Города Германии — Любек

В Средние века город Любек, расположенный на севере Германии у восточного основания полуострова Ютландия, был крупнейшим торговым центром Северной Европы. Здешние купцы никогда не претендовали на политическое влияние, занимаясь исключительно торговлей. Видимо из-за этого достопримечательности Любека, на современный взгляд, выглядят несколько претенциозно. Статус главного города Ганзейского союза потребовал – и в Любеке построили крупнейший на северном побережье Германии собор, в котором при желании, наверное, можно было разместить всё тогдашнее 15-тысячное население города. А в здании Ратуши, которое непрерывно расширяли и достраивали, уместятся органы власти современного города-миллионника.

Для туристов это стремление к монументальности оборачивается большим удобством. Все достопримечательности славного ганзейского города уместились на островке длиной полтора километра и шириной километр. Они практически везде находятся в пределах прямой видимости. Да и расположены они на одной улице – формально улиц три, но они переходят друг в друга. Максимально возможное расстояние пешей прогулки по прямой – 1 500 метров от Любекского Собора до ворот Бургтор.

С упадком Ганзейского союза упало и транспортное значение Любека. Теперь добираться до города удобнее всего через поглотивший транспортные потоки Гамбург. Он находится в 65 км западнее Любека, автобусный билет стоит 20 – 30 евро. На автобусе, кстати, в Любек можно добраться и прямо из Москвы. От Рижского вокзала дважды в неделю отправляется прямой автобус. Время в пути – около 40 часов.

Историю Любека можно условно разделить на три части: славянскую, ганзейскую и пост-ганзейскую. Славяне жили в поселении Любице до XII века, пока их не вытеснил поток немецких переселенцев с юга. С 1229 года Любек стал вольным городом – император Фридрих II увязал в сражениях с папами в Италии, любекские купцы воспользовались моментом и выторговали у него формальную независимость. Когда образовался Ганзейский союз, Любек стал его центром, наступила эпоха процветания. Закончилась она в XVI веке после открытия Америки и новых морских путей. Какое-то время Любек сохранял вольный статус, а затем вошёл в состав Германии, где пребывает и ныне. Если быть точным, город входит в состав земли Шлезвиг-Гольштейн.

Голштинские ворота (Хольстентор)

Если судить по времени создания Голштинских ворот и их внешнему виду, любекские купцы были людьми весьма дальновидными. Ганзейский союз ещё только-только начал ослабляться, проявились только первые противоречия между городами, а в Любеке в 1464 году уже начали строить систему укреплений. Ключевыми её элементами был ров, капониры, бастионы и ворота. Ввиду того, что местность в Любеке изобилует водными преградами, а враги могли прийти в основном с запада или севера, укреплённых ворот было двое. Главными были западные, Голштинские ворота, или Хольстентор.

Голландский архитектор Генрих Химстеде, строивший ворота, толк в своём деле знал – по красоте и мощи ворота в Любеке уступают разве что берлинским Бранденбургским воротам. Вот только или голландец не учёл особенности местных почв, то ли компетенции строительной науки тогда в целом не хватало для точной оценки прочности грунтов, но Голштинские ворота почти сразу после постройки начали просаживаться. Соответственно, две увенчанные шпилями башни с перемычкой между ними стали и символом города, и его головной болью. Бесконечные забивания свай, трамбовка грунта, подсыпания камня не помогали – башни неумолимо клонило друг к другу.

К середине XIX века ворота окончательно достали горожан. Они подали в городской сенат петицию с требованием снести ворота, дабы они больше не препятствовали развитию города (к тому времени ворота Хольстентор уже находились глубоко внутри городской черты). По легенде, ворота спас лишь один голос перевеса в пользу сторонников сохранения достопримечательности.

Благоразумные и законопослушные немцы кивнули и взялись ремонтировать ворота дальше. В ХХ веке их наклон остановили с помощью возведения сложных металлоконструкций, отреставрировали и устроили перед воротами обширное общественное пространство. Сейчас это место проведения многих мероприятий, и все экскурсии по Любеку традиционно начинаются от Голштинских ворот.

Внешне ворота могут показаться единым комплексом, но это не так – башни возведены отдельно, а перемычка-переход с фронтоном и традиционными для Любека шпилями отдельно. Уже в ходе поздних ремонтов перемычку соединили с башнями на всех уровнях. В целом Голштинские ворота – типичный образец «кирпичной готики», как и практически все старинные здания в Любеке. Сейчас в воротах работает музей истории торговли, который называется «Музей Хольстентор». Его посещение стоит 8 евро.

Раз уж речь зашла деньгах – ворота красовались на купюре в 50 немецких марок (до введения евро) и на специальной монете достоинством в 2 евро, посвящённой Шлезвиг-Гольштейну. И там и там башни изображены строго вертикально, хотя в реальности их наклон друг к другу хорошо заметен.

Ворота Бургтор

Может показаться, что место для постройки Голштинских ворот выбрано неправильно – они стоят перед мостом, а не за ним, как строили в средние века. На самом деле так и было задумано – Голштинские ворота были третьим и самым мощным рубежом обороны на западе Любека, здесь можно было окончательно сокрушить обессилевших захватчиков.

А вот на менее опасном, северном участке обороны рубеж был один, и опирался он на «правильно» построенные ворота Бургтор. Они как раз стоят сразу за мостом – противник, перебираясь через реку, попадал под массированный огонь из высоких ворот.

Ворота Бургтор даже постарше, чем Хольстентор – их начали строить в первой половине XIV века, но потом то бросали, то продолжали возводить. Даже по цвету кирпича видно, что здания на участке стены с четырьмя арочными проходами возводились в разное время. Если ворота Бургтор и представляют интерес для архитектуры, то только из-за времени постройки да оригинального барочного купола. В целом это типичная кирпичная готика с минимумом украшений и узкими арочными окнами-бойницами. В наши дни в здании расположился молодёжный культурный центр с хостелом.

Ратуша города Любек

Здание Ратуши в Любеке на самом деле представляет собой комплекс из трёх разных зданий, каждое их которых ещё и претерпевало изменения в виде надстроек и перестроек отдельно. Плюс всё это было тщательно проутюжено английской авиацией и восстановлено только к 1952 году.

Строить Ратушу начали почти сразу после того, как Любек получил вольную от императора, в начале XIII века. Понятно, что город рос, богател, и административное здание становилось тесным. Но почему в Любеке, главном городе Ганзейского союза, к ратуше пристраивали какие-то корпуса и флигели, а не строили новое здание, остаётся загадкой. Вопрос был точно не в деньгах – 160 городов, входивших в Союз на пике его могущества, уж как-то могли бы сообща построить здание для заседаний собственного совета – он заседал именно в Любеке.

В общем, по непонятным причинам угол центральной Рыночной площади (рынок, кстати, исправно работает и сейчас) заняли три здания: тёмное, посветлее, и белое. С точки зрения стилей получилась выставка достижений европейской архитектуры XIII – XIX веков. Даже элементы маньеризма есть, что уж тут говорить о готике, барокко или ренессансе. Восхищаться или изумляться такой конструкцией – дело вкуса.

Ратуша в Любеке официально считается самым старым действующим зданием органов местной власти в Европе – городской совет заседает в нём и сейчас. Посетить Ратушу можно только в составе экскурсии за 4 евро. Расписание экскурсий есть на официальном сайте Ратуши.

Церковь Святой Марии

Символ мощи и богатства Любека закончили строить в 1350 году. Церковь Святой Марии не только стала украшением города, но и символом нового этапа в развитии архитектуры. Дело в том, что жителям Любека очень хотелось, чтобы в городе был готический храм. Но такие храмы строили из камня, которого в городе и окрестностях не было – все любекские здания построены из кирпича. Пришлось выходить из положения и изобретать новый стиль – кирпичную готику. И строители церкви Святой Марии с этой задачей прекрасно справились. Храм стал образцом для нескольких десятков церквей по всей Северной Германии.

Основные компоненты церкви – базилика из трёх нефов и мощный фасад с двумя 125-метровыми башнями. Есть ещё боковые приделы и пристройки. Они могли бы испортить внешнее впечатление от величественного здания, если бы не плотность застройки. Из-за стоящих рядом зданий рассмотреть собор толком можно только со стороны фасада.

Жители города любили церковь. Храм постоянно получал щедрые пожертвования, а наиболее состоятельные граждане заказывали собственные алтари, временами их насчитывалось до 40. На органе Церкви Святой Марии, возможно, играл Иоганн Себастьян Бах. Во всяком случае, он приезжал в Любек к органисту храма Дитриху Букстехуде и прожил у тогдашней звезды органной музыки три месяца.

На то, чтобы уничтожить красоту, созданную за 600 лет, хватило одной ночи. В конце марта 1942 года острие массированного удара английской авиации пришлось как раз на тот участок города, где расположена церковь Святой Марии. Храм был уничтожен практически до фундамента. 38-метровые своды рухнули. В огне последовавшего за бомбардировкой пожара погибли и алтари, и украшавшие их произведения искусства.

Восстановили церковь уже к 1951 году. Сейчас снова можно пройтись под высоченными полукруглыми сводами, полюбоваться витражами, изготовленными по мотивам погибшего в огне 30-метрового полотна Берна Нотке «Пляска смерти»,

посмотреть на огромное распятие конца XV века, размещённое над алтарём. Если попасть в церковь Святой Марии в полдень, то можно увидеть, как под бой часов куклы, имитирующие представителей разных народов, проходят перед Христом.

Свидетельством народной любви к церкви стали распространившиеся поверья. Позади алтаря высечена из камня маленькая мышь. По преданию, мышь погубила прекрасный куст розы, росший рядом со строившимся собором. Её каменная копия должна напоминать жителям Любека о мелочах, грозящих обернуться бедой. Другое поверье символизирует черт, сидящий у наружной стены.

Он якобы думал, что строители возводят таверну, и по окончании чуть не разрушил собор, так велико было его разочарование. Что-бы задобрить дьявола, горожанам все-таки пришлось построить возле собора таверну, и увековечить черта в небольшой скульптуре.

Любекский собор

Кафедральный собор в Любеке начали строить ещё до того, как город стал вольным – церковь спешила занять доходное место. И всё же немного не успела – строительство Собора Святого Николая было закончено в 1230 году, когда Любек уже стал имперским городом. История города, в принципе, характеризуется определённым противостоянием горожан и церковных властей, тем более, что в Любеке даже родовитого дворянства не было – сплошь чернь да купечество. До такого накала, как противостояния гвельфов и гибеллинов в Италии не доходило, но и идиллией не пахло.

В середине XIV века к собору добавили восточные хоры, разом увеличив длину здания до 130 метров – храм стал самым длинным из кирпичных. Величественный и красивый собор Святого Николая был явно избыточным для Любека и по величине, и по стоимости содержания. Все средние века он ветшал, а уж когда Реформация радикально сократила доходы католической церкви, и вовсе начал разрушаться – то крышу сорвёт, то шпиль обломится… Католические иерархи даже пошли на то, чтобы совместно управлять собором с городом, но радикально это ничего не изменило.

Такая ситуация, усугублённая бомбардировками Второй мировой, продолжалась до 1982 года, когда собор был полностью отреставрирован. Оказалось, что это настоящий шедевр кирпичной архитектуры, стоит только представить себе, что каждый кирпич 130-метрового здания с башнями высотой (без шпилей) 95 метров уложен настолько точно, что даже на болотистых любекских почвах Собор Святого Николая простоял половину тысячелетия. Разрушались только элементы кровли и отделки, стены не устояли только перед бомбами, но нижняя их часть кое-где сохранилась.

Главным элементом интерьера собора является 17-метровый деревянный крест. Он находится в центре вознесённой к сводам композиции – распятого Христа оплакивают Мария Магдалина и апостолы.

В капеллах размещены саркофаги епископов Любека. Очень интересны часы начала XVII века, украшенные изящной резьбой. В бронзовой купели, установленной у алтаря, крестили младенцев ещё в XV столетии.

Музей марципана

Изобретение марципана – смеси сахара с миндальной мукой – приписывает себе добрый десяток городов Европы. В Любеке вас уверят, что, конечно же, марципан был изобретён именно здесь, а уж потом самозванцы, не зная оригинального рецепта (он тщательно скрывается), начали производить свои подделки.

Родоначальником любекского фирменного марципана был Георг Нидереггер, ещё в 1806 году открывший магазин прямо напротив Ратуши. Семейная фирма, основанная Нидереггером, пережила все политические и исторические катаклизмы, и теперь занимает три этажа в том же здании. На первом осталось кафе, на втором расположился магазин, а третий отдан под очень остроумный музей марципана. Музей невелик, но очень интересен. Помимо обычных музейных экспонатов вроде рукописных рецептов и прочих древностей, в нём представлены Голштинские ворота и другие интересные места Любека, выполненные в марципане. Можно посмотреть на марципановую старинную утварь и даже понаблюдать за аутентичным процессом изготовления лакомства.

Но главный экспонат музея – скульптурная композиция, напоминающая Тайную вечерю.

Имена персонажей вряд ли что-то скажут обычному посетителю, за исключением Томаса Манна, у которого без употребления марципана не обходится, практически, ни одна книга. Сидящая женщина, полуобернувшаяся назад, это российская императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, в девичестве прусская принцесса Шарлотта. Благодаря её протекции фирма Нидереггеров стала поставщиком российского императорского двора. В музее также демонстрируют интересный фильм об истории производства марципана. Посещение музея бесплатно.

Дом Будденброков

Самыми известными уроженцами Любека являются писатели Генрих и Томас Манн. Они родились в семье потомственных купцов, но не захотели продолжать дело предков, за что отец лишил их наследства. Мать с Томасом, Генрихом и ещё тремя детьми переехала в Мюнхен. Но Томас не забыл Любек. Действие его романа «Будденброки» явно происходит в Любеке, хотя прямо об этом не говорится.

Дом, в котором будущие знаменитые литераторы провели детство, был разрушен бомбардировками. Уцелела лишь белая фасадная стена. Восстановили двухэтажное здание с мансардой лишь в конце 1950-х годов. В середине1990-х его выкупили власти Любека.

В реконструированном доме, названном «Домом Будденброков», разместились книжный магазин, библиотека и две экспозиции. Одна из них посвящена семье Маннов в целом, вторая – исключительно роману «Будденброки». Собственно быту купеческого семейства конца XIX – начала XX века отведены лишь две комнаты, остальные материалы будут интересны разве что любителям литературы и специалистам. Посещение «Дома Будденброков» стоит 6 евро.

Госпиталь Святого Духа

Это первое на территории Германии заведение, объединявшее больницу и дом призрения, правильнее было бы называть Госпиталем Ордена Святого Духа. Орден был основан в XI веке специально для того, чтобы помогать больным, старикам и сиротам. Его особенностью было то, что членами Ордена могли быть миряне, не дававшие никаких обетов – просто помогай, и будешь входить в «госпиталь (подразделение) сторонников» Ордена.

Первым таким «сторонником» в Любеке был Бертран Морневег - сирота, сумевший стать богатейшим купцом. На его деньги и была открыта первая больница, было это в начале XIII века. Здание, построенное Морневегом, простояло полвека до того, как его уничтожил пожар.

За эти полвека и Любек сделал гигантский шаг в своём развитии, и традиция купеческой благотворительности укрепилась. На деньги, пожертвованные купцами, отстроили три кирпичных корпуса с традиционными для Любека готическими шпилями. Позже к ним добавили ещё несколько зданий. У госпиталя были свои сад и огороды, на которых работали монахи.

Здания были прекрасно отделаны – купцы должны были видеть, куда идут их пожертвования. Богато украшена была и госпитальная церковь. Эти украшения, в основном в виде фресок и витражей, можно сейчас увидеть в музее на первом этаже старого главного корпуса, фасад которого украшают великолепные часы.

Набережная реки Траве

Собственно, понятие «набережная» в Любеке очень условно – город стоит на острове, и набережная – это весь его периметр. В узком смысле Набережная – это участок берега от Голштинских ворот на север до порта. Соответственно, чтобы попасть на Набережную – вообще это улица Ан дер Унтертраве – нужно свернуть налево, пройдя Голштинские ворота, или повернуть направо, не доходя до них, если идти из города.

По берегам неширокого канала (о том, что у немцев в пределах любого населённого пункта реки превращены в каналы, не написал только ленивый) пришвартованы самые разнообразные суда и судёнышки, от утлых рыбацких парусных баркасов до трёхмачтовых яхт. Большинство из них выглядят настоящими тружениками моря – слегка потёртыми, но готовыми к путешествию. С другой стороны набережной есть масса кафе, преобладают сладости с неизменными марципанами, но и рыбные заведения есть в немалом количестве.

Достопримечательности Любека на карте

Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц

Добавить комментарий