Города Испании — Сарагоса

Город Сарагоса был основан римлянами, что называется, на ровном месте, под названием Колония Цезараугуста в I веке до н. э. Поэтому самые старые достопримечательности Сарагосы относятся именно к римскому периоду - в центре города можно осмотреть остатки форума, театра и терм.

Заметный вклад в облик Сарагосы внесло арабское завоевание. Дело даже не в постройках той поры, а в архитектурном стиле мудехар, который оставался популярным и через сотни лет после того, как мавров изгнали из Европы. Затейливая резьба по камню и разноцветные мозаики позволяют легко увидеть арабское влияние в архитектуре старинных зданий.

К Всемирной выставке в 2008 году в Сарагосе провели масштабную реконструкцию, улучшив инфраструктуру и построив ряд современных комплексов, в том числе и железнодорожный вокзал. Город расположен примерно посередине между Мадридом и Барселоной. Через него проходит линия скоростной железной дороги, а рядом пересекаются автомагистрали, ведущие с юга на север и востока на запад. Желающие увидеть интересные места Сарагосы без труда доберутся в пятый по численности населения город в Испании.

Бывалые путешественники характеризуют Сарагосу как не туристический город. Но, как и во многих крупных туристических центрах, в Сарагосе можно приобрести скидочную карту. Называется она «Zaragoza Family». Несмотря на название, её могут приобретать и одиночные туристы. Карта стоит 9 евро. Действует она до 31 декабря года, в котором была выпущена. Детскую карту можно приобрести за 7,80 евро. Семье из 4 человек карта «Zaragoza Family» обойдётся в 27 евро. Карта даёт право на скидки и бонусы в отелях, театрах и других местах развлечений. Со списком заведений, участвующих в программе, можно ознакомиться на городском сайте.

Жители, точнее монахи-цистерианцы Сарагосы были первыми европейцами, узнавшими вкус шоколада. Его прислал Хернонимо де Агелар, участвовавший в экспедиции Эрнана Кортеса. Аббат Антонио де Альваро, получив какао и рецепт, приготовил горький напиток и угостил им других монахов. Так началось шествие шоколада по Европе, а Сарагоса постепенно стала признанным центром шоколада. Его производят как промышленным способом, так и в многочисленных кафе, кондитерских и магазинах. Любители шоколада могут за 9 евро купить карту «Chocopass». Её обладатели могут попробовать 5 любых шоколадных блюд в заведениях, участвующих в программе.

Улица Калле Альфонсо I - пешеходная достопримечательность Сарагосы

Калле Альфонсо - туристическая витрина Сарагосы. Улицу перестроили специально для этой цели во второй половине XIX века. Генерального плана перестройки не было - муниципалитет просто утверждал (или не утверждал) каждый проект. В таких условиях не могло не начаться соревнование кошельков и художественных вкусов, но результат получился вполне достойным. Некоторые туристы пишут в отзывах, что на Калле Альфонсо I много старинных зданий, хотя все 16 домов на этой улице являются новоделами.

Начинается Калле Альфонсо I просто от крупной улицы Косо, а упирается улица в площадь перед базиликой Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Вид с Калле Альфонсо I на кафедральный собор очень любят профессиональные и не очень фотографы. Первые этажи всех зданий заняты торговыми точками, кафе и ресторанами. Причём заведений питания, как и каких-то местных уникальных магазинчиков немного. В основном присутствует обычные глобализированные бренды. Что касается шопинга, то стремиться ради него в Сарагосу имеет смысл только в период январских распродаж, но в эти дни погода в городе не слишком располагает к посещению. Вечером на Калле Альфонсо I многолюдно, но в целом эта улица весьма хороша для прогулок. А названа она в честь короля Альфонсо I, освободившего Сарагосу от мусульман.

Площадь Пилар - главная площадь города Сарагоса

Центральная площадь Сарагосы названа в честь находящейся на ней церкви Пресвятой Богородицы Пилар. Впрочем, площадью её можно назвать только по меркам средневековых городов - при длине примерно в 400 метров и ширина не превышающей 50 - она больше похожа на широкую улицу.

Тем не менее, список зданий, расположенных на площади Пилар, впечатляет. Кроме уже упомянутого храма на площади находятся кафедральный собор Ле Сео, музей Форума Цезараугусты (римское название Сарагосы), музей Речного порта, Дворец архиепископа, мэрия Сарагосы и здание биржи «La Lonja». У восточного конца площади установлен фонтан «Испанидад». Рядом с фонтаном стоит приличных размеров каменный шар, изображающий глобус тех времён, когда Христофор Колумб ещё не открыл Америку.

В Сарагосе особо чтят день 12 октября - это день Богоматери Пилар, и именно в этот день моряки экспедиции Колумба увидели острова, которые позже назовут Багамскими. На площади есть и другие фонтаны - две почти крошечные композиции, изображающие детей с рыбками в руках, из ртов рыб льётся вода.

Присутствует на площади и самый знаменитый уроженец Арагона Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, в миру более известный как испанский художник Франсиско Гойя.

Художник не скучает в одиночестве - рядом расположены скульптурные изображения его любимых персонажей - испанских щёголей обоих полов.

Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар

Если вы собираетесь посетить Сарагосу осенью, билеты и номера в гостинице нужно бронировать месяца за три. С 12 октября в городе проходит фиеста, посвящённая Богоматери Пилар, которая покровительствует Сарагосе. Центром празднований, длящихся 9 дней, становится базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Не только горожане, но и паломники со всей Испании несут в крупнейший храм Сарагосы цветы и фрукты.

Церковь Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар выросла из скромной часовенки. Её воздвигли на берегу реки Эбро в честь явления Богоматери апостолу Иакову. Тот без особого успеха проповедовал христианство местным жителям, пока в ночь на 3 января 40 года ему и его немногочисленным ученикам не явилась Дева Мария, сопровождаемая ангелами. Богоматерь подарила апостолу свою статуэтку и приказала построить на месте, где молился апостол и его ученики, часовню. Так как Дева Мария явилась Иакову стоящей на колонне (pilar) из яшмы, часовню назвали соответствующим образом. Эта церковь стала первой в истории христианства, посвящённой Деве Марии. А в честь явления Пресвятой Богоматери в центре базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар и сейчас стоит колонна из яшмы с фигуркой Девы Марии.

Часовня, построенная во II веке н. э., была настолько маленькой и незаметной, что арабы, владевшие Сарагосой в первом тысячелетии новой эры, её как бы не заметили и не превратили, по своему обыкновению, в мечеть. После того, как Альфонсо I освободил город, на месте часовни построили церковь в романском стиле. В XV столетии эта церковь сгорела, уцелел только один из внутренних фронтонов. Та же участь постигла и храм, возведённый в стилях готики и мудехар - от него остался лишь алтарь из алебастра, который создал Дамиан Формента.

Нынешнее здание базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар начали строить в конце XVII века. Со временем городские власти решили, что Сарагосе нужен более внушительный храм. Архитектор Вентура Родригес спроектировал здание, размерами больше напоминающее стадион или дворец спорта - 130 метров в длину и 67 метров в ширину. Несмотря на столь монументальные масштабы, базилика выглядит лёгкой и устремлённой в небо. 11 куполов и шпилей колоколен придают ей вертикальный объём. Самые высокие колокольни достигают 98 метров в высоту. Они были достроены уже в ХХ веке.

Внутри базилика условно делится на три нефа и семь часовен. Все потолки украшены фресками. Часть из них выполнил Антонио Веласкес, часть - Франсиско Гойя. Кроме них, над фресками в XIX - XX веках работали и другие живописцы, изобразившие святых, мучеников и архиепископов Арагона. Но главным украшением базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар является колонна с 40-сантиметровой статуэткой Девы Марии, держащей на руках младенца-Христа. Поклониться ей ежегодно приезжают тысячи верующих, а из их даров создан целый музей Пилар, располагающийся здесь же, в здании базилики.

Храм открыт для посещений с 6:45 до 20:30 по будням и до 21:30 по воскресеньям и в праздники. В одной из колоколен установлен лифт, с помощью которого можно подняться на смотровую площадку. Подъём стоит 3 евро. Музей Пилар можно посетить за 2 евро.

Парк Гранде Хосе Антонио Лабордета

В начале ХХ века муниципалитет Сарагосы выделил 40 гектаров земли у южной городской черты для создания парка. Со временем город разросся, и парк, торжественно открытый в 1929 году, стал его частью. Культ личности не чисто советская специфика - новый парк в Сарагосе назвали в честь тогдашнего премьер-министра Испании Примо де Риверы. В 2010 году парку присвоили имя выдающегося оперного певца Хосе Антонио Лабордеты.

Главная аллея Пасео де Сан-Себастьян оформлена в стиле парка в Версале - красивые сады и фонтаны. В самом её начале стоят павильоны Музея керамики и Музея этнологии. По планам создателей, в парке должен был размещаться и музей творчества Франсиско Гойи. Для музея даже выстроили отдельное здание, первый образец рационализма в испанской архитектуре. Однако позже музей разместили в центре города. У окончания аллеи расположен целый каскад фонтанов, над которым возвышается памятник Альфонсо I, установленный в честь 800-летия освобождения Сарагосы.

В парке есть большой ботанический сад, в центре которого разбит пруд с водоплавающими птицами. Посередине пруда стоят большие водяные часы. Есть в парке и небольшой концертный зал, именуемый музыкальным киоском. На боковых аллеях установлены памятники знаменитым жителям Сарагосы. Есть много небольших кафе и точек питания.

Музей Франсиско Гойи

В 2015 году в особняке эпохи Возрождения в недалеко от базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар и других основных достопримечательностей Сарагосы открылся обновлённый Музей Гойи. При жизни родина (строго говоря, Франсиско Гойя родился в окрестностях Сарагосы) не слишком жаловала художника. Да, он получил заказ на фрески для базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, однако его манера живописи не устроила заказчиков, и художнику пришлось переделывать всё заново за ту же оплату. Обидевшись, Гойя уехал в Мадрид, где стал всемирно известным живописцем.

Тем не менее, жители Сарагосы чтили великого земляка. Профессор Хосе Аснар и его жена Мария Пинильос долгие годы собирали доступные им работы Гойи (основная масса полотен художника хранится в галерее Прадо в Мадриде и в крупнейших зарубежных музеях). В 1979 году они открыли частный музей Гойи. Затем, уже в XXI веке, коллекцию выкупил фонд испанского культурного наследия «Иберкаха». Музей был серьёзно модернизирован.

На первом этаже посетителям показывают фильм о жизни и творчестве Франсиско Гойи. На втором этаже располагаются картины художников, творчеством которых он вдохновлялся. Обширный третий этаж посвящён работам самого Гойи, а на четвёртом находятся картины его последователей.

Входной билет в Музей Гойи стоит 6 евро.

Фонтан-водопад «Испанидад» - современная достопримечательность Сарагосы

У восточной границы площади Пилар в 1991 году воздвигли очень необычный фонтан-водопад. Его назвали «Испанидад» в честь содружества испаноязычных стран. Издалека может показаться, что по неведомой причине брусчатка площади поднялась, и из-под неё бежит вода. Однако, на самом деле каменная плита установлена под углом, а вот её изломанная нижняя часть намеренно «провалена». Вместе с прилегающим бассейном эта проваленная часть выглядит как Южная Америка, в которой распложены основные испаноязычные страны.

Фонтан «Испанидад», безусловно, стал одной из достопримечательностей Сарагосы. Он удивительно гармонично вписан в ансамбль старинных зданий, находящихся на площади Пилар. Да ещё и имеет утилитарное значение - знойным летом местная детвора с удовольствием в нём купается. Если, конечно, поблизости нет полицейских.

Музеи Древнего Рима

Римляне, основавшие Сарагосу, все свои города строили с одинаковым уровнем комфорта, не делая никаких исключений из-за географического положения. Дойди они в ходе своей экспансии до Северного полюса, они и там бы устроили общественные термы, форум, водопровод, канализацию и проложили бы отличные дороги. Не стала исключением и Сарагоса. В ходе раскопок прямо в центре города, на площади Пилар, были обнаружены водопроводные и канализационные трубы и остатки терм, театра, форума и речного порта. На месте раскопок созданы четыре формально отдельных музея, хотя управляет ими одна администрация.

Создатели экспозиций, возможно, хотели развлечь публику, слегка оживив камни с тысячелетней историей. Да и слишком мала была ресурсная база для полноценных экспозиций. Это не Помпеи, в которых сохранились даже мельчайшие предметы быта. В Сарагосе, фактически, уцелели лишь стены и трубы. На их фоне фигуры людей и макеты мебели и т. п. смотрятся чужеродно. Зато на высоте и видео- и графическое оформление. На больших экранах демонстрируются познавательные видеоролики, а у каждого объекта есть табличка с изображением предполагаемого внешнего вида и пояснением. Желающие могут за 2 евро воспользоваться аудиогидом.

Отдельный вход в каждый музей стоит 3 евро (в музей театра 4). Общий билет на посещение всех музеев обойдётся в 7 евро.

Кафедральный собор Ла-Сео

Церковные дерби иной раз бывают жарче и продолжительнее футбольных. Два главных католических храма Сарагосы - Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар и Кафедральный Собор Богоявления Спасителя, в просторечии именуемый Ла Сео - веками вели тяжбу за право называться кафедральным собором Сарагосы и Арагона. Святые отцы, руководившие соборами, расположенными недалеко друг от друга, утомили не только паству, но и собственное начальство. Мир установился благодаря папе Клименту Х, в 1673 году учредившему в Сарагосе сокафедру - оба храма стали кафедральными соборами.

Собор Ла Сео стоит формально на площади своего имени, однако визуально его местоположение является продолжением площади Пилар. Судьба этого храма вполне могла бы стать романом или телесериалом. Римляне построили на месте нынешнего Ла Сео форум. Захватившие Сарагосу мавры построили на месте форума кафедральную, как сказали бы мы, мечеть. У арабов она называлась по-другому, но суть та же - главная мечеть на определённой территории. Мечеть на протяжении трёх веков росла и расширялась, а главный вход в неё был там же, где сейчас находится главный вход в Собор. В 1118 году христиане под предводительством Альфонсо I освободили Сарагосу, а уже через 3 года, после небольшой реконструкции, храм был освящён как Собор Святого Спасителя.

Ла Сео в конкуренции с Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар непрерывно рос и развивался. В XIV столетии фасад был реставрирован в стиле мудехар (смесь арабского и готического стилей), а к основному зданию добавили церковь Сан-Мигель. В XV веке реконструировали рухнувший купол. В XVII веке вместо развалившейся старой возвели новую башню, а в следующем столетии фасад реконструировали в стиле барокко с элементами классицизма. Последняя реконструкция, в ходе которой приоткрыли ранее скрытые старинные фрагменты здания, завершилась в 1998 году.

Внутри Собор Ла Сео великолепен. Каждый из пяти его нефов и любая из 28 капелл могли бы стать украшением любой католической епархии как отдельный храм. Буквально каждый квадратный сантиметр поверхности, начиная от сверкающего мраморного пола и заканчивая потолком с фресками, является произведением искусства. Венчает ансамбль готический алтарь высотой 16 метров.

Здание биржи «La Lonja»

В XVI веке многие европейские города обзавелись зданиями бирж. Сарагоса, стоявшая на перекрёстке торговых путей, не стала исключением. В 1541 - 1551 годах на площади Пилар между собором Ла Сео и базиликой Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар возвели оригинальное здание в стиле ренессанс.

Изюминкой «La Lonja» является ложная этажность. Внешне здание из светлого кирпича выглядит трёхэтажным, а внутри оказывается одноэтажным с очень высоким потолком, который поддерживается колоннами с полуарками. Используется оно несколько своеобразно: попасть в него можно бесплатно, но только во время поведения выставок. А во время выставок всё заставлено стендами, поэтому получить полное представление об интерьере не удастся.

Альхаферия - арабская достопримечательность Сарагосы

Дворец Альхаферия - самая масштабная постройка времён арабского владычества в Испании. В 1031 году, когда распался могущественный Кордовский халифат, на территории Арагона образовался независимый эмират (в Европе арабы называли свои эмираты «тайфа»). Сарагоса обзавелась дворцом правителя, расположенным внутри мощной крепости. Альфонсо I, отвоевав Сарагосу, сделал Альхаферию своей резиденцией. Как и положено всякой приличной крепости, Альхаферия некоторое время служила казармами и тюрьмой. Уже в ХХ веке её реконструировали под правительственное здание, и с 1985 года во дворце заседает парламент Арагона.

Стены дворца Альхаферия помнят Христофора Колумба - именно здесь будущий первооткрыватель Америки просил покровительства у Изабеллы Кастильской. Христианские владыки сохранили элементы внутренней отделки в стиле мудехар, добавив к ним каменную резьбу, украсившую Тронный зал гербами Кастилии и Арагона. Изюминкой дворца является пятиэтажная башня - самое старое сооружение в Альхаферии. В башне полностью сохранилась отделка, созданная в эпоху арабского владычества в Испании.

Отдельный шедевр дворца Альхаферия - внутренний дворик Санта-Исабель (назван в честь той самой Изабеллы). Его во время реконструкции попытались восстановить в изначальном, по мысли архитекторов, виде - никакие изображений, разумеется, не сохранились. С трёх сторон двор окружают арки, выполненные в мавританском стиле, с западной стороны можно увидеть уже готические арки. Прогулочные дорожки выложены мрамором. Во дворце есть ещё несколько двориков, каждый из которых имеет своеобразную отделку и планировку.

Вход в крепость-дворец Альхаферия стоит 5 евро. Услуги экскурсовода бесплатны, нужно только дождаться часа начала экскурсии. При желании за 3 евро можно воспользоваться аудиогидом.

Каменный мост

Самая полноводная река Испании Эбро имеет весьма своенравный характер. Это видно даже на карте - её исток находится в считанных километрах от Атлантического океана, но течёт Эбро не в ближайшем направлении, а через весь полуостров, в Средиземное море. Протяжённость реки делает непредсказуемыми разливы и половодья - дожди могут пройти в районе Логроньо, а мосты снесёт в Сарагосе.

Мосты в городе строили методом проб и ошибок. Их постоянно сносила дерзкая река, но люди вновь и вновь возводили переправы. В XV веке проблема вроде бы была решена - построили капитальный каменный мост. Но в 1643 году наводнение попросту смыло два центральных пролёта. Восстановили мост лишь через 16 лет. Затем вокруг него укрепили берега, в основании моста расширили водорезы и в таком виде он связывает берега Эбро и по сей день.

В 1991 году на концах моста разместили по паре львов, и мост пытаются называть Львиным, но горожане по старинке именуют его Каменным мостом.

Добавить комментарий

реклама