Комунале

Палаццо Комунале или Палаццо Д'Аккурсио (даже туристический сайт-визитка Болоньи не определился с названием) находится, как уже было сказано, на площади Маджорно. Построен дворец в конце XIII века. В начале XV века здание почти уничтожил пожар, и его восстановил Аристотель Фиораванти, автор проекта Кремля.

На самом деле Палаццо Комунале - это не один дворец, а целый комплекс зданий из двух крупных дворцов и нескольких домов поменьше. Их соединяет общая стена. Из архитектурных изысков - только башня с часами, да «кремлёвские» зубцы. В целом по стилю здания больше напоминают крепость, чем дворец.

В бывшей резиденции адвоката Аккурсио сейчас размещаются органы самоуправления Болоньи. Остальные помещения превращены в музеи, за исключением Зала Борса, где размещена городская мультимедийная библиотека.

Кладбище Чертоза - мистическая достопримечательность Болоньи

В 1797 году Наполеон Бонапарт в рамках борьбы с клерикализмом разогнал картезианский монастырь в Болонье. на его месте тут же устроили кладбище. Предприимчивые итальянцы, которых подчас укоряют за излишнюю любовь к покойникам, тут же превратили кельи монахов в склепы. Заодно получилась достопримечательность Болоньи.

Стендаль, Байрон и Чарльз Диккенс посещали кладбище Чертоза, оставив записи об этом в своих дневниках. На современного туриста захоронение производит тягостное впечатление. Внешне оно напоминает двухэтажный мотель, населённый мертвецами. а на нижнем этаже ещё и устроен колумбарий, в котором хранятся урны с прахом усопших жителей Болоньи. Свет включается автоматически, что придаёт посещению Чертозы дополнительный ужасающий колорит.

Добавить комментарий

реклама