Что посмотреть в Финляндии
Если буквально ответить на вопрос: «что посмотреть в Финляндии?», то перечень достопримечательностей и интересных мест этой страны, особенно для поклонников седой старины или любителей монументальной архитектуры и высокого искусства, будет не так велик как, к примеру, в Чехии или Италии. И тем не менее в Финляндию ежегодно приезжают миллионы туристов. Находчивость и кропотливый труд финнов в сочетании с красивой природой сделали привлекательными для иностранных гостей не только финскую столицу Хельсинки, но и такие довольно неприметные места на юге Финляндии, как города Савонлинна и Порвоо. А взятый у России в аренду с прилегающей территорией Сайменский канал настолько ухожен, что сразу заставляет вспомнить реплику героя известной комедии, случайно заехавшего в Финляндию: «То-то я смотрю, всё не как у нас - чистенько…»
Для россиян достопримечательности Финляндии привлекательны ещё и своей доступностью. Энтузиасты проложили десятки маршрутов из Петербурга в соседнюю страну с использованием самых разнообразных видов транспорта. Финны только рады: гостей встречают не только торговые центры, явно избыточные в небольших городах, но и всё больше вывесок и указателей на русском языке.
«Что посмотреть в Финляндии?» - Савонлинна и окрестности
История Савонлинны
Город Савонлинна на своём официальном сайте ведёт отсчёт своей истории с 1475 года, когда в этом очень удачном месте шведы начали строить крепость Олафсборг (фин. Олавинлинна), дабы укрепить неспокойную границу между Россией и Финляндией (в этот период Финляндия входила в состав Швеции). До знаменитого Стояния на Угре, ознаменовавшего конец монголо-татарского ига, оставалось ещё пять лет, а проницательные шведы уже тогда готовились воевать с русским войском в глубине территории Финляндии.
На самом деле, конечно, крепость Олавинлинна строили совсем не для защиты от русских. Там и кроме русских хватало народов, от которых стоило защищаться. Зажиточные шведские поселения привлекали к себе внимание разномастных лесных племён, против которых ополчение и немногочисленные регулярные отряды были бессильны. Дикари налетали, грабили и жгли поселения, а затем успевали скрыться в лесах до прихода помощи. Вот и была выработана следующая тактика: при малейшей угрозе набега жители прячутся в крепости, а подоспевшие вооружённые отряды пытаются разгромить напавших, не дав им уйти в леса.
В более поздние времена Олавинлинна, действительно, стерегла русскую границу. Впрочем, со стопроцентно отрицательной результативностью. Дважды, в 1714 и 1742 году, русские успешно брали крепость на приступ. А в 1788 году русский гарнизон из 230 человек под командованием однорукого коменданта крепости майора Кузьмина, отказался выполнить ультиматум шведов и открыть крепостные ворота. Шведы так и не смогли взять крепость и довольствовались грабежом окрестностей. С 1742 по 1917 год Савонлинна и прилегающие территории входили в состав России. Одно время крепостью командовал будущий генералиссимус Александр Суворов, однако сразиться с неприятелем в этих краях великому полководцу так и не пришлось.
Савонлинна современная
Современный город Савонлинна называют «Финской Венецией». Небольшой городок, в котором не наберётся и 30 000 жителей, практически полностью окружён водой. Антураж соответствующий: корабли, кораблики, яхты, паромы, мосты, набережные, и т. п. Главные достопримечательности Савонлинны это крепость, собор, православная церковь и милые деревянные дома на мощёных или асфальтированных улицах. На набережной параллельно друг другу разместились небольшие выставки старинных кораблей и автомобилей выпуска середины прошлого века.
Крепость Олавинлинна - главная достопримечательность Савонлинны
Савонлинна расположен на острове, а крепость - на совсем маленьком островке, который связывает с городом мост. В плане Олавинлинна представляет собой неправильный многоугольник с тремя мощными башнями, обращёнными на север.
Внутри крепости есть музей иконописи и экспозиция, посвящённая истории крепости. Можно полюбоваться мощностью стен, топорной мебелью «под старину», пушками, не похожими на старинные крепостные и туалетом, нависающим прямо над внешним краем стены в одной из башен. Входной билет стоит 9 евро. В центральной башне, в зале, где располагалась гарнизонная церковь, можно заказать венчание, а в большой трапезной - банкет с аутентичным меню 1641 года.
Во внутреннем дворе крепости с 1912 года ежегодно проводится довольно популярный фестиваль оперы. Этим фестивалем вклад Олавинлинна, или Олафсборга, как называли крепость в России, в культуру не ограничивается - крепость также изображена на картинах Исаака Левитана «Крепость в Финляндии» и Николая Рериха «Нислот Олафсборг».
Пункахарью
Пункахарью - это небольшой городок с населением около 4000 человек, расположенный в 30 километрах от Савонлинны. Пункахарью получил своё название в честь одноимённой гряды, протянувшейся между двумя островами. На красоту этих мест одним из первых обратил внимание император Александр I. Место быстро стало модным у знати. Семикилометровый пляж, выходящий к чистейшим водоёмам, стал одним из символов этого края.
В окрестностях Пункахарью также работают аквапарк «Кесямаа», художественная галерея Ретретти и выставочно-культурный центр. Императора Александра финны отблагодарили тем, что в ресторане местной гостиницы подают эксклюзивную водку «Александр I» и пиво с таким же названием.
Деревянная церковь в Керимяки
Недалеко от Савонлинны, в посёлке Керимяки, находится ещё одна знаковая достопримечательность региона - самая большая, как утверждается, в мире, деревянная церковь размерами 45 × 42 метра. Храм вмещает до 5 000 человек.
Бело-жёлтое здание церкви, украшенное деревянной резьбой, выглядит лёгким и воздушным. Колокольня, воздвигнутая на каменном фундаменте, стоит отдельно от основного здания. Внутри всё довольно скромно, в отделке преобладает белый цвет. Алтарь украшает живописное полотно, изображающее Иисуса, и небольшое распятие. Изюминкой церкви являются служащие для сбора пожертвований человеческие фигурки из дерева, расставленные по всему залу.
Савонлиннский собор
Неоготическое здание Савонлиннского собора выложено из красного кирпича и увенчано колокольней, которую видно издалека.
В интерьере собора сочетаются светло-коричневое и коричневое дерево, белые стены и позолоченные светильники. Купол над алтарём украшен фресками. Здание было построено в конце XIX века. Во время войны оно сильно пострадало. Изначальный внешний вид восстановили лишь в ходе реконструкций в 1991 - 1992 годов.
Усадьба Раухалинна
В конце XIX генерал-лейтенант инженерных войск Российской армии Нильс Веккман спроектировал и построил деревянный дом сочетавший различные стили архитектуры. Этот дом он преподнёс своей супруге в качестве подарка к 25-летию семейной жизни.
Внешне усадьба напоминает ажурный терем. Знатоки видят в её украшениях признаки мавританского стиля, но дома в таком стиле вполне можно увидеть и на руссом севере, просто Раухалинна гораздо больше размером.
Сейчас Раухалинна - это целый комплекс, состоящий из гостиницы, ресторанов и огромного обустроенного парка, расположенный на берегу пустынного острова. Усадьбу можно не только посетить, но и приобрести.
Тем более что недавно цена была снижена с 13 до 8,5 миллионов евро.
«Что ещё посмотреть в Финляндии?» - Сайменский канал
История Сайменского канала
Казалось бы, ну куда им в Финляндии ещё и каналы? И так и Страной тысячи озёр называют (хотя озёр там под 200 000), и на карту без слёз не взглянешь: север, низменность, везде какие-то озерца и озёра, реки и речушки, болота и болотца. Уж зачем человеку-то вносить свою лепту в это водное изобилие?
Однако Финляндия размещением водных ресурсов и направлениями водных путей похожа на Россию. По большей части, озёра стоят не там, а реки текут не туда, куда надо. Реки в России текут по меридиональным направлениям, а грузовые пути пролегают с востока на запад. В Финляндии же наоборот - грузовые пути идут с севера на юг, а водное сообщение в этом направлении затруднено. Поэтому постройка Сайменского канала на юге страны была актуальной задачей уже в Средневековье. Следы одной из первых попыток прорыть этот канал сохранились в Лаппенранте в виде неглубокого рва длиной 500 метров и шириной 10 - 25 метров. Это сооружение по какой-то исторической ошибке называется «Канал Понтуса» - по имени шведского военноначальника Понтуса Делагарди, который никакого отношения к сооружению канала не имел
Даже 50 километров сухопутной транспортировки намертво убивали рентабельность доставки товаров. Практически дармовой лес всё равно вывозили, а вот всё привозное снабжение внутренней части Финляндии выходило очень дорогим. Поэтому вопрос постройки канала от Лаппенранты до Выборгского залива поднимался регулярно, вне зависимости от политической и военной ситуации.
Присоединив Финляндию в результате последней на сегодняшний день Русско-шведской войны, царское правительство незамедлительно начало интегрировать и развивать обретённые территории. Одной из мер по развитию промышленности был тарифный протекционизм. Благодаря ему промышленность Финляндии в XIX веке развивалась стремительно, опережая инфраструктуру. Поэтому в 1844 году было принято решение о постройке так необходимого водного пути.
Тогдашние строители и инженеры маркетинга не знали, поэтому построили канал и быстро, и качественно, и недорого. Несмотря на очевидные трудности в виде большого для длины канала перепада высот (почти 80 метров) и каменистых грунтов, сэкономили 4 года времени, примерно 5 млн. марок (при смете в 17 млн. канал обошёлся в 12,5 млн.) и сохранили природу целого края. Проект был специально составлен так, чтобы изменения ландшафта были минимальными. Первые суда прошли по каналу в 1856 году.
Общая длина канала составляла 59,3 км (после реконструкций он стал на 2 километра короче). Прорыть пришлось чуть больше 36 км, остальная часть трассы прошла по озёрам и рекам. Было построено 15 шлюзов. Несмотря на то, что в проект было внесено абсурдное требование об ограничении ширины проходящих судов до 7 метров, Сайменский канал окупился уже через 25 лет - фантастический срок для такого рода инфраструктурных проектов.
На берега новой водной артерии потянулись знать и богачи. Началось неизбежное в таких случаях соревнование в богатстве отделки и смелости архитектурных решений. К началу ХХ века всё в округе стало таким дорогим, что дельцы стали строить доходные дачи - комфортабельные особняки, предназначенные исключительно для сдачи в аренду. Такая практика была распространена только на Лазурном берегу.
В 1917 году Финляндия получила независимость, потом прогремела Октябрьская революция, и дачное счастье закончилось. А эксплуатация канала продолжалась, хотя граница между Россией и Финляндией превратилась из административной в государственную. В 1920-е годы построили несколько новых шлюзов, увеличив пропускную способность водной артерии. Но потом отношения Финляндии и России окончательно испортились. В ходе войн канал становился то чисто советским, то чисто финским, пока в 1944 году граница не стабилизировалась в её нынешнем состоянии, деля канал примерно пополам. Формально по территории Финляндии проходит 23,3 км, по территории России 34 км, однако 14 км из российской части проходят по морю в Выборгском заливе.
В результате трудных переговоров в 1962 году был закреплён статус аренды Финляндией российской части канала. В течение 5 последующих лет была проведена масштабная реконструкция. После неё на канале осталось 8 шлюзов, 5 из которых на территории России. Через канал были переброшены 14 мостов, по 7 с каждой стороны. Увеличились и пропускная способность канала, и размер проходящих по нему судов. В 2012 году в силу вступил новый договор аренды, согласно которому ставка арендной платы была повышена до 1,22 млн. евро фиксированной платы плюс 0,18 евро за каждую тонну водоизмещения судов, превышающую норму в 1,5 млн. тонн водоизмещения. В последние годы грузооборот канала не превышает 2 млн. тонн.
Достопримечательности Сайменского канала
После реконструкций в некоторых местах канал идёт сразу по двум руслам: старому и новому.
Туристы могут прокатиться по Сайменскому каналу на специальных теплоходах.
На них работают гиды, добросовестно описывающие пейзажи и достопримечательности, расположенные на берегах. Однако шансы послушать их рассказ спокойно невелики, из-за обилия баров и ресторанов и соответствующего им антуража.
Российская часть пути практически безлюдна.
Присутствие человека заметно только по шлюзам и мостам (их 7). Прямо в шлюзе № 5 «Пялли» расположен российский пограничный пост. После пересечения границы на озере Нуйямаярен на берегах появляются дома, поля и луга. Ближе к Лапперанте на островке между двумя руслами находится Парк Урхо Кекконена - президента, «пробившего» аренду канала у Советского Союза, небольшой монумент двум российским императорам, при жизни которых сооружался новый водный путь, и музей, расположенный в бывшей усадьбе начальника канала.
Гораздо больше достопримечательностей можно увидеть в ходе пешеходной или велосипедной прогулки. К примеру, упомянутый памятник Николаю I и Александру II буквально сообщает, что первый император начал строить канал, а второй закончил. Чуть дальше стоит гранитный куб, надпись на котором приписывает начало строительства уже генерал-губернатору Александру Меншикову. Финские монументы скромнее и носят познавательный характер: когда был построен или реконструирован шлюз и т. п. Хорошо сохранились механизмы многих старых шлюзов. Из десятка разводных мостов через старый канал, сохранился лишь один - сдвижной мост возле деревни Кансола в Финляндии.
Он находится в приличном состоянии. Судя по конструкции, убрать пролёт моста через канал мог один человек.
Достопримечательности Порвоо - тоже нужно посмотреть, побывав в Финляндии
Если бы Порвоо находился в Америке, местные жители на всех въездах и выездах поместили бы баннеры о том, что вы въезжаете или покидаете самый старый из небольших городов страны. Степенные финны, конечно же, позволить себе такой бестактности не могут. Они довольствуются тем, что именно в их городе император Александр I огласил документ, по которому Финляндия объявлялась Великим княжеством и получала свободы, немыслимые в XIX веке во многих европейских государствах.
Впрочем, от этого исторического события Порвоо не перестал быть глубокой провинцией. В этом тоже есть своя привлекательность: тихие, мощеные диким камнем улочки, дома, жителям которых доплачивают за сохранение исторического облика зданий, домашние ресторанчики и магазины, лавки ремесленников.
Жители Хельсинки приезжают в Порвоо, чтобы отдохнуть от городской суеты.
Кафедральный собор Порвоо
Считается, что Кафедральный собор Порвоо был построен в XV веке, хотя археологически исследования показали, что некоторые его части датируются XIII веком. Изначально на месте собора стояло деревянное здание. К середине XV века его перестроили в каменное, значительно увеличив размеры. Здание собора несколько раз разрушали иностранные армии, а в 2006 году его поджёг вандал-подросток.
Внешне собор напоминает зернохранилище, построенное с претензией на оригинальность.
Простецкое здание выкрашено в белый цвет и покрыто тёмной черепицей. Слегка оживляют его лишь красные фронтоны. О том, что это всё же храм, говорит лишь отдельно стоящая колокольня.
Внутри собор выглядит богаче. Главным элементом отделки являются мрамор различных оттенков и позолота. Кафедра епископа, дабы выдержать стилевое единство, отделана также позолоченным мрамором. Алтарь строг до аскетичности, а вот противоположная сторона над входом, где располагается орган, украшена очень богато.
Дом-музей купца Холма
Этот дом-музей представляет собой в целом всем известный по литературе купеческий дом: лавка, совмещённая с офисом, на первом этаже, жилые помещения хозяев на втором, и комнатки-пеналы для слуг и писцов в мансарде. Кроме того в состав комплекса входят отдельно стоящие домики, в которых размещались некое подобие гостиницы и кондитерская.
В бывшем торговом зале теперь размещается зал выставочный. На остальных этажах можно ознакомиться с бытом богатой купеческой семьи XVIII - XIX веков. К числу особенных экспонатов следует отнести четыре отопительные печи. В России их назвали бы голландками, но в Финляндии это шведские печи - круглая топка с толстой трубой, украшенной изразцами.
В комнатах стоят манекены, одетые в соответствующие эпохе костюмы. Посетить дом-музей можно за 8 евро.
Дом-музей Йохана Людвига Рунеберга
В 1837 году в возрасте 33 лет в Порвоо для того, чтобы занять должность учителя гимназии, приехал Йохан Людвиг Рунеберг. В те годы в Финляндии работало всего 3 гимназии, поэтому известный к тому времени поэт не без оснований полагал, что ему улыбнулась удача. Рунеберг не ошибался. Хоть его и называли «Финским Пушкиным», прожить на доходы от поэзии было невозможно. Йохан Людвиг, не оставляя литературной деятельности, занялся преподавателем греческой и римской литературы, а уже в 1847 году стал директором гимназии. Вознаграждена была и поэзия Рунеберга - его стихотворение «Наш край» стало гимном Финляндии.
В Порвоо Рунеберг и его семья жили в двух домах: сначала в квартире, а потом, в соответствии с повышением статуса, в доме, в котором сейчас располагается дом-музей.
В нём представлены аутентичные предметы обстановки и другие памятные вещи. Утверждается, что внутреннее убранство дома сохранено на 100% - на бюро лежат магазинные чеки, в кресле остались недовязанные носки. Билет в старейший дом-музей Финляндии стоит 6 евро.
Старая ратуша Порвоо
Размеры здания Сарой ратуши в Порвоо говорят о том, что строили его «на вырост», рассчитывая, что население и размеры города будут увеличиваться, требуя для управления всё больше чиновников. Поэтому в двухэтажном здании, построенном в конце XVIII века, все органы власти, включая полицию, умещались на первом этаже. Второй изредка служил местом дворянских собраний.
Зато теперь в здании с простором расположился музей. Часть экспозиции составляют произведения известных финских живописцев, мебель и керамика местных производителей, другая часть иллюстрирует жизнь дворянства Порвоо и окрестностей. Первый же этаж отдан выставке, повествующей об истории региона с доисторических времён.
Летом музей работает с 10 до 16 часов, в остальные сезоны до 14:00. Вход стоит 8 евро.