Падуя — город в Италии

Область в северо-восточной Италии, где ныне находится город Падуя, заселена людьми с начала I тыс. до н. э. Выгодное место - недалеко от моря, на плодородной равнине с удобными водными путями - позволяло городу развиваться и богатеть, что, в свою очередь, привлекало много желающих увидеть достопримечательности Падуи с целью их последующего присвоения. Город жгли и разрушали до тех пор, пока он не попал под власть Венецианской республики, конфликтовать с которой желающих было не очень много. Поэтому с точки зрения памятников истории и архитектуры история Падуи начинается примерно с XII - XIII веков - более ранние свидетельства почти не сохранились.

В современной Падуе проживает 212 тыс. человек. Типичный маршрут до Падуи - самолётом до Венеции, а оттуда на электричке, автобусе или такси. Город заточен под туризм и обслуживание огромного университета, но при этом в Падуе нет столпотворений, а цены на всё намного ниже, чем в близлежащих Венеции или Вероне.

Промышленность в Падуе есть, но она вынесена в гетто на окраине. Есть и общественный транспорт, однако воспользоваться им стоит разве что для того, чтобы прокатиться на уникальном однорельсовом шинном трамвае. Трёхсекционные современные вагоны бесшумно бегают по единственной линии длиной 10 км. А все интересные места Падуи можно осмотреть в ходе пешеходных прогулок.

В Падуе действует скидочная карта Padova Card. Купить её можно на железнодорожном вокзале или в офисе туристической администрации рядом с кафе «Педрокки». Двухдневная карта стоит 16 €, трёхдневная - 21 €. С этой картой восемь достопримечательностей можно посетить бесплатно, а ещё в десяток купить билет со скидкой.

Базилика Святого Антония

Святой Антоний Падуанский считается покровителем Падуи не только по умолчанию имени, но и без упоминания географической локализации. Церковь, выстроенную в его часть, называют просто «Базилика святого».

Фернандо де Буйон был первым сыном португальского рыцаря со всеми вытекающими из такого статуса привилегиями в виде наследования отцовских титула, земель, состояния и т. п. Однако мальчик уже в детстве избрал монашескую стезю и к 30 годам стал одним из самых прославленных и смелых католических богословов. Он неоднократно в одиночку проникал на самые враждебные территории и встречался с самыми кровожадными правителями-еретиками. В итоге Антония, прожившего последние годы в Падуе, канонизировали менее чем через два десятилетия после смерти в 1231 году.

Базилику Святого Антония начали строить через год после смерти святого. За неполные 78 лет постройки и несколькими последующими реконструкциями, общий план храма изменился так, что в итоге получилась огромная церковь, несущая в себе черты стилей от готики до барокко. Собственно трёхнефная базилика Святого Антония имеет длину 115 метров при максимальной ширине 55. Однако в здание встроены или к нему пристроены ещё четыре колокольни, две башни, похожие на минареты, а венчают ансамбль 8 куполов. Довольно эклектичное снаружи сооружение выглядит непривычно весело для католических храмов: красноватые стены контрастируют с ослепительно белыми деталями отделки окон и материалом куполов.

Внутри же церковь даст фору многим музеям средневекового искусства. Капеллы, расходящиеся лучами от алтаря, оформлены лучшими мастерами своего времени. В Часовне Ковчега потрясающее впечатление создаётся сочетанием розового мрамора колонн, чёрного и белого цветов скульптур и золотом элементов отделки. А в капелле Сан-Феличе заставляет надолго задержаться масштабная фреска знаменитого падуанского художника Альтикьеро да Дзевио с изображением Голгофы сразу после распятия Иисуса Христа.

Впечатления от главного алтаря Базилики Святого Антония вообще невозможно описать словами.

Поражает даже сухое инвентаризационное перечисление мастеров: Донателло, Тициано Аспетти, Андреа Бриоско. Сочетание объёмных композиций, росписей и картин, окон и колонн выглядит настолько превосходным, что скрашивает некоторую аляповатость стенных фресок - изображения святых на боковых арках центрального нефа слегка похожи на игральные карты.

В левой части церкви находится гробница Святого Антония. Он покровительствует больным и путешественникам, а также помогает одиноким людям создать семью. На специально выделенных местах демонстрируются фото исцеленных, а также людей, с помощью Святого Антония преодолевших свой страх перед авиаперелётами.

Вход в базилику Святого Антония свободный, двери храма открыты с 6:20 до 18:45.

Могила Антенора

Вряд ли в Падуе, да и во всей Италии, есть достопримечательность более парадоксальная, чем Могила Антенора. Во-первых, это не могила, а эдикула - надземная гробница. Во-вторых, в ней захоронены останки не Антенора, а какого-то венгерского воина, погибшего в этих местах в IX - X веках. В-третьих, наконец, Антенор - персонаж мифологический, о судьбе которого даже из мифов понять ничего нельзя. Вроде бы он был одним из предателей, сдавших Трою врагам. Впоследствии он то ли основал со своими сподвижниками Падую, то ли остался в Трое - даже тут вероятность 50 на 50. Конечно же, жителям Падуи нравилась легенда о том, что их город основал один из героев «Одиссеи» и «Илиады», поэтому они всячески её поддерживают, чтя ложное захоронение.

Впрочем, судя по внешнему виду Могилы Антенора, падуанцы в душе не очень-то верят в благородную легенду. Захоронение троянца, построенное в конце XIII века, представляет собой каменную беседку с двумя круглыми и двумя прямоугольными колоннами. размер которой рассчитан так, чтобы вместить только саркофаг. Из кирпичной кладки кое-где пробивается растительность, да и в целом гробница выглядит неухоженной.

Рядом с ней расположили гробницу Ловато ди Ловати - поэта, всячески пропагандировавшего легенду об Антеноре.

Памятник Эразмо да Нарни «Гаттамелата»

В течение шести лет в середине XV века Падуей, которая тогда была частью Венецианской республики, правил кондотьер Эразмо да Нарни. Венеция тогда была самым мощным государством Европы, и у её военачальников было мало поводов проявить свои таланты - соперники предпочитали не доводить дело до войны. Имя да Нарни, которого по не слишком понятным причинам прозвали «Гаттамелата» - то ли «льстивая», то ли «пятнистая кошка» - вряд ли вошло бы в историю, если бы не его семья. Гаттамелата был сыном булочника и начал службу рядовым воином, но сумел нажить на службе крупное состояние. Благодарные вдова и дети военачальника заказали его конную статую у самого Донателло.

Великий скульптор подошёл к делу с размахом. Только эскизы памятника готовились два года. Затем соорудили восьмиметровый постамент и приступили к отливке фигуры, высота которой превысила 3 метра. Это была первая в Европе статуя такого рода, и при её отливке и водружении на постамент перед Донателло стояли не только художественные, но и инженерные задачи. Он справился с ними блестяще. Фигура да Нарни не только украсила центр Падуи (она стоит возле Базилики Святого Антония, где и похоронен Гаттамелата), но и стала образцом для подражания для многих скульпторов, родоначальницей конных скульптур.

«Гаттамелата» Донателло красив, суров, мудр и мужественен. Он изображён в одежде и доспехах римского полководца с полным вооружением. Копию памятника Эразмо да Нарни можно увидеть в Пушкинском музее и в фильме «Старики-разбойники». Там одному из героев снится кошмар - его преследуют всадники. В роли одного из всадников и выступила статуя из Падуи.

Прато-делла-Валле - самая большая достопримечательность Падуи

Просторная площадь Прато-делла-Валле - жемчужина Пармы. Самая большая площадь в стране представляет собой красивый архитектурный ансамбль, состоящий из множества разнообразных компонентов.

«Луг в долине» - так переводится название площади - был обустроен в конце XVIII столетия. В римские времена на его места располагались Марсово поле и форум, позднее проводили ярмарки и скачки. Застройке большого участка земли, расположенного чуть южнее исторического центра Падуи, мешала сильная заболоченность местности. По проекту Доменико Черато воду отвели в канал и получили живописный просторный участок земли.

Прато-делла-Валле - это треугольник улиц, в который вписаны два овала. Первый овал - сухопутный, а второй - собственно канал. Канал пересекают две перпендикулярные аллеи. На берегах установлены статуи людей, внесших вклад в историю города. Изначально устанавливали 88 скульптур, но некоторые из них не дожили до наших дней. Во времена Наполеона в целях искоренения свободолюбия были уничтожены 9 статуй, изображавших венецианских дожей, и попавшая под горячую руку скульптура Галилео Галилея. Скульптуру великого учёного восстановили, а дожи удовольствовались именными табличками на постаментах.

В центре Прато-делла-Валле расположен фонтан. Вечером площадь очень красиво подсвечивается. По праздникам на ней устраиваются фейерверки, а по выходным рынок. На нём, по дипломатичному определению путеводителей, продают «реплики итальянских и мировых брендов», попросту говоря, подделки.

Палаццо Анджели

Симпатичное светлое здание на тогда ещё не существовавшей Прато-делла-Валле было построено как резиденция для кардинала Бессарионе ещё в XV веке. Затем его приобрёл один из богатейших жителей Падуи и по совместительству прокурор Андреа Меммо. Новый владелец здания с тремя арками на первом этаже рачительно отнёсся к благоустройству прилегающей к своему дому территории - он выделил деньги на создание Прато-делла-Валле. Взамен он получил превосходный вид из окон и статую в числе 88 выдающихся жителей города.

Сейчас Палаццо Анджели находится в «подвешенном» состоянии. Городской совет пытается продать часть здания, пока оно полностью не обветшало в руках арендаторов. На четвёртом этаже находится очень познавательный музей посвящённый истории кинематографии до появления собственно кинокамер - постановочные сцены в средневековье, театр теней, камеры обскура и т.д. Билет в него стоит 6 евро, работает музей во все дни, кроме вторника.

Лоджия Амулеа

Ещё одним украшением Прато-делла-Валле является Лоджия Амулеа - дворец в неоготическом стиле, построенный в XIX веке. Фасад двухэтажного красновато-белого здания полностью состоит из арок - их 9 на каждом этаже. Перед фасадом установлены памятники поэту Данте Алигьери и живописцу Джотто.

Название здание получило по имени кардинала, когда-то владевшего этим земельным участком. Возводилось это великолепие за счёт городских властей, и удивительно, что в здании Лоджии Амулеа не разместили какой-нибудь музей. Сначала в Лоджии квартировала пожарная команда, а потом здание прибрала к рукам городская администрация, расположившая в нем ряд учреждений. Так что полюбоваться Лоджией Амулеа можно только снаружи.

Базилика Санта-Джустина

На Прато-делла-Валле находится и самая большая церковь в Падуе - Базилика Санта-Джустина. Храм на юго-западе нынешней площади был построен в VI веке на месте захоронения христианской мученицы Святой Джустииы (в русской православной традиции её называют Иустина). Свой нынешний вид церковь приобрела в XVI - XVII веках после масштабной реконструкции и расширения.

Внешнюю суровость базилики лишь слегка разбавляют мраморные вставки, белая окантовка небольших, высоко расположенных окон, и белые купола. Монументальные ворота центрального входа сделаны из толстого металла.

Внутри помещение размером 120 на 80 метров выглядит просторным, чему способствует преобладающий в отделке белый цвет. Конечно же, присутствует традиционная для католических храмов позолота. Многочисленные капеллы и часовни украшают живопись и скульптуры Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе, Бартоломео Монтаньи, Ампето Сартори, Антонио Балестры, Себастьяно Гальвано и других мастеров.

В базилике Санта-Джустина хранятся мощи евангелиста Святого Луки (есть и икона, якобы написанная им собственноручно), Святой Джустины, мученицы Фелициаты, апостола Матфея и ещё многих почитаемых христиан.

В современной, действующей части церкви потолки украшает лишь лепнина. А вот в переходе к раннехристианской церкви и в самом старом храме очень много фресок. Некоторые из них сохранились с XII - XIII веков.

Посетить базилику Санта-Джустина можно бесплатно, главное - приемлемая для посещения храма одежда.

Дом Палла Строцци Бетлемме

Прославивший Падую Донателло приехал в город только после того, как получил крупный заказ на статую Гаттамелаты. Палла Строцци и вовсе приехал в Падую в ссылку на несколько, как он думал лет. Богатый интеллектуал, Строцци унаследовал от знаменитого банкирского дома не только огромное состояние, но и художественный вкус и умение общаться с самыми разными людьми.

В Падуе Палла Строцци, которого изгнали из Флоренции уже в почтенном возрасте, обрёл вторую молодость. Он выстроил в центре города дворец, который стал для немногочисленных тогда интеллектуалов и представителей мира искусства настоящим клубом.

Дом Палла Строцци оформлен в соответствии с достатком его хозяина. Видно, что его проектировали и строили не для демонстрации богатства или познаний в архитектуре, а для привольной жизни. В меру украшений, зато всё, включая большие окна, балконы, широкие лестницы и аркаду на первом этаже, устроено с максимальным удобством.

Кафедральный собор Падуи

В посвящённом Деве Марии соборе находится резиденция римско-католического епископа Падуи. Хотя строить христианские храмы на месте нынешнего собора начали ещё в первых веках новой эры, им удивительно не везло. Храмы разрушали землетрясения и другие бедствия. Люди упорно, но безуспешно отстраивали их. Лишь в XVI - XVIII веках Кафедральный собор смогли довести до более или менее приемлемого состояния. Но место стихийных бедствия заняли рукотворные - собор был сильно повреждён бомбардировками Второй мировой войны.

Нынешний экстерьер собора напоминает протестантский храм - голая стена, которую украшают три входа и маленькое окошко под самой крышей.

Внутри же храм украшен весьма достойно. Грандиозный алтарь в стиле барокко украшают мраморные фигуры ангелов. В соборе сохранились иконы XIII века. Много скульптурных изображений святых и видных деятелей Церкви. Но главными украшениями считаются копия иконы «Богоматерь с младенцем», оригинал которой утерян, и алтарь капеллы Мадонны чудес.

С севера к собору пристроен баптистерий, украшенный намного помпезнее, чем сам собор. В баптистерии хорошо сохранились фрески, выполненные в XII столетии. Посещение баптистерия, видимо, поэтому, стоит 3 евро, тогда как собор можно посетить бесплатно.

Палаццо делла Раджоне

Судя по Палаццо делла Раджоне, в средневековой Падуе суду уделялось очень большое внимание. Ради сооружения огромного помещения даже разделили городской рынок - после строительства Палаццо образовались два рынка, располагающихся на Площади трав и Площади фруктов по обе стороны от монументального здания. Первое здание Палаццо делла Раджоне состояло из трёх помещений. Затем их объёдинили и накрыли свинцовой крышей, по форме напоминающей днище корабля. Стены разделили на 333 квадрата, в которых Джотто разместил оригинальные фрески. Они погибли в одном из пожаров, но были быстро восстановлены. Общая тема фресок - астрология. Приложил к оформлению Палаццо делла Раджоне руку, в какой-то степени, и Донателло. В одном из концов зала установлена фигура коня, собранная из небольших деревянных дощечек, закрепленных внахлест. Долгое время считалось, что Донателло автор «Троянского коня», но это не так - просто дерево гнули по форме коня статуи Гаттамелаты, поэтому и такое сходство с рукой мастера.

Полюбоваться самым большим в Европе средневековым залом можно только по предварительной записи в составе группы. Билет стоит 6 евро.

Университет города Падуя

Студенты составляют примерно треть населения Падуи. Университет был основан в 1222 году, «раскольниками» из Болонского университета. В университете в разные годы преподавали Галилей. Николай Бернулли, Николай Коперник и Христофоро Негри. Сейчас кампус университета децентрализован, а в старом здании Дворца дель Бо напротив городской ратуши располагается ректорат. Стены внутреннего дворика украшают гербы учёных и семейств, чьи отпрыски закончили Падуанский университет. Память о самых знаменитых выпускниках хранится в специальном «Зале сорока».

Капелла Скровеньи

В 1300 году на землях, принадлежавших некоему рыцарю Энрико Скровеньи, отца которого Данте поместил в 7-й круг ада вместе с ростовщиками, на фундаменте, оставшемся от древнеримских построек, выстроили небольшую церковь.

Несомненно, Скровеньи удалось замолить отцовские (а кое-кто поговаривал, что и собственные) ростовщические грехи. Рецепт оказался простым - капеллу расписывал сам Джотто.

Несмотря на то, что великий мастер работал в спешке и много фрагментов перепоручал ученикам, оформление Капеллы Скровеньи вышло потрясающим.

Светлый праздничный колорит фресок и как бы объёмные одноцветные рисунки намного опередили своё время и превратили капеллу в шедевр. Творения Джотто пощадило время - большая часть его фресок сохранилась до наших дней.

Кафе Педрокки

Культовое заведение в центре Падуи открылось ещё в конце XVIII века, когда кофе только-только стал приобретать популярность в Италии. Дело пошло так хорошо, что владелец Бергамо Педрокки выстроил для кафе отдельное здание в стиле неоклассики с готическими элементами. Его сын Антонио пристроил к кафе кондитерскую уже полностью в готическом стиле.

Антонио Педрокки оформил внутренние помещения кафе в различных стилях. Есть греческая и египетская комнаты, в оформлении других комнат и залов присутствуют мавританские, этрусские, восточные мотивы.

Фирменный напиток кафе - кофе Педрокки. Это несладкий эспрессо, покрытый взбитыми сливками с мятой и добавлением мелко натертого шоколада.

Однако Педрокки - это не только кофе. Это полноценное заведение питания, способное обслуживать одновременно десятки человек. При этом в кафе сохраняется домашняя душевная атмосфера.

Добавить комментарий