Города Италии — Генуя

Город Генуя расположился вокруг небольшого залива на побережье Лигурийского моря, на северо-западе Италии. С морем связаны не только периоды подъёма и упадка экономики города, но и вся история и многие достопримечательности Генуи.

Удобную бухту приметили ещё древние греки. В римские времена Лигурия (историческое название местности, в которой расположена Генуя) была союзницей Рима в Пунических войнах, за что и была разрушена карфагенянами. Потом началась традиционная для Северной Италии смена завоевателей: остготы - лангобарды - франки. В эту группу, на свою голову, затесались и византийцы. В XI веке генуэзцы жестоко отомстили им, направив тысячи крестоносцев вместо Палестины в Византию. Балансируя между воинственными соседями, генуэзцы постепенно укрепляли свой город и армию. В итоге на исходе первого тысячелетия н. э. они стали сильнее всех соседей. Огромный флот помогал им не только перемещать грузы, но и конвоировать чужие суда.

До поры до времени всё шло хорошо. Генуя богатела и росла. Благодаря балансу интересов финансистов, моряков и промышленников город управлялся весьма разумно. Но, как и многие другие мощные державы, Геную погубило непомерное разрастание. Любой внутренний кризис вёл к ослаблению связи с колониями. Ослабление связи осушало денежные потоки. Нехватка денег мешала защищать колонии и т. д. В итоге в XV веке Генуя стала заурядным европейским государством. Небольшой подъем наступил после того как якобы генуэзец (этот факт практически ничем не подтверждён) Христофор Колумб открыл Америку. Генуэзцы поначалу помогали испанцам переваливать американские грузы. Но затем пиренейцы решили, что справятся и сами. Довольно быстро Генуя превратилась в территорию, которую не присоединял к себе только ленивый.

Лишь в составе Италии наступил новый расцвет города. Генуя осталась крупнейшим портом, но ещё и превратилась в мощный центр тяжёлой промышленности с развитыми металлургией и нефтехимией. По-прежнему, как везде в Италии, сильны позиции лёгкой и пищевой промышленности. Однако в XXI веке в доходах начался заметный перекос в сторону сферы услуг. Всё большее значение приобретают финансовые услуги, торговля и туризм.

И, тем не менее, современная Генуя это больше порт и рабочий город, чем туристический рай. Грязновато, рабочий люд к туристам равнодушен, английского почти никто не знает, неизменного белья на верёвках, кажется, ещё больше, чем в остальной Италии. К полуночи Генуя вымирает, только в порту грохочут краны.

С другой стороны, плюсом является то, что две Генуи - исторически-туристическая и современная - граничат, но не пересекаются. Да и количество туристов таково, что интересные места в Генуе не окружают толпы народа. А расположены они так компактно, что вполне реально посетить их все за один день.

Пьяцца Феррари - главная площадь Генуи

К Пьяцца Феррари стекаются, или, если угодно, от Пьяцца Феррари расходятся три важнейшие улицы Генуи: Виа Рома, Виа Данте и Via XX Septemre. В отличие от большинства других старинных европейских городов, в Генуе центральная площадь находится не в центре исторической части города, а на её границе с новыми кварталами. Сразу за зданием Академии лигурийского искусства, ограничивающим площадь с севера, начинаются кварталы современной многоэтажной застройки.

В центре Пьяцца Феррари расположен круглый фонтан, неофициально считающийся символом города. Ничего уникального в архитектурном смысле фонтан собой не представляет: боковые струи образуют купол, из центра которого бьёт вертикальная струя. Впрочем, вносить что-то более изысканное в композицию фонтана, сооружённого в 1936 году, было рискованно. Ещё до второй мировой войны болельщики двух генуэзских футбольных клубов, «Дженоа» и «Сампдории», устраивали на Пьяцца Феррари сражения с целью завоевать фонтан как символ победы. В праздничные дни воду в фонтане окрашивают в разные цвета.

Кроме Академии, на Пьяцца Феррари выходят здания Дворца дожей, Оперного театра, Палаццо-делла-Борса, в котором некогда размещалась Итальянская фондовая биржа, красивое угловое здание Банка Италия и Палаццо-делла-Регионе.

С точки зрения мероприятий Пьяцца Феррари (она, кстати, названа так не в честь автомобильного бренда, а в честь герцога Рафаэля де Феррари) это действительно главная площадь Генуи. Здесь проходят все благотворительные концерты и многочисленные манифестации. В ходе акций протеста против саммита G7 в 2001 году столкновения антиглобалистов с правоохранителями были настолько жестокими, что один из манифестантов погиб, а десятки человек были ранены. Впрочем, сейчас и движение глобалистов поутихло, и футбольные фанаты стали спокойней, так что главными раздражителями на Пьяцца Феррари остаются многочисленные торговцы вразнос, бесцеремонно предлагающие свои товары.

Церковь Святых Амвросия и Андрея

Христианский храм на месте нынешней Церкви Святых Амвросия и Андрея построили ещё в VI веке. Здание, примыкающее с юга к Пьяцца Феррари, построили иезуиты в XVI столетии. Внешне оно выглядит довольно неброско, даже строго. Фасад украшают лишь две скульптуры святых, размещённые по сторонам от входа, да несколько небольших барельефов.

А вот интерьер храма поражает своей красотой. Именно красотой, а не роскошью. Центральный алтарь украшен картиной Питера Пауля Рубенса «Обрезание». Она сразу бросается в глаза при входе в церковь. Алтарь также украшают четыре колонны из чёрного мрамора и скульптуры святых Амвросия и Андрея. Мощные колонны, поддерживающие свод, кажутся воздушными из-за белых решётчатых накладок. Главный купол, кажется, уходит прямо в небо - прекрасное оформление визуально увеличивает его высоту. Герои фресок Джованни Карлоне, украшавшего потолок и купол, кажутся действительно находящимися на небесах.

Среди украшений Церкви Святых Амвросия и Андрея не только полотна Рубенса, но и творения других мастеров живописи и скульптуры. До сих пор в строю оригинальный орган, собранный ещё в XVI веке.

Палаццо Дукале (Дворец Дожей)

В конце XIII века Средиземное море вполне можно было называть Генуэзским. Могущественная республика контролировала не только морские пути, но и практически всю прибрежную торговлю. Золото текло в Геную рекой. Тогда и было решено возвести резиденцию, подобающую главе столь мощной державы. Для этой цели выкупили дворец, уже стоявший на Пьяцца Феррари, и отвели большой участок земли рядом с ним. Первый дож поселился во дворце в 1339 году. В конце XVI века дворец основательно расширили, образовав большой атриум и ряд двориков поменьше. В конце XVIII столетия комплекс был серьёзно повреждён пожаром. В ходе реставрации в его архитектуре появились черты неоклассицизма. Последние серьёзные изменения внешнего вида Палаццо Дукале датируются 1935 годом. Тогда был отреставрирован фасад, который выходит на Пьяцца Феррари. Теперь он похож на вход в провинциальный кинотеатр.

Впрочем, для Дворца Дожей Пьяцца Феррари - задворки, его главный фасад выходит на Пьяцца Матеотти. С этим фасадом всё в порядке - неоклассицизм практически в чистом виде. Первые два этажа украшают колонны, на верхнем размещены десятки беломраморных скульптур.

Внутреннее убранство Дворца Дожей было заново создано после пожара в XVIII веке. Единственные аутентичные интерьеры сохранились в Башне Гримальдина - тюрьме, в которой сиживал сам Никколо Паганини.

Сейчас Палаццо Дукале функционирует как сочетание музея и концертного зала, однако ни собственных трупп, ни экспозиций у него нет. Вполне логично, что на первом этаже разместился блошиный рынок - общая площадь дворца составляет 35 000 м2, содержание такого помещения стоит дорого. А вход в собственно музейные помещения стоит 12 евро.

Сан-Лоренцо - Кафедральный собор Генуи

Генуэзский кафедральный собор выглядит как настоящий шедевр точечной уплотнительной застройки. Издалека его можно с грехом пополам увидеть только с востока. Да, у кафедрального собора Сан-Лоренцо есть довольно высокая колокольня, но прилегающие здания также довольно высоки и не позволяют как-то выделиться даже колокольне.

Собор был построен в XII - XVI веках. При раскопках на прилегающей территории обнаружили не только раннехристианские захоронения, но и саркофаги дохристианской эпохи. Посвятили храм Святому Лаврентию, который проезжал Геную в ходе путешествия из Испании в Рим вместе с папой Сикстом II.

В оформлении фасада собора видны черты готики, ренессанса и романского стиля. Очень стильно оформлены три входных портала. В их отделке чередуются полосы чёрного и белого мрамора. Главный вход охраняют скульптуры двух львов. Ещё пара львов размещена в виде барельефов у самого входа.

Внутри собора Сан-Лоренцо главный интерес представляют капелла Иоанна Крестителя, в которой хранятся частички его мощей, и подземная сокровищница. В ней находится тот самый Святой Грааль. На самом деле даже генуэзцы не уверены, что тот самый, но какую-то чашу крестоносцы в Геную привозили. Также в сокровищнице хранятся частичка Гроба Господня, мощи Святой Анны и Апостола Иакова, блюдо, на котором Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя, волосы Пресвятой Богородицы, кусочек Креста Господня и шип с тернового венца, которым Иисуса Христа увенчали перед смертью.

Набережная Корсо Италия

В паре километров восточнее старого генуэзского порта находится объект, опыт сооружения которого желательно было бы распространить на весь мир вне зависимости от климата или иных условий. Речь о набережной Корса Италия.

Это целый мини-курорт, расположенный в пределах городской черты. Кроме пляжей, на Корса Италия расположились заведения общественного питания, спортивные площадки, плавательные бассейны и тенистые скверы. Удивительно, что придумал устроить такую набережную тогда ещё малоизвестный архитектор Диего Карбоне в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, когда, казалось бы, было не до зон отдыха.

Секрет набережной Корса Италия в комплексности. Все заведения, перечисленные чуть выше, есть в любом городе даже средней величины. Но вот их концентрация, подобная генуэзской, встречается только на специализированных курортах. Генуэзцы же и гости города могут устроить себе курортный отдых в итальянской Ривьере в любой свободный день .

Палаццо Сан-Джорджо

Вряд ли найдётся в мире другой порт, администрация которого располагалась бы ни много ни мало, а во дворце. Работой генуэзского порта руководят именно из дворца - построенного в XIII веке Палаццо Сан-Джорджо. Соорудили дворец из руин Константинополя, который по ошибке разграбили и уничтожили крестоносцы. Дворец как бы олицетворял гражданскую администрацию свободной Генуи. Игры в демократию, как всегда, закончились быстро. Здание превратилось в комфортабельную тюрьму, которую почтил сроком своей отсидки даже Марко Поло, а затем перешло в руки реальных властителей - в нём разместился банк Сан-Джорджо. Именно тогда появилась помпезность внешней и внутренней отделки.

Исторические катаклизмы привели к тому, что в конце XIX века власти Генуи всерьёз вознамерилась снести Палаццо Сан-Джорджо. К счастью, до сноса не дошло. Постепенно внутреннее убранство отреставрировали, и дворец открыли для посетителей.

Дворец состоит из двух зданий - исторического и более современного, в котором расположен главный вход в функциональную часть здания. Фасад исторической части дворца богато украшен золочёными росписями.

Центральное место в композиции фасада занимает вариация известного сюжета со Святым Георгием и драконом. Внутри стоит обратить внимание на восстановленные по рисункам настенные и потолочные фрески.

Вход в Палаццо Сан-Джорджо бесплатный, но доступ осуществляется только в составе групп после регистрации на сайте Итальянского экологического фонда.

Ла Лантерна - символ города Генуя

Как один из самых старых сохранившихся маяков в мире, Ла Лантерна постоянно напоминает, что когда-то Генуя была владычицей морей. Маяк был построен ещё в начале XII века. Его перестраивали примерно раз в полтора столетия, как по природным причинам, так и из-за разрушавших маяк военных действий. Последняя реконструкция прошла в 1956 году.

Башня маяка возвышается на высоту 77 метров из массивного основания, в котором когда-то размещалась тюрьма, а сейчас располагается Музей Генуи. Сейчас она выглядит достаточно современно: две четырёхугольные башни серо-коричневого цвета, поставленные одна на другую. Чтобы подняться на самый верх, нужно преодолеть почти 400 ступеней. Билет на посещение Ла Лантерны стоит 6 евро.

Церковь Санта Мария ди Кастелло

Хотя сейчас вблизи Церкви Санта Мария ди Кастелло никакого замка (Castello) не наблюдается, название не обманывает - замок рядом действительно стоял, но не выдержал ударов времени. Церковь, построенная в VIII - IX веках, также была разрушена, её восстановили в XII веке в первозданном, как считается, виде. Но первозданность эта касается лишь строгого романского фасада.

В течение веков богатейшие семьи Генуи жертвовали произведения искусства и нанимали художников для украшения церкви Санта Мария ди Кастелло. Поэтому внутри храм выглядит потрясающе. Основная часть отделки, в том числе и мраморный алтарь, созданы в XVII веке. Над картинами, фресками и скульптурами трудились лучшие генуэзские мастера. Мраморная композиция алтаря изображает Успение Пресвятой Девы Марии. В часовнях располагаются живописные изображения Мадонны дель Росарио, Санта Розы из Лимы и обручение Екатерины Александрийской и Святой Екатерины Сиенской.

Главным сокровищем церкви Санта Мария ди Кастелло считается образ Христа, привезённый крестоносцами из Палестины. Деревянную скульптуру долго отмывали от красок - в течение веков люди стремились улучшить образ Христа или хотя бы одеть его поприличнее. Сейчас для сравнения экспонируются и копия с нарисованными одеждами, и отмытый оригинал.

Галеон «Нептун» - современная достопримечательность Генуи

В крымской Ялте вот уже более полувека стоит парусная шхуна, на которой снимался фильм «Остров сокровищ». Корабль стал визитной карточкой популярного курорта. Уже через пару лет после того, как «Эспаньолу» поставили на прикол, в планово-нерыночном СССР на ней разместилось кафе с очень солидными для Советского Союза ценами. «Эспаньола» благополучно пережила все политические и экономические катаклизмы и работает до сих пор, успев побывать и советским, и украинским, и российским кораблём.

В Генуе есть более поздний аналог ялтинской достопримечательности - галеон «Нептун». На нём снимался фильм Романа Полански «Пираты», провалившийся, в отличие от «Острова сокровищ», в прокате. С 1986 года галеон стоял в Каннах. В 2002 году его перебазировали в Геную. Ни во Франции, ни в Италии туристический потенциал корабля использовать не могут или не хотят. В путеводителях так и пишут: считается достопримечательностью из-за внешнего вида. Ни кафе, ни сувениров, ни экскурсий… Заплати 6 евро и приобщайся к пиратской романтике. Информацию можно найти в Интернете.

Специалисты говорят, что «Нептун» - это не копия испанского галеона, а близкая реплика. Испанские галеоны были короче киногероя и имели меньшее водоизмещение. Но, если не увлекаться поиском «заклёпок» (мелких исторических нестыковок), то «Нептун» производит огромное впечатление. Пушки, низкие потолки, узенькие трапы и бесконечные тросы и канаты заставляют недоумевать: как тут можно было не только жить, но и воевать? И ведь «Нептун» для своего времени корабль далеко не самый маленький, в Америку ходили и на гораздо меньших. Иной раз полезнее один раз удариться головой о низкий потолок на «Нептуне», чем прочитать десяток текстов о трудностях парусных путешествий.

Смотровая площадка Монтальдо - красивый вид на достопримечательности Генуи

Приехав в город, определиться с тем, что посмотреть в Генуе, можно не по картам или путеводителям, а в натуре. Для этого нужно осмотреть город со смотровой площадки Монтальдо. Она устроена на вершине небольшой башни в том месте, где когда-то стоял замок. Со смотровой площадки открывается вид на все интересные места Генуи. Особенно красив вид на закате, когда город подсвечивает опускающееся Солнце. После наступления темноты Монтальдо становится раем для фотографов.

Добраться до площадки Монтальдо непросто. К ней ходит автобус, но расписание его движения неизвестно. Пройтись пешком в гору - то ещё испытание. Но тот, кто решит преодолеть его, будет вознаграждён - на финальном участке на площадку можно подняться на лифте.

Ворота Порта-Сопрана

Некогда главные ворота в Геную, Порта-Сопрана в своё время также пострадали от точечной застройки. Прямо в их створе(!) был построен двухэтажный дом. Городские власти опомнились лишь в ХХ веке, когда дом в арке снесли, а башни были отреставрированы и стали выглядеть так же, как во времена Генуэзской республики.

Рядом с воротами Порта-Сопрана находится домик, в котором, как утверждают, жил Христофор Колумб. Опровергнуть или доказать это утверждение уже невозможно, а Генуя получила ещё одну небольшую достопримечательность.

Княжеская вилла

В 1530 году тогдашний неофициальный правитель Генуи адмирал Дориа (это именно он посоветовал генуэзцам помочь испанцам с транспортировкой американских сокровищ) построил себе за окраиной города дом. И месторасположение, и размеры дома и прилегающего участка целиком и полностью соответствовали статусу демократически избранного сменяемого руководителя государства.

От дворца (будем называть вещи своими именами) к морю вёл парк, заканчивавшийся личной пристанью. Теперь на месте пристани находится целый морской вокзал. В парке, помимо деревьев и кустов, есть фонтан и множество скульптур. Любоваться зеленью можно бесплатно. А вот за вход во дворец, интерьеры которого украшены лепниной, позолотой и фресками, нужно заплатить 18 евро. Дороже в Генуе только билет в аквариум, но там это пропуск во множество разных помещений.

Добавить комментарий

реклама