Города Италии — Верона

Итальянский город Верона при собственном населении, едва превышающем 250 000 человек, ежегодно принимает более 3 миллионов туристов. При этом исторические и художественные достопримечательности Вероны на фоне других итальянских городов выглядят довольно средне. Италия усеяна историческими достопримечательностями, среди которых можно найти памятники и постарше, и красивее, и в большей концентрации.

Самый большой памятник жители расположенного в Северной Италии города должны поставить Уильяму Шекспиру. Великий англичанин мог поселить Ромео и Джульетту в добрый десяток других городов, начиная ещё с Вавилона. Но сценой для своей трагедии Шекспир выбрал именно Верону, прославив город на весь мир.

История Вероны как цивилизованного поселения началась в римскую эпоху. Пришельцы с юга из Вероны исключения не сделали, построив крепостную стену, водопровод, форум, амфитеатр и прочие сопутствующие римскому завоеванию объекты. Город всегда занимал ключевое положение в географическом плане, но практически никогда, за исключением владычества Скалигеров в XIII - XIV веках, не имел достаточно сил для проведения самостоятельной политики, входя в состав то одних, то других соседей. В результате в исторических очерках можно встретить перлы вроде «Наполеон освободил Верону от Венецианского господства».

В древние и средневековые времена Верона умещалась в небольшом изгибе реки Адидже, поэтому, выбирая, что посмотреть в Вероне, можно уместить все достопримечательности в пару пешеходных маршрутов. В ЮНЕСКО, определяя список объектов культурного наследия, решили не мелочиться и включили в него Верону целиком. Кстати, посещавшие Верону неоднократно туристы советуют купить т. н. Verona Card. Стоит она 20 евро на сутки и 25 евро на двое суток. В абсолютное большинство музеев и соборов по карте можно попасть бесплатно. Отобьётся она уже при посещении Арены ди Верона, вход на которую как раз и стоит 20 евро.

Климат в Вероне не ахти. Летом не слишком жарко, а зимой не слишком холодно, но воздух из-за близко расположенного озера влажный. Соответственно, зимой даже при паре градусов тепла ощущения не из приятных, а летом на город часто опускаются туманы, Не редкость и дожди, зимой их, правда, меньше. Само собой, так климат Вероны можно оценивать лишь в сравнении с другими итальянскими городами.

Пьяцца Бра - самая большая достопримечательность Вероны

Главная и самая большая площадь Вероны получила своё название от слова «простор». Действительно её размеры, как для центра средневекового города, впечатляют. Площадь ограничивают амфитеатр Арены ди Верона, церковь Сан-Николо, дворцы Палаццо дела Гран-Гуардиа и Палаццо дела Гран-Гуардиа-нова, Оттолини и Гульенци.

Несмотря на свою масштабность, Пьяцца Бра выглядит очень камерно и уютно. Основную её часть занимает сквер с вековыми деревьями, фонтаном и памятниками. В сквере увековечены король Виктор Эммануил II и партизаны времён Второй мировой войны. На фонтане размещены памятные доски городов-побратимов Вероны. Их у города 11, причём в списке есть и израильский Раанана и палестинский Вифлеем. Центральная композиция фонтана - стилизованное изображение Альп, из которого бьют струи воды.

На первых этажах жилых зданий, расположенных на западной стороне площади, сплошной чередой размещены кафе и рестораны. Южный вход на Пьяцца Бра - ворота Портони делла Бра с зубцами, аналогичными зубцам на стенах московского Кремля. У северной стороны площади, рядом со столбом Деве Марии прямо на тротуаре есть схематический план Вероны без единой подписи. Из него можно узнать, что город спланирован в виде сочетания прямоугольных кварталов, и что река Адидже огибает его, как подкова.

Архитектура Пьяцца Бра не производит впечатления единства и законченности. Впрочем, вряд ли стоит ожидать такого впечатления от ансамбля, который начали возводить ещё римляне, а закончили в конце XIX века (именно тогда был устроен сквер). Тем не менее, Пьяцца Бра заслуженно остаётся вечерним центром притяжения для жителей и гостей Вероны.

Арена ди Верона - самая старая достопримечательность Вероны

В 2030 году Арене ди Верона исполнится 2 000 лет. Сооружение столь почтенного возраста, конечно же, имеет в своей биографии немало интересных фактов. Можно сказать, что история событий, происходивших в этом амфитеатре, иллюстрирует смягчение человеческих нравов.

Как и всякий уважающий себя Колизей, арена долго служила местом смертельных схваток гладиаторов. Говорят, что на ней даже устраивали морские бои. Потом Арена ди Верона была местом казней - христиане, которых ещё недавно, по историческим меркам, скармливали в Колизеях львам и другим хищникам, сами стали истреблять себе подобных благородным огнём ереси. Чуть позже погибнуть на арене стало возможно лишь случайно, во время рыцарского турнира. Орошала песок арены и кровь быков во время корриды.

Сейчас Арена ди Верона является крупнейшим и старейшим залом для оперных представлений. Каждое лето фестиваль оперных спектаклей посещают более полумиллиона зрителей. Арена изрядно пострадала сначала от землетрясения в 12-м веке, а потом от горожан, здраво рассуждавших, что глупо тратить деньги на камень из каменоломен, если можно его взять с развалин амфитеатра. Несмотря на это, акустику в зале под открытым небом ценители называют великолепной. Более того, знатоки говорят, что система электронного усиления звука, установленная несколько лет назад, только мешает.

Попасть на Арену ди Верона особого труда не составляет, если озаботиться покупкой билетов заранее. 15 000 билетов стоят от 27,50 до 230 евро, но дорогие в продажу почти не поступают, хотя партер, в котором находятся дорогие места, заполнен бывает редко . Место средней категории, с указанным номером стоит порядка 100 евро. Тонкость в том, что дешёвые места на трибунах не пронумерованы - где сел, там и твоё место. На спектаклях, которые длятся 6 - 7 часов, это большое неудобство.

Как и многие театры в Италии, Арену ди Верона можно посетить с экскурсией. Полный взрослый билет стоит 20 евро, есть скидки для подростков и детей помладше.

Дом Джульетты - самая известная достопримечательность Вероны

6 евро, маркер и, опционально, использованная жевательная резинка. Именно во столько обходится нынче приобщение к великой истории любви Ромео и Джульетты, рассказанной Шекспиром, в Вероне. 6 евро вы отдадите за посещение музея Джульетты. Это обставленная в духе тех времён пара комнат с балконом, на котором, конечно, нужно сфотографироваться.

В комнате находится пара костюмов, использованных при съёмках фильмов о самой известной паре влюблённых, и несколько картин.

Маркером нужно написать что-нибудь на стене в проходе к внутреннему дворику, куда выходит знаменитый балкон. На стенах и потолке прохода обычно нет живого места, поэтому ваше послание в вечность придётся написать на бумажке и приклеить к стене - вот и жвачка пригодится.

Следует иметь ввиду, что в 2012 году городской совет Вероны установил штраф в 500 евро за расписывание стен и приклеивание записок, но, как говорится «кто не рискует ...».

Здание в средние века служило жилым домом, потом начало приходить в упадок, пока не превратилось в XIX веке в трактир, по описанию Чарльза Диккенса больше похожий на хлев. Стоит, конечно, сделать скидку на то, что англичане, удостаивая своим визитом Континент, вплоть до Второй мировой войны видели его сплошным хлевом с редкими островками цивилизации. Но на городские власти Вероны критика подействовала. В 1907 году здание выкупили у владельцев, а уже через какие-нибудь полвека Дом Джульетты стал полноправной достопримечательностью города.

Дом Джульетты - это крутая смесь китча, пошлости, и какой-то своеобразной романтики. Оригинальной статуе девушки полностью стёрли правую грудь - счастливая примета. Вместо неё в дворике теперь стоит копия, изготовленная из более прочного сплава. И десятки человек обоих полов стоят в очереди, дабы запечатлеть на фото своё счастливое прикосновение к груди статуи.

Любой металлический прут, любая ветка, другие выступающие детали ландшафта увешаны цветными металлическими замочками.

Теперь вместо расписывания стен или приклеивание записок, можно вполне официально написать письмо Джульетте и бросить его в один из письменных ящиков, расположенных в доме. Это письмо попадёт к волонтерам Клуба Джульетты. Говорят на эти письма отвечают. Ну и конечно же лавки с сувенирами в ассортименте прилагаются.

Дом Ромео

В отличие от Дома Джульетты, заработать на Доме Ромео городским властям пока не удалось. Эта достопримечательность Вероны находится в частном владении и осмотреть ее можно только с наружи. Владельцы комплекса из нескольких зданий, огораживающих дворик на Via Arche Scaligeri, отказываются продавать его муниципалитету. Дома, датируемые XIV веком потихоньку ветшают. О Ромео напоминают только табличка, которую владельцы милостиво разрешили поместить на фасадную стену, да граффити на разных языках.

Гробница Джульетты

Всё тот же Диккенс, посещая Верону, свои впечатления от посещения усыпальницы Джульетты описал, примерно, так: сначала ему навязался чичероне, пообещавший показать гробницу Джульетты, а возле этой гробницы, внешне выглядевшей, как каменное корыто, писателю пришлось заплатить ещё и женщине, клятвенно уверившей английского гостя, что данное корыто и есть усыпальница Джульетты.

Путешественники начали писать о гробнице Джульетты уже в начале XVI века, ещё до появления трагедии Шекспира. Они упоминали о девушке из клана Каппеллетти, погибшей из-за любовной истории. Именно эта семья послужила Шекспиру прототипом одного из кланов. Интерес к гробнице то затухал, то возникал заново до туристического бума ХХ века.

Сначала гробница Джульетты находилась в саду рядом с ее домом. Саркофаг был сильно поврежден из-за того что «поклонники» откалывали от него фрагменты для украшений. С 1936 года гробница находится в монастыре Сан-Франческо Аль Корсо, основанным ещё в XIII веке. Саркофаг установлен в небольшой отдельной комнате с массивными стенами, сводчатым потолком и решёткой на небольшом окне.

Во дворике монастыря есть бюст Уильяма Шекспира и колодец, куда, конечно же, нужно бросить монетку. Впрочем, по сравнению с обычаем отколупнуть кусочек саркофага обряд с монеткой выглядит безобидно.

Билет на посещение гробницы Джульетты стоит 4,50 евро, детям посещение обойдётся в 3 евро. За 7 евро можно купить комплексный билет в дом Джульетты и к гробнице.

Арки Скалигеров

Возле церкви Санта Мария Антика в Вероне находятся три весьма оригинальных захоронения. В подвесных саркофагах в готическом обрамлении захоронены останки трёх представителей семейства Скалигеров. В течение 120 лет в XIII - XIV веках они железной рукой правили городом и прилегающими землями, заметно расширив владения Вероны.

Арки богато украшены статуями ангелов, святых и фигурами, символизирующими добродетели. Конечно же, главные места в композициях занимают скульптуры погребённых. И Кангранде I делла Скала, и Мастино II, и Кансиньорио изображены верхом на конях. Усыпальница Кангранде I представлена копией - оригинал перенесён в городской музей Кастельвеккьо.

Мост Скалигеров

Ещё одно наследие династии Скалигеров переброшено через Адидже в направлении замка Кастельвеккьо. Принято говорить, что мосты соединяют части городов, но в случае с мостом Скалигеров это выражение стало актуальным лишь после падения династии. Хорошо укреплённый мост был построен для того, чтобы в случае бунта правители могли укрыться в замке и оборонять лишь мост, а не держать круговую оборону.

Мост состоит из трёх пролётов. Выглядит он предельно функционально. Из украшений имеются только зубцы. Нарядный вид мосту придают лишь белые арки, выполненные из мрамора.

Нынешний мост Скалигеров - новодел. Старый мост был взорван немецкими войсками при отступлении в 1945 году. Его отстроили заново, использовав все сохранившиеся элементы конструкций и материалы.

Замок Кастельвеккьо

Кастельвеккьо - ещё один фрагмент наследия клана Скалигеров. Замок был построен во второй половине XIV века. Выглядит он предельно рационально: поставили 7 башен, соединили их стенами, выкопали ров, внутри периметра построили казармы и другие помещения. Оживляют виды замка лишь башенные часы да зубцы на стенах. Из-за этих зубцов и красного кирпича Кастельвеккьо напоминает какую-то пробную версию московского Кремля.

Внутри крепости располагаются 26 залов городского музея Вероны. В нём очень хорошо представлено итальянское искусство. Есть серьёзная коллекция средневекового оружия. Сохранились средневековые фрески и мозаики.

Входной билет в Кастельвеккьо, с посещением музея или без него, стоит 6 евро для взрослых и 1 евро для детей.

Кафедральный собор города Верона

Главное впечатление о Кафедрального собора Вероны - он очень светлый. Храм начали строить в романском стиле в XII веке, затем его расширили и надстроили в период расцвета готики, но влияние готики не сделало Кафедральный собор мрачным.

Даже готические скульптуры на внешних стенах, призванные настроить прихожан на серьёзный лад, выглядят весело. Там есть лев, которого собака кусает за филейную часть. На одном из барельефов изображён грифон, проглатывающий человека, но сцена выглядит не трагедией, а зарисовкой из мультфильма.

У входа стоит скульптура ангела, который вот-вот воспарит. Микеланджело передал бы динамику такого сюжета художественными выразительными средствами, а современный скульптор воспользовался вставленными в пятки ангела штырями.

Внутри Кафедральный собор также очень светел, прост, и одновременно величественен. Стены украшены живописью, скульптурами и позолотой, а вот значительную часть потолка украшать не стали, что явно добавляет освещённости. Прекрасно сохранились фрески XV - XVI веков. В храме установлены два органа.

Режим посещения стандартный для соборов: 10:00 - 17:30 по будним дням, 13:00 - 17:30 по воскресеньям и в праздничные дни.

Порта-Леони

История главных ворот Вероны пока ещё только пишется. «Ворота львов» получили своё название гораздо позже постройки, когда у ворот разместили саркофаг с двумя скульптурами львов. Ворота также называли «Порта Сан-Фермо» по названию церкви неподалёку, а также «Арка Валерио» по имени одного из назначенных Римом чиновников.

Ворота Порта-Леони датировали I веком до н. э. Однако раскопки, начатые в конце ХХ века и продолжающиеся сейчас, показывают - римляне строили ворота не посреди поля. Какие-то сооружения на месте ворот уже были.

Судя по реконструкции археологов, ворота были квадратным сооружением высотой 13 метров. С внешней стороны по углам стояли две башни. Ворота были украшены отделкой из туфа, колоннами и скульптурами.

Сейчас сохранилась небольшая их часть, да и та, по сути, является стеной дома.

Базилика Санта Анастасия

Самым большим храмом Вероны является не Кафедральный собор, а базилика Санта Анастасия (зато у собора самая высокая колокольня - 82 метра). Строили базилику более 200 лет в XIII - XV веках. Её хотели посвятить Святому мученику Петру, однако люди продолжали называть новый храм в честь старого который был посвящён Святой Анастасии.

Базилика Санта Анастасия выполнена, в основном, в готическом стиле с элементами романского. Дверные балки и входной портал украшены многочисленными изображениями святых, мучеников и евангельских сцен.

Внутри храм традиционно разделён на три части. Сохранились пол и потолки XV века. Интерьер светлый и нарядный, даже весёленький. Добавить ещё розового, и базилика стала бы похожа на огромную детскую комнату. Церковь так и не достроили, поэтому впечатление несколько портят колонны, упирающиеся в пустоту, и поддерживающие их и потолок конструкционные элементы. Зато на стенах есть очень много жанровых фресок разной степени сохранности. Уникальна композиция из терракотовых пластин. На 24 плитках изображены бытовые сценки.

Билет в базилику Санта Анастасия стоит 3 евро, детям билет не нужен. Во время службы посетителей в храм не пускают.

Палаццо Маффеи

Дворец Маффеи замыкает просторную Пьяцца делле Эрбе с северо-запада. Двухэтажное здание было выстроено в стиле барокко в XV веке. Однако очередному Маффеи оно показалось тесным, и он начал возводить третий этаж. Дело затянулось почти на 200 лет. В результате, если присмотреться, то можно заметить: третий этаж отличается от первых двух не только высотой (он ниже) и отделкой, но и цветом. Главным украшением дворца является балюстрада на крыше. На ней расположились статуи шести римских богов.

Высокая башня, стоящая рядом, никакого отношения к дворцу не имеет. Она была построена много раньше, при Скалигерах. На ней размещались первые в Вероне башенные часы.

Сейчас во дворце располагаются апартаменты с ценами от 300 евро с человека за ночь.

Порта-Нуова

Ворота Порта-Нуова встречают гостей Вероны, приезжающих на автомобиле с юга. Это относительно новое, по сравнению с другими воротами, сооружение - его построили в середине XVI века. Тогда это было минималистское четырёхугольное здание с невысокими башенками по бокам. Австрийцы полностью изменили отделку, справедливо посчитав, что ворота являются лицом города и выглядеть должны соответствующе.

Они отделали фасады туфом и мрамором, причём внешний фасад выглядит намного богаче внутреннего.

Площадь Синьории

Площадь Синьории исторически была центром местных органов власти, кому бы Верона ни принадлежала. Она расположена рядом с Пьяцца деле Эрбе, образуя большой туристический кластер.

Все здания на Площади Синьории, имеют историческую ценность. Здесь находятся Дворец Подеста (так именовали правителей Вероны в XIII - XV веках), Лоджия Совета (так назывался местный парламент), Дворец Правосудия, и Дворец Кансиньорио, или Капитанов. Последнее здание самое молодое на Площади Синьории - его строительство было завершено в 1363 году, остальные дома ещё старше. Конечно, все эти памятники архитектуры неоднократно переделывали и перестраивали. Например, Лоджия Совета отделана под явным влиянием ренессанса.

В центре площади расположился памятник Данте. Когда его изгнали из родной Флоренции, политически неразборчивый поэт получил приют у правителей Вероны и прожил в городе 13 лет.

Добавить комментарий

реклама