Города Испании — Гранада

На самом юге Испании расположился город Гранада. Он известен, прежде всего, как последний оплот мавров на Пиренейском полуострове, поэтому достопримечательности Гранады, по большей части, связаны либо с арабским владычеством, либо с периодом после реконкисты, когда испанцы вносили свои изменения в облик города.

В Гранаду едут, чтобы посмотреть на Альгамбру - воспетый Вашингтоном Ирвингом и десятками писателей и поэтов калибром поменьше арабский город-крепость. Хотя история Гранады и исчисляется примерно с VI века до н. э., Альгамбра остаётся главным её памятником. Вряд ли хотя бы один из десяти туристов скажет, что посмотреть в Гранаде ему хотелось, прежде всего, Кафедральный собор или Научный парк.

Если смотреть на карту, Гранада находится у испанского чёрта на куличках - транзитных автодорог нет, аэропорт гордится разве что регулярными рейсами из Мадрида и Барселоны, а железная дорога выставляет такие цены, что даже гранадские сайты предупреждают - дешевле лететь. Всё это, впрочем, не мешает городу ежегодно принимать миллионы туристов.

Если ознакомиться с туристическими интернет-ресурсами Гранады, можно впасть в эйфорию - всё устроено так, чтобы турист потратил как можно меньше денег! Например, в Гранаде можно приобрести семь видов скидочных карт. Принципиальные отличия между ними практически отсутствуют. Да и по цене они все укладываются в диапазон 34,50 - 42 евро. Все виды карт позволяют бесплатно пользоваться общественным транспортом и посещать основные памятники города. Различия касаются лишь доступа в различные помещения и участки Альгамбры, а одна из карт - «Granada Card City» - вообще не предполагает посещения этого комплекса.

Есть также масса комплексных билетов вроде «Бани + 3 исторических памятника». Вот только детализация как карт, так и комплексных билетов скрыта в глубинах испаноязычных версий сайтов, и над её раскрытием придётся попотеть.

Альгамбра - главная достопримечательность Гранады

Первое и главное что нужно знать перед посещением Альгамбры - билеты в этот уникальный комплекс нужно приобретать заранее. На месте, да ещё и в сезон, купить билеты невозможно - сроки варьируются от двух до трёх недель. Альгамбра - это очень большой бизнес. Настолько большой, что даже испанцы, с их прославленной бесконечной сиестой, становятся предельно пунктуальными. Время посещения указано на каждом билете. Явись вы ко входу во дворец на минуту позже - можете прогуляться по садам, но в здания вас уже не пустят, а билеты обмену не подлежат.

Огромный комплекс парков и зданий, доставшийся Гранаде от мавров, да ещё и достроенный христианскими монархами, вряд ли возможно вдумчиво обойти и за неделю. Каждый из бесчисленных объектов, будь-то гигантский дворец либо небольшая башня, имеет свою историю и в чём-нибудь, да уникален. А соединяют их аллеи и дорожки, рядом с которыми бегут каналы и ручейки, перемежающиеся фонтанами. Все шедевры архитектуры и паркового ансамбля уместились на, в общем-то, небольшом холме - размеры Альгамбры примерно 850 на 250 метров. Дело в том, что арабы не особо увлекались монументальностью своих зданий, больше внимания уделяя мельчайшим элементам отделки. А вот относительно небольшой для христианских городов дворец Карла V, построенный уже в испанские времена, выглядит в Альгамбре слишком большим и несуразным.

Альгамбра росла пропорционально усилению своего значения. После XII века контролируемая маврами территория сжималась, как шагреневая кожа. В Гранаду бежали из отбитых испанцами в ходе Реконкисты городов. А самыми первыми бегут, как известно, самые богатые - им есть, что терять. Вот и получилось так, что испанские халифаты рушились, а Гранада расцветала. А вместе с ней расцветала и расширялась Альгамбра, причём этот процесс не остановился даже после окончания Реконкисты.

Все здания, оставшиеся в Альгамбре от мавров, украшены орнаментами, выполненными в различных техниках. Узорчатых украшений нет разве что на мраморе, остальные поверхности, включая парковые дорожки, покрыты какими-нибудь узорами.

Алькасаба

Это старейшая часть комплекса. Название происходит от арабского аль-касба - «крепость». В римские времена здесь стоял Капитолий. Алькасаба была настоящей цитаделью - частью крепости, которая могла обороняться, даже если противник занял основные укрепления. В Алькасабе мог жить и сражаться весьма внушительный гарнизон, поэтому в цитадели были сделаны соответствующие запасы воды и продовольствия. На Оружейной площади сохранились фундаменты домов в которых жили защитники крепости, остатки цистерн для воды, а также находится вход в подземную тюрьму.

Площадь де лос Алхибес - площадь Водоёма - на которую попадаешь сразу из ворот Алькасабы, расположена как раз над гигантским резервуаром, работающим и сейчас.

В Алькасабе сохранился десяток башен. Никакой романтики вроде заточённых принцесс или пленных рыцарей - всё для дозора и обороны. Внимания заслуживают Кубическая башня, с которой открывается отличный вид на долину, Дозорная башня с звонницей, и Оружейная башня, через которую можно пройти к дворцу Насридов. Именно на Дозорной башне в 1492 году, после изгнания арабов, были подняты королевские флаги. Ранее на Дозорной башне были зубцы, но их разрушило землятресение.

С площади Водоёмов через ворота Справедливости можно попасть в Альгамбрский лес, а через Винные ворота - в Медину, верхний город.

Дворец Насридов

Самая старая дворцовая часть Альгамбры, названная в честь династии Насридов, состоит из трёх больших комплексов. Мешуар - дворец заседаний министров - включает в себя не только просторный зал с наборным потолком, выполненным уже в христианские времена. К нему также примыкают два двора, в одном из которых есть бассейн, выстроенный в древнеримском стиле, и молельня с михрабом - нишей, точно указывающей направление на Мекку, важным элементом для молитвы.

Миртовый дворик дворца Комарес является самой узнаваемой деталью Альгамбры. Бассейн длиной почти 40 метров по длинным сторонам обрамляют кусты мирта. Кусты как бы прикрывают проходы в женские помещения дворца. Другие входы в дворик оформлены в виде портиков с богато украшенными колоннами.

Над Дворцом Комарес возвышается одноимённая башня. Она самая высокая в Альгамбре.

Пройти в башню из миртового дворика можно через зал Лодки - помещение с цилиндрическим сводом. Башня Комарес и высока (45 м), и просторна - на втором её этаже уместился роскошный зал Послов.

Окна в стенах толщиной 2,5 м были, видимо, устроены так, чтобы показать послам мощь халифата - в оконном проёме можно разместить полноценную комнату. В украшении Зала послов использованы 152 различных элемента узоров. В этом зале Фердинанд и Изабелла подписали пакт, согласно которому Христофор Колумб отправился в своё первое путешествие на запад.

Есть во дворце Насридов и роскошные бани, и Золотая комната - помещения, изначально предназначавшиеся дли писцов и прочего служивого люда. Изабелла Кастильская, а вслед за ней другие представители испанской знати устраивали в Золотой комнате свои резиденции.

Дворец Львов

Из Миртового дворика можно попасть и во Львиный дворик. Если Миртовый двор выглядит плоским и просторным, то Львиный дворик богат объёмными элементами. Центральными являются скульптуры 12 львов. Только обрамление дворика по периметру состоит из 124 колонн. Пол в нём выложен мрамором, желобки ведут к расположенному в центре бассейну. У коротких сторон дворика находятся павильоны с мозаичными куполами. Входные арки павильонов украшают искусственные сталактиты.

Сталактиты стали основным элементом декора и в примыкающем к дворику Зале Правосудия (иногда его называют Зал Королей).

Зал этот невелик, да ещё и поделен колоннами на несколько частей. В нём служили мессы для королей и узкого круга приближённых, в который иногда попадал и Колумб. С юга к дворику примыкает Зал Абенсеррахов, названный так отнюдь не в честь заслуг этой знатной семьи.

Одного из Абенсеррахов как-то обвинили в преступной связи с супругой последнего эмира Гранады Боабдила. Эмир особо разбираться не стал, пригласил Абенсеррахов поужинать, а вместо ужина казнил их. Так прямоугольный зал, в центре которого огорожен арками небольшой фонтан круглой формы, получил имя собственное.

Напротив зала Абенсеррахов расположен Зал двух сестёр, видимо, служивший спальней принцессам. Самое поразительное в этом зале - купол. Он составлен из множества мелких ячеек со сталактитами. Его часто сравнивают с цветком, но сравнение это упрощает впечатление от купола. Сталактиты использованы и в украшении своеобразных навесов в центральной части зала.

Через Зал двух сестёр можно пройти в Мирадор Дарачу - небольшой зал, который иногда даже считают просто крытым балконом. По этому балкону можно выйти в Дворик Линдараха. Сам дворик остался от мавров, а вот над окружающими его строениями потрудились архитекторы Карла V. Здесь есть личные покои императора из 6 комнат и дома для его приближённых. В одном из них жил Вашингтон Ирвинг, о чём напоминает мемориальная доска.

Дворец Карла V

Визуально дворец Императора Священной римской империи выглядит как Дворец Съездов в Кремле - в ансамбль из небольших строгих (мавры практически не украшали свои дворцы снаружи) зданий поместили громоздкий дворец, совершенно чуждый и по размерам, и по архитектуре. Хорошо хоть построили дворец на пустыре, а не снесли под него пару-тройку двориков.

Карл заказал дворец, исходя из собственного статуса и соответствия эпохе. Пожить ему во дворце так и не довелось, но память в виде ренессансного прямоугольного здания с круглым внутренним двором осталась.

Строительство окончилось только в ХХ веке. Каждый из последователей Педро Мачуки, создавшего первоначальный проект, вносил в него что-то своё, поэтому дворец получился эклектичным. Чувствуется и влияние Древнего Рима, и средневековых мастеров, и ещё более поздней идеи величия королевской власти.

Нельзя не отметить, что нужное впечатление дворец, особенно его гигантский фасадный портал, обрамлённое колоннами патио и мощные внутренние лестницы, создаёт. Сейчас в нём работает ничем особо не примечательный Музей изящных искусств Гранады.

Хенералифе

Буквально через овраг от Альгамбры (раньше их соединял мостик) находится комплекс садов Хенералифе, ещё один памятник мавританского искусства XIV века. Сейчас Хенералифе назвали бы дачей, или загородной резиденций - в этих садах правители халифата могли отвлечься от государственных дел.

Самая старая часть комплекса, Кипарисовый двор, неплохо сохранилась, всё остальное пришлось реконструировать - во времена христианских правителей сады пришли в упадок. Реставраторы знали своё дело - в восстановленных садах Хенералифе заметны совершенно иные, не европейские принципы разбивки зелёных насаждений и устройства каналов, фонтанов и бассейнов.

Возможно, такое впечатление складывается из-за общего впечатления уединённости. Несмотря на серьёзные размеры, сады Хенерлифе как бы созданы для одного, максимум двух человек, настолько узки временами дорожки и проходы между деревьями. Роскошные же европейские сады всегда предназначались для групповых прогулок.

В Хенералифе есть и современная часть, созданная в 1950-х годах. Здесь можно посмотреть на композиции из затейливо подстриженных кустарников и деревьев, пройтись под орками из сросшихся кипарисов и даже попробовать заблудиться среди сплошных зелёных стен.

Альбайсин

Собственно, Альбайсин - это Гранада во времена правления мавров. Довольно большой городской район, в котором были и жилые дома, и многочисленные мастерские и лавки. Расцвет Альбайсина наступил в XIV - XV веках, когда сюда, спасаясь от Реконкисты, сбежались мавры-ремесленники со всей Испании.

Нынешний Альбайсин - рай для туристов. Можно, бродя по узеньким улочкам, полюбоваться на архитектуру сразу нескольких эпох, начиная с римской.

Можно выйти на одну из девяти смотровых площадок с незабываемыми видами, поглядеть на художников и послушать музыкантов. Наконец, в Альбайсине, особенно вдоль набережной, есть много кафе и ресторанов, в которых подают всё, чего душа пожелает.

Квартал и аббатство Сакромонте

Улицы Альбасийна стекают вниз к кварталу Сакромонте. Здесь, в каменных пещерах, с XV века жили цыгане-гитанос. Пещеры постепенно превратились в довольно комфортабельные домики с удобствами, цыганская кровь перемешалась с местной, появились предания о том, что именно отсюда ведёт родословную фламенко - получилась ещё одна достопримечательность для туристов.

Для большей завлекательности устроили ещё и небольшой музей культуры и быта цыган.

Аббатство Сакромонте стоит на том же склоне, что и одноимённый квартал, но ближе к вершине. Основали его не на пустом месте - в конце XVI охотники за сокровищами, спрятанными маврами, нашли на склоне горы скрижали с жизнеописаниями святых. Оказалось, что у Гранады есть своя древнехристианская история, и на месте находок был основан бенедектинский монастырь с несколько двусмысленным символом в виде печати царя Соломона, которую кое-кто путает со звездой Давида.

Сооружали монастырь полтора столетия. В комплекс вошли собственно аббатство, семинария и коллегиальная церковь. Как и везде в Гранаде, главное украшение аббатства - внутренний двор. Тосканские колонны, обрамляющие его, поддерживают резные полуарки. В центре патио расположен красивый фонтан. Церковь аббатства также заслуживает внимания. В трёх нефах находятся алтари средневековой работы, а внутреннее пространство храма украшают картины и скульптуры.

Кафедральный собор города Гранада

Как и во многих других старинных городах, Кафедральный собор в Гранаде плотно окружён городской застройкой, и его фасад можно рассмотреть по частям. Фасад младше собора, строительство которого началось в конце XV века - его обновляли в XVIII столетии, убрав элементы готики и испанского стиля платереско. Желтоватое здание собора украшено многочисленными скульптурами, барельефами, колоннами и башенками.

К основному зданию пристроены Церковь Святых Даров и усыпальница Фердинанда и Изабеллы, которую чаще называют Королевской капеллой. В ней, кроме саркофагов испанских правителей, находится великолепная коллекция средневековой живописи.

Внутри собор лишён пышности, свойственной многим католическим храмам. Хотя, конечно, с лютеранской церковью его не спутаешь. В соборе установлены два органа. Главная капелла богато, но со вкусом украшена позолотой и картинами. В отделке же боковых нефов преобладает белый цвет. Круглые своды заставляют задуматься о том, так ли молод бетон - объёмные своды как бы парят в воздухе. Сторонники роскоши, видимо, отыгрались при оформлении алтарей. Они настолько перегружены золотом, что герои многочисленных живописных полотен, являющихся частью композиции, как бы выглядывают из-за нагромождения золота и позолоты.

Посещение Кафедрального собора стоит 5 евро. После 15:00 в воскресенье вход бесплатный.

Арабские бани

Отвоевав свои земли, испанцы довольно рачительно отнеслись к наследию, оставленному маврами. Не было массовых сносов построек, уничтожений зданий или укреплений. За несколькими исключениями, одним из которых были бани. Тут столкновение цивилизаций проявило себя во всей красе. Ведь Изабелла Кастильская прославилась не только Реконкистой, но и тем, что мылась всего дважды в жизни. Поэтому в Гранаде со средневековых времён уцелела лишь одна арабская баня. Есть ещё одна, но она построена значительно позже.

Настоящая арабская баня находится почти полностью под землёй (может, потому и уцелела). Омовение производится по классической схеме - двойная парилка, массаж и постепенное понижение температуры в горячей, теплой и холодной ваннах, находящихся в разных залах.

Посещение арабских бань стоит 5 евро.

Гранадское медресе

Кроме бань, испанские освободители уничтожили в Гранаде ещё и медресе. Тут речь шла не о целенаправленной политике, а о скудоумии кардинала Хименеса, начавшего в городе поголовную христианизацию. Это вызвало восстание, в отместку за которое архиепископ сжёг все находившиеся в медресе рукописи, а жители города дограбили остальное.

Небольшое, но великолепное здание медресе восстановили лишь в XIX веке. В нём всё типично для Гранады: унылая серость снаружи и светлый портик с колоннами, полуарками, мозаичными дорожками и зеленью внутри. Отделка помещений сочетает стили мудехар и барокко. Деревянный потолок восстановлен по сохранившимся рисункам.

Базилика Сан-Хуан-де-Диос

Церковь, освящённая в честь святого Иоанна Божьего (настоящее имя Жуан Сидаде Дуарте), построена в первой половине XVIII века. Храм является прекрасным образчиком андалузского барокко. Фасад его украшает скульптура самого Святого Иоанна, а также изображения Святых Рафаила, Гавриила, Идельфонсо и Варвары. Выше всех расположено барельефное изображение Бога-отца.

Однако все внешние украшения базилики меркнут перед её внутренним убранством. После первого шока можно рассмотреть, что в интерьерах однонефного храма присутствуют картины, мрамор, фрески и даже керамика, но вначале любой посетитель видит только золото.

Рассмотрев интерьер базилики, можно понять щедрость Ватикана, перед освящением оделивший этот храм фрагментами креста на котором был распят Христос, стола Тайной вечери и ещё парой сотен святынь. Создание таких храмов, безусловно, заслуживает поощрения.

Корраль дель Карбон

Река времени иногда течёт вспять. Как иначе можно объяснить то, что единственный и самый старый арабский постоялый двор в Гранаде назвали Угольным двором? Уголь тут начали переваливать лет через 400 после арабов, и, тем не менее, даже реконструируя столь примечательное здание, название менять не стали.

Главным предметов торгов для гостей этого постоялого двора был шёлк, рынок которого находился неподалёку. Но популярность постоялому двору обеспечивала не близость рынка, а торговые места, размещённые прямо в патио. Вынужденные быстро избавляться от товара купцы продавали его прямо здесь без всяких пошлин и отправлялись восвояси. Судя по изящному оформлению Корраля в стиле мудехар, его владельцы промышляли не только сдачей комнат, но и изрядно наживались на проценте от торговли шёлком своих постояльцев.

В настоящее время здание используется под офис туристической информации и книжный магазин.

Достопримечательности Гранады на карте

Для перехода в режим просмотра «панорама» перетяните человечка в нужное место на карте

Добавить комментарий