Города Германии — Аугсбург

Считается, что город Аугсбург в Германии по возрасту уступает только Триру. Однако ни почтенный возраст - римляне основали город в 15 г. до н. э. - ни достопримечательности Аугсбурга, по странному стечению обстоятельств не делают его центром притяжения для туристов. Хотя Аугсбург заслуживает этого и по месту расположения (56 км от Мюнхена, 250 км от Франкфурта), и по климату, и по окружающей природе.

Аугсбург, население которого оценивается в 300 тыс. человек, признан самым зелёным из крупных городов Германии. Леса, парки и зелёные насаждения в нём измеряют квадратными километрами. Город стоит на трёх реках и бесчисленном множестве каналов, но из-за рельефа местности в нём нет сырости. Лето в Аугсбурге не жаркое, зима не холодная, температура в -10°С считается близкой к катастрофе.

Обилие каналов неслучайно. Аугсбург как промышленный город начинался с мельниц и ткацких мануфактур, колёса которых вращала вода. Развитию города способствовало и расположение на торговом пути с севера на юг. Ещё в раннем Средневековье Аугсбург получил статус вольного города и таковым оставался до XIX века, неизменно расширяясь и богатея.

Город относительно спокойно перенёс многочисленные войны. Лишь Вторая мировая война чуть не стала для него фатальной.

В ходе бомбардировок с воздуха в Аугсбурге уцелели лишь считанные здания. Поэтому в нём практически нет фахверковых домов - можно увидеть либо восстановленные старинные здания, либо относительно современную застройку.

Аугсбургская ратуша

Некоторые путешественники в своих блогах, не задумываясь, повторяют строку из русской версии Википедии, сообщающую, что первая ратуша в Аугсбурге была построена в 1385 году. Получается, что в городе основанном до нашей эры, жители почти полтора тысячелетия вершили административные дела где-то на квартирах уважаемых граждан, в трактирах или подворотнях.

Конечно, ратуша в Аугсбурге имелась и до 1385 года. Известно, что в 1260 году было выстроено новое здание городского самоуправления (значит, существовало и старое?). Это здание было деревянным и сгорело в 1290 году, на его месте возвели в начале XIV столетия каменную ратушу. Богатство Аугсбурга и его политическое значение росли так быстро, что дом городского правительства приходилось постоянно расширять и переделывать.

В начале XVII века возникла ещё одна проблема - рейхстаг Священной Римской империи, в которую Аугсбург входил на правах вольного города, поочерёдно заседал в крупных городах, как бы признавая их значение. А в Аугсбурге не было помещения для работы столь высокого представительного органа. Местному архитектору Элиасу Холлю заказали проект, и он довольно быстро, всего за 9 лет, построил помпезное здание в стиле эпохи Возрождения, но с ярко выраженным немецким колоритом. Творение Холля стало первым в мире зданием городской администрации, высота которого превышала шесть этажей. Строительство обошлось в сотню тысяч гульденов, но для тогдашнего Аугсбурга это была вполне подъёмная сумма.

Вряд ли меньшие деньги пошли на внутреннюю отделку ратуши. Если внешний вид здания больше говорит об авторитете и нерушимости власти - из украшений на фасаде только имперский орёл да традиционные для Аугсбурга шишки - то интерьеры прямо кричат о богатстве города. Главный зал без лишней скромности назвали Золотым. Отделан он, конечно, не только золотом - пол и стены местами мраморные, а на потолке золото разбавлено живописными фресками. Входы в зал назвать дверями не поворачивается язык - это настоящие порталы.

Золотой зал - не единственное помещение ратуши, он занимает только три этажа. В здании также находятся картинная галерея (раньше это были Княжеские салоны), Модельная палата, два больших зала, сейчас использующихся как выставочные, а также ресторан. Вход в здание ратуши стоит 2,5 евро.

Перлахтурм

В подавляющем большинстве старинных европейских городов самая высокая башня имела, хотя бы изначально, утилитарное значение. С неё рассматривали приближающихся супостатов или наблюдали за подозрительными дымами в городской черте, в обоих случаях подавая сигнал тревоги. И в Аугсбурге же 70-метровая сейчас, и вдвое меньшая раньше башня Перлахтурм была построена для тех же целей. За исчерпанием внешних врагов и развитием пожарной службы башня стала служить горожанам ориентиром в дни праздников. Хочешь развлечений - знай себе, иди по направлению к башне с часами, церковным куполом и невысоким шпилем, лишь голову не забывай поднимать.

Строивший здание ратуши архитектор Элиас Холль принял абсолютно правильное решение объединить два главных здания Аугсбурга стилистически. Он перенёс на башню звонницу ратуши и сделал похожей внешнюю отделку двух зданий. Теперь они, располагаясь в нескольких сотнях метров друг от друга, выглядят стилистически едиными. Взглянув же на Перлахтурм и ратушу под определённым углом, можно подумать, что башня является частью архитектурного ансамбля ратуши.

В тёплое полугодие желающие могут взобраться на Перлахтурм, преодолев неисчислимые пологие, но всё равно трудные, ступеньки. Два евро, потраченные на билет, в ходе подъёма на башню покажутся мелочью. Зато открывающиеся на десятки километров виды компенсируют и финансовые, и физические траты. Впечатления может дополнить внезапно заработавший котильон, установленный в 1894 году - находящиеся прямо над смотровой площадкой колокола начинают исполнять мелодии Вольфганга Моцарта и местные народные песни. Добивает желающих полюбоваться Аугсбургом с высоты сообщение о том, что в ходе ежегодных забегов по лестнице башни победитель преодолевает дистанцию менее чем за минуту.

Аугсбургский кафедральный собор

Кафедральный собор Аугсбургской католической епархии построен на месте ранних христианских храмов. Первые упоминания о храме, посвящённом Деве Марии, датируются ещё концом VIII века. Считается, что внутренняя часть нынешнего собора была построена в IX веке, но в ходе недавних реконструкций были обнаружены фрагменты фундаментов построек V - VII веков.

Аугсбург находился в центре процессов Реформации и Контрреформации, которые одинаково плачевно сказывались на католических храмах, расположенных в Германии. Поэтому из по-настоящему древних артефактов в нём каким-то чудом сохранились окна с витражами XII века. В плане архитектуры храм Встречи Марии представляет собой достаточно заурядную невысокую готическую церковь, да ещё и с белыми стенами. Перед собором установлены скульптурные изображения святых Ульриха, Зимперта и Афры.

Интерьеры кафедрального собора выполнены в бело-серой гамме с минимумом столь присущих католическим церквям золота и мрамора. Даже лестница, ведущая на скромную архиепископскую кафедру, сделана из кованого железа. Интерьеру приписывается стиль барокко, но выглядит эта характеристика откровенной лестью. В храме сохранилась крипта с длинной галереей надгробий христианских священнослужителей. В Кафедральном соборе Аугсбурга проходят концерты органной (оба органа установлены в ХХ веке) и хоровой музыки.

Исторические ворота города Аугсбург

Система укреплений в Аугсбурге начала формироваться ещё при римлянах. Именного тогда были построены первые фрагменты крепостной стены и ворота в южной части города. Ворота, названные Красными, одновременно служили резиденцией таможни, облагавшей данью все товары, прибывавшие с юга, с речного пути по Дунаю. Остальные городские ворота появились намного позже, в XIV веке. Было их, как и сейчас, пять, но говорить о какой-то аутентичности не приходится - все ворота неоднократно перестраивали и возводили заново.

Красные ворота

Новое сооружение на месте римских Красных ворот возвёл в XVII столетии уже упоминавшийся Элиас Холль. Шестиэтажную, слегка сужающуюся кверху башню венчает четырёхскатная черепичная крыша и башенка смотрителя.

К воротам примыкает больница Святого Духа, ансамбль считается одним из архитектурных символов Аугсбурга. В театре «У Красных ворот» каждый год проходит авторитетный театральный фестиваль.

Фогельтор

Название самых многострадальных ворот Аугсбурга происходит то ли от немецкого слова «птица», то ли от фамилии одного из средневековых бургомистров. Из-за удобных подходов захватчики чаще всего атаковали город именно через Фогельтор, хотя перед воротами был вырыт внушительный ров, перекрытый узким мостом. Ворота минимум трижды ремонтировали и перестраивали, а в 1880 году чуть не разобрали совсем вместе с мостом через ров. Вовремя вспомнив про историческую ценность здания, жители Аугсбурга сохранили его. Однако авиации союзников не было дела до ворот Фогельтор, и самолёты сравняли их с землёй.

Восстановили суровую серую башню с красной крышей только в 1954 году, заодно устроив в основании ворот проезд для автомобилей.

Ворота рыбаков

Эти ворота сразу после постройки называли Замковыми, но потом сразу за ними возникла рыбацкая слобода, и название ворот изменилось. Ворота рыбаков также пережили несколько реинкарнаций, в одной из них участвовал всё тот же Элиас Холль.

Но во время войны за испанское наследство ворота разрушили так основательно, что в начале ХХ века их пришлось восстанавливать по наитию, поэтому зданию придали черты барокко, устроив башенку, широкий проезд для автомобилей и два узких пешеходных прохода.

Ворота Святого Якоба

Северным воротам Аугсбурга повезло больше всех - они сохранились практически в первозданном виде. Здесь в Средневековье также находился таможенный пост, поэтому четырёхугольная высокая башня своим видом внушает уважение к закону и говорит о тщетности попыток избежать налогообложения.

Основание башни невелико, поэтому при косметических реконструкциях проезд через ворота даже не пытались расширить - дорога проходит рядом с воротами.

Ворота у моста через реку Вертах

Строго говоря, башня у моста через реку Вертах сначала не была городскими воротами, а служила помещением для таможенников. Неутомимый Элиас Холль сделал её шире и выше, а также установил на вершине архитектурный фонарь.

Ворота выглядят как новенькие - их отреставрировали в конце ХХ столетия, заодно восстановив скульптуру Девы Марии. Поверх статуи установили солнечные часы.

Канал для гребного слалома

Аугсбург - город очень спортивный. Впрочем, для любого европейского города разбросанные там и сям игровые зоны, мини-стадионы, площадки для воркаута и велодорожки давно перестали быть редкостью. Но Аугсбург может похвастаться уникальным сооружением - первым в мире искусственным каналом для гребного слалома.

С учётом опыта жителей Аугсбурга в строительстве разного рода гидросооружений, строительство 600-метровой трассы для спортсменов не создало никаких проблем. Канал был построен к Олимпиаде 1972 года, проходившей в Мюнхене. До сих пор это единственный подобный канал с полностью бетонированным руслом. Такое инженерное решение позволяет Аугсбургскому каналу и через полвека после постройки оставаться соответствующим современным требованиям.

Церковь святой Анны

В Аугсбурге есть традиция: каждые 100 лет к Церкви святой Анны, основанной ещё в 1321 году, делают масштабную пристройку. В XV столетии это была Капелла Ювелиров. Её возвели на средства семьи Хирн, занимавшейся, как нетрудно догадаться, ювелирным делом. Расписанная превосходными фресками капелла разом увеличила площадь храма вдвое. В начале XVI века знаменитое семейство Фуггеров не только построило капеллы Гроба Господня и своего имени, но и приобрело для церкви великолепные полотна Лукаса Кранаха и Генри Эйлера.

Строительство Капеллы Фуггеров было завершено как раз к визиту в Аугсбург Мартина Лютера. Деятель Реформации прибыл в город для дебатов с кардиналом Гаэтани. Надо отдать должное кардиналу - имея полномочия арестовать Лютера, он ограничился тайной встречей с еретиком и отпустил Лютера. Во время визита в Аугсбург Лютер жил в Церкви Святой Анны, поэтому в 1545 году эта церковь стала первым в Аугсбурге евангелическим храмом.

В XVII веке Церковь святой Анны приросла школьным зданием, библиотекой и колокольней. Последнюю возвёл архитектор, чьё имя уже нет смысла называть. В середине XVIII столетия все нефы в церкви переоформили в стиле барокко, а алтари сделали одноцветными. Следующее столетие стало исключением - тут уж спасибо, что храм не подвергся секуляризации. Век ХХ принёс церкви жуткие повреждения от бомбёжек. Их последствия были окончательно устранены только в середине 1970-х годов. В новом тысячелетии в храме капитально отремонтировали крышу, а площадь перед церковью превратили в пешеходную зону.

В итоге всех пертурбаций Церковь святой Анны снаружи выглядит как набор зданий, выстроенных в различных стилях с доминирующей колокольней. Внутри же картина типична для церквей, перешедших в «протестантскую юрисдикцию» - светлый просторный храм, лишённый католических излишеств в виде обильной позолоты, ярких фресок и затейливой резьбы.

Базилика святых Ульриха и Афры

Даже специалисты сбиваются, подсчитывая, сколько храмов стояло на месте нынешней Базилики святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. Паломники направлялись на этот холм уже в V веке н. э. Здесь стоял позднеримский храм, затем его сменила меровингская церковь, позже было выстроено здание романской архитектуры… Всё объясняется просто - церковь стояла за пределами тогдашнего города и была лёгкой добычей для лихих людей.

Лишь в XI веке, когда рядом был построен монастырь святых Ульриха и Афры, храм обрёл стабильность. Но и с тех пор его перестраивали минимум 5 раз. Считается, что нынешний храм начали строить в 1474 году, а закончили в 1604. В крипте базилики находятся саркофаги святых Афры и Ульриха. Афра обратилась в христианство в начале IV века и не отреклась от своей новой веры даже под пытками. Её сожгли заживо, но на следующий день тело нашли целым как раз на месте нынешней церкви. Святой Ульрих был епископом. Он вдохновил воинов Аугсбурга на самоотверженную битву против язычников-венгров, желавших захватить город.

Базилика состоит из трёх нефов, облицованных белой плиткой. Алтари выполнены в стиле барокко, интерьер украшают скульптуры и картины преимущественно на библейские темы, а также изображения святых Афры, Ульриха, Нарцисса (он крестил Афру) и Мадонны с младенцем.

В церкви есть около 30 русских икон. Они хранятся в часовне святого Бартоломея.

Музей династий Фуггеров и Вельзеров

В XV - XVI веках в Европе (а, значит, и в мире) не было семей могущественнее, чем аугсбургские Фуггеры и Вельзеры. Фуггеры, начав с ткацкого бизнеса, постепенно стали настоящей транснациональной корпорацией, контролировавшей целые отрасли европейского хозяйства. Вельзеры в течение нескольких десятков лет откупали у Испании всю её торговлю с американскими колониями. Оба семейства получали сверхприбыли, которыми щедро делились не только с сильными мира сего (у семейств не гнушались делать займы даже папы), но и с бедняками. Фуггеры, например, построили в Аугсбурге первый в мире квартал социального жилья. Квартал Фуггерай существует и сегодня. Малоимущие и больные люди (обязательно католики, живущие в Аугсбурге не менее 2-х лет) могут получить в нём квартиру за 1 рейнский гульден (примерно 0.88 евро) в год. Жильцы также обязаны три раза в день молиться за основателей квартала.

Немудрено, что столь прославленные горожане удостоились в Аугсбурге персонального музея, правда, на двоих. Англо-американские бомбардировки смели дом Фуггеров с лица земли, оставив только части фасадов. Восстановить здание в первозданном виде не удалось, поэтому экспозицию, посвящённую Фуггерам, объединили с экспонатами музея Вельзеров в доме последних. Артефактов в объединённом музее немного. Зато очень интенсивно используются мультимедийные технологии. Да и каким, например, артефактом проиллюстрировать экономическое могущество семьи? А вот компьютерные технологии, используемые в Музее династий, позволяют наглядно представить, что такое «контроль над 80% торговли Испании с Америкой» или «сеть горнодобывающих предприятий по всей Центральной Европе».

Дворец Шецлера

Дворец, построенный в XVIII веке, чудом уцелел в годы Второй мировой войны. Здание на Максимилианштрассе внешне выглядит довольно строгим и не предполагает особой роскоши внутри.

Архитектор явно был сторонником идеи о доминировании содержания над формой, и поместил внутрь здания один из роскошнейших залов барокко в истории этого стиля.

Зал Торжеств предназначен для танцев. Относительно небольшая ширина - при длине больше 100 м внешняя ширина фасада составляет всего 19 м - зрительно компенсируется светлыми тонами интерьера, а также обилие крупных окон, зеркал и света 365 свечей. Стены и потолок украшены росписями, позолотой и лепниной.

Остальные помещения дворца менее претенциозны, но также оформлены вполне достойно.

Сейчас во дворце Шецлера размещаются Галерея немецкого барокко, неплохая коллекция средневековой живописи, а также проводятся временные выставки.

Дом-музей Леопольда Моцарта

В Аугсбурге родился и провёл детство Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея. Леопольд сам был очень талантливым музыкантом, композитором и педагогом, но так уж получилось, что он всё время находится в тени великого сына.

Леопольд Моцарт рано проявил музыкальный талант, но в начале XVIII века максимум, на который он мог рассчитывать в Аугсбурге - место церковного органиста да и то лишь после того, как умрёт действующий. Поэтому, как только представилась возможность уехать в Зальцбург, тогда бывший центром искусств, Леопольд покинул родной город. Тем не менее, память о нём жители Аугсбурга хранят в доме-музее. Небольшой, буквально в три окна, трёхэтажный домик расположен в центре Аугсбурга.

К 300-летнему юбилею музыканта, отмечавшемуся в 2019 году, музей реконструировали, сделав упор на интерактивную и мультимедийную составляющие. Раньше в музее из артефактов можно было увидеть лишь письма, ноты и фисгармонию, на которой, якобы, играл не только Леопольд, но и Вольфганг Амадей.

Достопримечательности Аугсбурга на карте

Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц

Добавить комментарий