Города Италии — Неаполь

Стандартное определение - «Неаполь - город в Италии, являющийся третьим по числу жителей и самым южным из крупных городов страны» - не скажет о Неаполе почти ничего. И достопримечательности Неаполя вроде бы не выделяют его из общего итальянского ряда: соборы, крепости, дворцы… И всё же Неаполь - город для Италии необычный.

Люди, воспитанные в советской культурной традиции, Италию чаще всего представляют себе неким оживлённым муравейником, в котором черноволосые коренастые мужчины и жгучие пышнотелые брюнетки живут в антураже старинных, слегка обшарпанных зданий и узких полностью мощёных улочек. Как и все стереотипы, это представление об Италии является верным лишь отчасти. Север страны давно полностью глобализовался, и улицы его городов выглядят как улицы десятков других городов Европы.

А вот та, «настоящая» Италия, начинается как раз с Неаполя. Тут в достатке и темперамента, и бешеного дорожного движения, очень часто двухколёсного, и бесконечной сиесты, и потрёпанных временем зданий, и хаотично разбросанных, не всегда ухоженных исторических памятников.

Неаполь опровергает и стереотип о том, что в местах с развитым преступным сообществом, сиречь мафией (в неаполитанской версии она называется «Каморра») уровень уличной преступности очень низок. В Неаполе этот уровень очень высок, поэтому нужна бдительность - воруют быстро и нагло. Говорят, что помогает стандартная рекомендация преувеличенно громко разговаривать по-русски, но вряд ли это будет панацеей. Если всё же неприятность произойдёт, вам расскажут, что сейчас это ещё ничего, а вот раньше было…

Примерно та же картина и с мусором, вывозом которого заправляет та же «каморра». Относительно чист и ухожен только самый-самый центр, это прямоугольник со сторонами примерно 5 × 3 км. Дальше всё обстоит хуже, но любой гид обязательно упоминает, что в Неаполе был знаменитый «мусорный кризис», и вот тогда было по-настоящему грязно.

История Неаполя началась в VIII веке до н. э., когда греки основали поселение в удобной бухте. В честь одной из сирен его назвали Партенопа. Через 400 лет город разрушили италийцы. Его пришлось строить заново, и теперь поселение получило название «Неаполис» - «Новый город».

В истории Неаполя, как и в истории любого приличного древнего города, было много захватчиков, завоевателей и покорителей, но с городом все они, за исключением испанских Габсбургов в XVI - XVII веках, обходились очень лояльно. Город Неаполь постоянно был минимум центром провинции, а то и столицей королевства, поэтому город динамично богател и развивался. Так было и в Неаполитанском герцогстве, и в Сицилийском королевстве, и в период правления герцогов Анжуйских, да и при тех же Габсбургах Неаполь стал вторым городом Европы.

Менялись короли и герцоги, а в Неаполе появлялись университет (1224 год), творили Бокаччо, Джотто и Петрарка, строились многочисленные храмы и дворцы. Город постепенно стал центром науки и промышленности. Именно статус крупнейшего в Италии промышленного центра чуть было не погубил Неаполь в годы Второй мировой войны. Американцы и англичане в течение года наносили по городу мощные авиаудары, практически разрушив его. Приложили американцы руку и к возрождению практически уничтоженной при Муссолини каморры. Готовя десант в окрестностях Неаполя, они привлекли к сотрудничеству уцелевших и сбежавших в США мафиози, в обмен пообещав тем отдать на откуп послевоенное восстановление города. В итоге обе стороны остались довольны, а с каморрой итальянские власти борются вот уже более полувека.

Везувий - самая известная достопримечательность Неаполя

Везувий - одновременно и бич, и одна из главных достопримечательностей Неаполя. Собственно, исторический центр города расположен на склоне этой невысокой (1281 метр) горы. Будь Везувий обычной горой, все бы сетовали только на транспортные трудности. Но Везувий - это действующий вулкан. Последнее из десятков зафиксированных извержений датируется 1944 годом, а самое знаменитое, когда погибли Помпеи и Геркуланум - 79 годом н. э.

Добираться до Везувия из Неаполя нужно с пересадкой - сначала на поезде до Геркуланума, а дальше, уже собственно по горе, на специальном автобусе. Последние 200 метров нужно идти пешком. Проложена довольно удобная дорога-серпантин, у вершины работают магазинчики и кафе. Непосредственно в кратере вулкана в куче камней постоянно что-то дымится, но опасности скорого извержения нет. Гораздо лучше вид в обратную сторону, на Неаполь - весь город виден как на ладони. Правда, при одном условии - погода должна быть ясной. Если на уровне моря есть хоть небольшая пасмурность, с вершины Везувия будут видны только облака.

Помпеи

Парадокс: извержение вулкана и уничтожило Помпеи, и сохранило этот древнеримский город под слоем пепла. Роковым для города стал день 24 августа 79 года. Большинство людей, вопреки знаменитой картине Карла Брюллова, успело спастись - погибло только 10% из 20 000 жителей. Слой пепла на века законсервировал здания с внутренней обстановкой.

Раскопки начались в середине XVIII века и продолжаются до сих пор. Раскопаны примерно 4/5 всей территории города. Большой интерес представляют общественные здания: два театра, храмы, форум, термы (они сохранились лучше всех), таверны, и 89 пекарен, в которых даже уцелели обугленные булки. На стенах сохранились фрески и мозаика.

Известная всем по учебникам истории мозаика «Битва Александра с Дарием» находилась в Доме Фавна. Её перевезли в Неаполь, но на месте оставили точную копию. Много оригинальных фресок, причём весьма фривольного содержания, сохранилось в Доме Веттиев. Хорошо сохранившимися фресками знаменита также Вилла Мистерий. В Лупанарии - публичном доме - наличествует интерактивная схема заказов - клиенту достаточно было указать на одно из многочисленных изображений услуг.

Геркуланум

Небольшой город Геркуланум находился дальше от Везувия, чем Помпеи, поэтому почти все жители успели бежать - в ходе раскопок найдено только менее 300 скелетов, тогда как население Геркуланума составляло около 4 000 человек. Другое отличие от Помпеи - Геркуланум был залит лавой. Герметичная закупорка сохранила даже органические материалы, такие, как дерево или папирус.

Раскопки в Геркулануме начались уже в начале XVIII века. Они сильно осложнены плотностью материала, который приходится извлекать, и тем, что значительная часть Геркуланума находится под более поздним городом, существующим и сейчас. Поэтому на сегодняшний день исследована примерно 1/5 территории города.

Интересной особенностью Геркуланума были общественные кухни - термополии - римский аналог современного фастфуда. Римский термополий это небольшое помещение, выходящее прилавком на улицу, в прилавок были встроены большие чаны с едой, которые подогревались снизу. В домах индивидуальных кухонь практически нет. Видимо, термополии были, наряду с банями и спортивными площадками-палестрами ещё одни местом общения римлян.

В крышах многих домов Геркуланума сделаны отверстия для сбора дождевой воды, хотя сохранились и остатки водопровода, который видимо, построили довольно поздно. Дома украшены многочисленными скульптурами, мозаиками, фресками, причём даже на полах. При этом жители, видимо, обходились небольшим количеством чисто функциональной мебели. Тысячи лет назад границей города был морской пляж, и некоторые дома выходили прямо к морю, как на современных курортах.

Замок Кастель-дель-Ово

Этот замок, расположенный на небольшом островке, вполне может быть колыбелью Неаполя. Уж очень удобное место - и водой остров полностью окружён, и до берега рукой подать. По крайней мере, первые мощные укрепления в XII веке на месте Кастель-дель-Ово строили уже на древних руинах.

Крепость соединяет с сушей лишь небольшой искусственный перешеек. Укреплять стратегический участок начали ещё римляне. Основную массу ныне существующих построек возвели в середине XII века. Затем замок усиливали и перестраивали, так как распространилась легенда, что Вергилий зарыл на острове золотое яйцо. Пока яйцо не найдено и остаётся под замком, названным в его честь (Ovo - «яйцо») - до тех пор стоит Неаполь, поэтому оборона острова имела сакральное значение.

Сейчас Кастель-дель-Ово, к удивлению, не является музеем. А ведь, даже если не брать во внимание войны, из биографий высокопоставленных узников, заключённых в замке, можно составить интересную экспозицию. В замке сидели римские консулы и претенденты на сицилийский трон, герцоги и жёны умерших королей. Теперь их место заняли военная часть и разного рода муниципальные учреждения. Зато доступ в открытую часть замка свободен и абсолютно бесплатен.

Замок Кастель-Нуово

«Новый замок» не такой уж и новый - его начали строить в 1279 году. Карл Анжуйский, перенесший в Неаполь столицу королевства, жить в Кастель-дель-Ово не пожелал и за три года построил себе новую резиденцию. Пожить ему в ней не довелось, а вот наследники, от обширного королевства сохранившие во владении только Неаполь, замок обживали. В те бурные времена такие жильцы ничего хорошего стенам замков не обещали. Кастель-Нуово осаждали, штурмовали и громили самые разные армии, вплоть до венгерской. Соответственно, ремонтам и перестройкам не было конца, поэтому выглядит замок довольно своеобразно. К примеру, прекрасная беломраморная триумфальная арка так зажата между двумя мрачными серыми башнями, что, кажется, сейчас рухнет.

Сейчас в Кастель-Нуово размещаются Артиллерийский музей и две небольшие капеллы. Очень внушительный вид замок имеет со стороны моря: высокие стены вздымаются к небу практически из морских вод.

Королевский дворец в Неаполе

Относительно молодое здание Королевского дворца было возведено в первой половине XVII века для монархов Королевства обеих Сицилий (второй Сицилией был юг Апеннинского полуострова). Через 100 лет дворец был перестроен и приобрёл нынешний вид с довольно строгим фасадом и статуями выдающихся королей в нишах.

Интерьеры дворца выполнены в разных стилях, а объединяющей их чертой является роскошь. Зрелище по душе найдут себе любители живописи и скульптуры, знатоки гобеленов и резьбы по дереву и камню. Особого внимания заслуживают уникальные светильники и предметы обстановки, которые Наполеон пожаловал своей сестре Каролине. Выдавая её замуж за назначенного Неаполитанским королём Иоахима Мюрата, Бонапарт разрешил сестре взять то, что понравится, из дворца Тюильри.

У ограды дворца стоят близнецы скульптурных композиций коней Петра Клодта с петербургского Аничкова моста. Николай I подарил их Фридриху II за гостеприимство. Король взамен наградил скульптора орденом.

В Королевском дворце сейчас функционируют три части: государственные учреждения, размещённые в боковых, более поздних пристройках, Национальная библиотека, в которой хранятся все папирусы, найденные в Геркулануме, и центральная часть из трёх залов, превращённая в музей.

Пьяцца-дель-Плебишито - главная площадь Неаполя

Самая большая площадь Неаполя является сердцем города с античных времён. Нынешний вид площадь приобрела в середине XIX века, когда было закончено строительство базилики Сан Франческо ди Паола с двумя гигантскими полукруглыми крыльями. Именно изображение этой базилики чаще всего служит стилизованным символом Неаполя, как Эйфелева башня для Парижа или Спасская башня для Москвы.

С трёх остальных сторон площадь ограничивают Королевский дворец, Палаццо дела Префеттура и Палаццо Салерно. В здании последнего находится знаменитое кафе «Гамбринус». На площади установлены памятники Карлу III и Фердинанду I. Пьяцца-дель-Плебишито превращена в пешеходную зону. Вечером она часто становится местом массовых мероприятий.

Кафедральный собор города Неаполь

Кафедральный собор Неаполя был освящён в честь главного покровителя города Святого Януария, но сейчас носит официальное название Собор Успения Святой Марии. Тем не менее, все используют старое название. Собор был заложен ещё в XIII веке на месте двух древних христианских храмов. С тех пор собор не перестраивался, лишь фасад обновили в XIX веке, сделав это максимально бережно. Зато пристроек наделали изрядно.

Таким образом, по планировке Собор Святого Януария похож на многие крупные католические храмы - он как бы состоит из множества пристроенных друг к другу капелл. И интерьеры собора похожи на интерьеры католических соборов: золото, драгоценные камни, резьба, скульптуры. В капелле сокровищницы Святого Януария хранится голова святого, заключённая в золотой бюст, а его мощи, помещённые в терракотовую вазу, находятся в алтаре крипты собора.

Описание украшений бюста вызывает здоровое недоверие: в нём идёт речь о тысячах (!) бриллиантов, сотнях рубинов и изумрудов и десятках золотых цепей. В 1964 году было произведено исследование мощей и было установлено, что они представляют собой кости мужчины 35-40 лет, ростом около 1,90 метра. Напротив алтаря с мощами находится статуя молящегося кардинала-архиепископа Алессандро Карафы, который в 1497 году перенес в Неаполь останки святого.

Но главной реликвией собора считается кровь Святого Януария. Она помещена в прозрачную пробирку и демонстрируется верующим два раза в год. Оба раза кровь как бы резко расширяется в объёме, заполняя весь сосуд. В таком состоянии кровь находится очень короткое время, и верующим важно поймать этот момент.

Катакомбы Сан-Гаудиозо

Сейчас крупнейшие неаполитанские катакомбы располагаются в городской черте, а раньше подземные пещеры и гроты находились вне стен города, и с римских времён до XVII века их использовали для захоронений. Сейчас доступ в катакомбы открыт только для групповых посещений с гидом и только через церковь Санта-Мария-делла-Санита. Причём церковь эта находится в мафиозном районе Неаполя, здесь нужно быть особенно внимательным.

Катакомбы названы в честь, захороненного в них, святого Гаудиоза Неополитанского. Породы здесь мягкие, копать ходы и локули (горизонтальные ниши для погребений) относительно легко. В понятном стремлении после смерти быть поближе к любимым святым, захоронения начали устраивать недалеко от их кубикул (отдельные помещения для наиболее почитаемых христиан). Но постепенно катакомбы разрослись и превратились в густую сеть.

В некоторых коридорах останки покойников размещены в нишах в пяти или шесть ярусов. Первые захоронения датированы V веком. Стены и своды катакомб украшены орнаментами и рисунками, видимо, иллюстрирующими жизненный путь покойных.

Капелла Сан-Северо

По легенде, на месте, где стоит сейчас Капелла Сан-Северо, разным людям на стене дома несколько раз являлся образ Святой Богородицы. Всем этим людям грозили различные неприятности, от которых они успешно избавлялись. Первый из получивших божественную помощь повесил на стене медальон. А когда неожиданно исцелился от тяжёлого недуга хозяин дома князь Сан-Северо, то на месте явления соорудили целую часовню. Его седьмой потомок возвёл на месте часовни храм, являющийся цельным архитектурным произведением, детали которого наполнены различными смыслами.

Имеющим склонность к конспирологии людям нетрудно будет найти подробные материалы, повествующие о том, что даже расположение скульптур и картин в капелле подчинено единому масонскому замыслу. Заурядных же желающих посмотреть интересные места Неаполя больше заинтересует архитектура капеллы Сан-Северо и хранящиеся в ней произведения искусства. Главное из них - скульптура «Христос под плащаницей», созданная не слишком известным скульптором Джузеппе Санмартино. Мастерство скульптора поражает - мёртвое тело Христа выглядит так, будто Спаситель только что испустил последний вздох.

Не менее великолепны и другие скульптуры, большая часть из которых аллегорически символизирует добродетели и одновременно является памятниками родственникам и жёнам седьмого князя. Глядя на них, сложно поверить, что изваяния выполнены из камня. Два других интереснейших экспоната капеллы если и относятся к искусству, то скорее, к искусству патологоанатома. Это два скелета, на которых полностью, до мельчайших сосудов, сохранена кровеносная система. Сделал их сам князь, а методика получения таких анатомических материалов не разгадана до сих пор.

Санта-Кьяра

Санта-Кьяра - это комплекс, состоящий из монастыря, захоронений и археологического музея. Монастырь был основан в первой половине XIV века в качестве места где представители правящей тогда Анжуйской династии будут хоронить своих родственников, а монашки оплакивать умерших.

Комплекс был разрушен во время Второй мировой войны, но его полностью воссоздали. Очарователен внутренний дворик с галереями, отделанными майоликовой плиткой. В самом дворике растут апельсиновые деревья и журчат фонтаны. Дворик пересекает дорожка, обрамлённая 72 колоннами.

В самом монастырском соборе уцелела только небольшая часть интерьеров. Это не мешает ему пользоваться большой популярностью у пар вступающих в брак - отношения, зафиксированные именно в Санта-Кьяра, обещают быть долгими и безоблачными. А желающие приобщиться к несколько более другому отрезку жизненного пути человека могут осмотреть захоронения короля Роберта Мудрого или трёх представителей дома Бурбонов.

Базилика Сан Франческо ди Паола

Храм, расположенный на центральной площади Неаполя, начали возводить по повелению наполеоновского ставленника Иоахима Мюрата. Как и большинство изначально временных властителей, Мюрат сразу начал мерить всё категориями вечности, поэтому заказал построить в центре Неаполя некое сочетание огромного храма с римским амфитеатром. Благо, век правления Мюрата оказался, как и у его парижского патрона, недолгим, и базилику достраивали уже с другими целями и по другому проекту.

Колоннада, которую уже начали возводить, превратилась в храм с двумя просторными закруглёнными боковыми крыльями. Периметр храма обрамлён 72 колоннами, а в главном его зале по кругу размещены ещё 34. Для отделки применены мрамор и порфир. Помещение Базилики украшают полотна Камуччини, Томмазо де Виво, Камилло Гуэрра и Антонио Кампи. Алтарь храма был изготовлен ещё в XVII веке для храма Святых Апостолов, но через 200 лет его решили установить в базилике Сан Франческо ди Паола, и он стал подлинной её жемчужиной.

Добавить комментарий