Золотое кольцо России — Ростов Великий

Если гипотетически распределить достопримечательности Ростова Великого среди жителей города, то на каждую сотню ростовцев («ростовчане» живут в Ростове-на-Дону) придётся по памятнику культуры – при населении в 30 000 человек в Ростове Великом насчитывается 326 памятников культуры, причём больше 100 – федерального значения. Но то ли из-за перебора достопримечательностей, то ли из-за безденежья (хотя туристов в Ростов приезжает очень много), то ли из-за плохой работы местных властей Ростов Великий внешне явно уступает всем городам, входящим в Золотое кольцо России.

В Ростове Великом понимаешь, что старина хороша в ухоженном виде или как воспоминания. Как ни прекрасны резные наличники на дверях и окнах, они не спасают впечатления от покосившихся, вросших в землю домов с пустыми глазницами окон. Особенно если смотришь на такой дом с улицы с разбитым асфальтом. Понятно, что город приходил в запустение более 200 лет, и мгновенно в порядок его привести невозможно. Но с нынешними темпами благоустройства Ростов Великий ветшает быстрее, чем реконструируется.

Подвижки все-таки есть. В 2018 году город получил 50 млн. рублей гранта от Министерства культуры РФ. На эти деньги благоустроили часть улицы Каменный мост, ведущей к Кремлю, и Соборную площадь, сделали освещение, а также устроили короткую набережную (Ростов Великий стоит на северном берегу озера Неро). Кремль и другие достопримечательности поддерживаются в порядке, понемногу развивается туристическая инфраструктура, но работы в этом направлении ещё много.

Ростов Великий – один из самых старых городов России. В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» говорится, что он существовал уже в 862 году, и владел им Рюрик. В домонгольский период Ростов вместе с Суздалем был главным городом могучего Ростово-Суздальского княжества, с которого, в общем-то, и началась Россия. Процветало и самостоятельное Ростовское княжество. В 1237 году Ростов захватили монголо-татары. Нападение ордынцев стало первой ступенькой на пути утраты Ростовом военной и политической самостоятельности. В 1328 году княжество вошло в состав Московского.

Иван Грозный сначала записал Ростов в земщину, а затем в опричнину, что благосостояния территориям не добавляло. Порезвились в Ростове и сторонники Лжедмитрия в Смутное время. Попытки возродить былое величие предпринимались. Город оставался резиденцией митрополита, в нём активно строились церкви и монастыри. В конце XVII века митрополит Иона Сысоевич построил резиденцию, которую назвали Ростовским кремлём. В XVIII – XIX века ростовская ярмарка по обороту считалась третьей в России. Но постепенно город стал заурядным уездным центром. Из десятков подобных городов его выделяет наличие огромного количества исторических памятников и духовных святынь.

Ростов Великий находится примерно в 210 км к северо-востоку от Москвы. Автостанция и железнодорожный вокзал в городе расположены в одном здании. Билет на поезд из Москвы стоит от 580 рублей (сидячее место в фирменном поезде), в пути придется провести от 2,5 до 3,5 часов. Поезда отправляются с Ярославского вокзала. Автобусы Москва – Ростов Великий курсируют от автостанции ВДНХ. Дорога занимает 3,5 – 4 часа, билет стоит от 450 рублей.

Ростовский кремль – главная достопримечательность Ростова Великого

Этот исторический памятник видели все зрители прекрасного кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Сцены приключений Жоржа Милославского и Ивана Васильевича Бунши в XVI веке сняты на территории Ростовского кремля. Получился ещё один временной парадокс – роль зданий, существовавших в XVI столетии, исполнили постройки конца XVII века. Весь ансамбль Ростовского кремля был возведён в 1670 – 1683 годах. «Окружённый мощными стенами райский сад с зеркалом пруда в середине» придумал и воплотил в жизнь Иона (III) Сысоевич, митрополит Ростовский и Ярославский.

Строго говоря, Ростовский кремль называть так не слишком корректно, так как у него нет оборонительных функций, а кремль – это, прежде всего, крепость. Тем не менее, название прижилось, да и подходит оно к этому комплексу зданий куда как лучше, чем «Архиерейский дом».

Кроме того, «Ростовский кремль» это Государственный музей-заповедник, расположенный на одноимённой территории, но без Соборной площади и Успенского собора – они относятся к ведению РПЦ. Всего в музее-заповеднике числятся 20 объектов недвижимости.

Территория кремля делится на три зоны. Первая, западная, с Успенским собором, Звонницей и Соборной площадью, как уже говорилось, передана РПЦ. Во второй находятся церковь Иоанна Богослова, Самуилов корпус, Красная палата, церковь Одигитории и другие здания. В восточном секторе, в Митрополичьем саду, размещаются церковь Григория Богослова, Аптекарский огород и Белая палата.

Простой входной билет в Ростовский кремль стоит 70 рублей. Это плата за то, чтобы полюбоваться зданиями снаружи и с земли. За всё остальное придётся платить дополнительно. Та же прогулка по кремлю с посещением переходов на стенах, обойдётся уже в 510 рублей. За посещение экспозиций нужно заплатить от 70 до 200 рублей. Льготы при этом вроде бы и есть, но, например, дети, многодетные семьи и пенсионеры могут бесплатно посетить Кремль всего один день в месяце.

Надвратная церковь Иоанна Богослова

Этот храм был последним из зданий, возведённых в Ростовском кремле. Об этом прямо говорит одна из росписей храма, так называемая храмозданная надпись. При типичной пятиглавой архитектуре русской церкви, размещённой на высоком подклете, Храм Иоанна Богослова кажется лёгким и устремлённым вверх.

Церковь Иоанна Богослова после восстановления стала главным входом в Ростовский Кремль. Для совмещения с внешней стеной к ней пристроили две круглые башни. Между ними помещён входной портал с тремя арками на первом этаже и пятью окнами на втором.

Храм дважды горел. В XIX веке церковь Иоанна Богослова собирались из-за ветхости разбирать на кирпич, но местные меценаты и краеведы сумели отстоять храм. Смерч 1953 года, от которого пострадал весь Ростов, чуть вообще не уничтожил его. Как ни удивительно при всех этих перипетиях, но внутри церкви сохранились старинные фрески.

Одна из них изображает встречу Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского, первого крестителя Ростовского края. По старинному преданию именно здесь Иоанн Богослов подарил Авраамию трость, с помощью которой тот крестил язычников.

Воскресенская надвратная церковь

Этот надвратный храм с момента постройки в 1670 году был главным входом в Ростовский кремль. Иконостас Воскресенской церкви необычен. Иконы – это росписи по алтарной стене. Масштабность строительства заставляла привлекать к сооружению и отделке построек архиерейского дома иногородних специалистов. В частности, Воскресенскую церковь расписывали костромичи Сила Савин и Гурий Никитин. Их работы были восстановлены при реконструкции в 1980-е годы.

Воскресенская надвратная церковь, как и Церковь Иоанна Богослова, это пятиглавый храм, к передним углам которого примыкают две круглые привратные башни. Здесь мы видим всего одну входную группу, зато на втором этаже наружу выглядывают восемь полукруглых арочных окон. По фасадной стене церкви проходит поясок, как бы соединяющий основания шатровых крыш угловых башен. Это объединяет ансамбль, но одновременно и «приземляет» всю композицию, визуально прижимая её к воротам.

Звонница Ростовского кремля

Большая соборная звонница стоит сразу за Успенским собором. Ранее она состояла из трёх объединённых башен-колоколен, в которых находились большие колокола «Полиелейный», «Лебедь» и «Красный» и несколько малых безымянных (сейчас имена есть у всех колоколов). Но когда мастерам удалось отлить колокол «Сысой» весом более 32 тонн, решили пристроить к трёхглавому строению ещё одну колокольню. Получилось отступление от канонов, да и пристроить четвёртую башню совсем уж незаметно не удалось, зато колокольному звону Ростовского кремля нет равных.

Неповторимый звук колоколам обеспечивает не только качество изготовления. По всей высоте колоколен до земли оставлены пустоты, усиливающие звук. Играет свою роль и близость обширного открытого пространства. Интересно, что митрополит Иона пригласил мастера Флора Терентьева не только отлить большой колокол, но и сделать его звучание таким, чтобы перестроить звучание всего ансамбля с минорного на мажорный лад. Литейщик справился с задачей изменив частоту звона тридцатитонного колокола на 0,3%.

На 15 колоколов звонницы покушались и Пётр I, и большевики, но каждый раз колокола удавалось отстоять. В 1923 году оборвался ремень языка большого колокола. Его попытались заменить металлическим стержнем, но неудачно – бой расстроился. Проблему решили только после войны. В 1967 году пластинка «Ростовские звоны» экспонировалась на Всемирной выставке в Канаде.

Успенский собор

Место, на котором стоит Успенский собор – исторический центр Ростова Великого. Храмы стояли тут с незапамятных времён – один из них сгорел в 1160 году. Следующая церковь была уничтожена пожаром в 1204 году. Храм построили из камня, но в 1408 году его стены рухнули после очередного пожара. Нынешнее здание возведено в 1508 – 1512 годах.

Стены самого старого здания Ростова остались прежними, а вот внешний вид Успенского собора изменили при митрополите Ионе. Пять глав храма были шатровыми, а их, чтобы привести в соответствие другим храмам кремля, сделали луковичными. С фасадной стороны появилось нарядное крыльцо для входа митрополита по торжественным случаям.

Собор чудом уцелел в советские годы, но изрядно обветшал. И если внешняя реконструкция уже завершена и храм буквально сияет, как новенький, то внутри есть чем заняться реставраторам. Зияет пустыми проёмами иконостас, стенные росписи только ожидают восстановления. Ввиду близости грунтовых вод в храме очень сыро, его нужно отапливать, иначе на стенах появляется чёрная плесень. До запуска системы микроклимата восстанавливать росписи нет смысла.

Церковь Одигитрии

Хотя церковь Одигитрии построена лишь на полтора десятка лет после других здание Ростовского кремля, она немного выпадает из общего ансамбля, так как выстроена в стиле московского барокко. Правда, без характерной для этого стиля красно-белой расцветки.

Одигитрия – это тип иконы Божьей Матери. На Одигитрии она всегда изображается с маленьким Иисусом на руках, при этом именно Христос является частью композиции, а его мать изображается чуть в стороне от центра иконы и указывает на сына рукой. У церкви есть ещё одно название – Козьмы и Дамиана.

Стены прямоугольного здания храма раскрашены так, что создают эффект руста. Балкон, идущий вдоль всего второго этажа, вообще уникален для русских храмов. Главный объём церкви покрыт четырёхскатной крышей, её венчает единственный луковичный купол.

Стенные росписи во времена Советской власти были закрашены и забелены, их восстановили только в XXI веке. Отреставрированы и 20 живописных картушей, украшающих помещения церкви.

Сейчас первый этаж церкви Одигитрии занимает постоянная экспозиция «Сияет золото и лазурь». Она рассказывает об использовании в богослужении драгоценных металлов и камней. На втором этаже находится администрация Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

Красная палата

Красная палата – это жилой дом. Судя по его структуре – хозяйственные помещения и жильё для дворни на первом этаже и богатые жилые комнаты на втором – предназначался он для приёма высоких гостей. Такие палаты в средневековой Руси строили себе князья да бояре. В пользу этой версии говорит и большое, богато украшенное крыльцо. Оно состоит из двух частей, покрытых шатровыми крышами и украшенных резьбой. Это не прихоть и не показная роскошь, просто крыльцо ведёт сразу на второй этаж.

Там сразу становилось ясно, почему палату назвали Красной, то есть «красивой» – все стены от пола до потолка были украшены фресками, перемежавшимися с изразцами. Украшены были даже чугунные плиты пола. Второй этаж был разрушен в XIX столетии и восстановлен в 1970-х годах, но уже без украшений. Сейчас там работает ресторан.

Из Красной палаты можно по галереям перейти в церкви Григория Богослова и Иоанна Богослова.

Музей финифти

Финифтью – росписью по эмали – в Ростове Великом начали заниматься ещё в середине XVIII века. Со временем ремесло это стало настолько привычным и повседневным, что никто и не задумывался о том, чтобы сохранять лучшие образцы или организовывать выставки. Первую экспозицию энтузиасты собрали в Белой палате Ростовского кремля в 1888 году. Но та выставка была собранием красивостей – никто не пытался систематизировать экспонаты или отслеживать динамику развития мастерства художников. Да и до 1917 года тематика произведений была исключительно религиозной.

Музей финифти, открывшийся в Судной палате кремля, создали настоящие профессионалы и энтузиасты. Экспонаты не только демонстрируют мастерство художников, но и иллюстрируют каждую составляющую процесса изготовления финифти, от подбора металлической основы для эмали до обжига уже готового изделия в печи.

Но, конечно интересны и расположенные в хронологическом порядке произведения – прослеживается эволюция от наивно-грубых, кажущихся детскими рисунков 1760-х годов до четких линий, ярких красок и сложных композиций современной финифти. Впечатляет композиция «Минея годовая». Это своего рода календарь-ежедневник, в котором каждый день отмечен изображением святого или картинкой, иллюстрирующей церковный праздник.

В музее работает салон-магазин Ростовского завода финифти.

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь бы основан ростовским епископом Иаковом в 1389 году. Паства изгнала его из города за неправильный, по народному мнению, приговор – Иаков отправил преступницу в монастырь вместо того, чтобы казнить её.

Изгнанный епископ сам построил храм на берегу озера Неро, и сам освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Постепенно рядом стали селиться его сторонники, Иакова канонизировали, а община стала разрастаться, сформировав обитель.

Всплеск интереса к Спасо-Яковлевскому монастырю начался после 1757 года, когда был канонизирован митрополит Дмитрий Ростовский. Он умер в 1709 году и был похоронен в Зачатьевском соборе. При ремонте гробницы в 1752 году оказалось, что его мощи и одежда не тронуло тление. Пошли разговоры о чудесных исцелениях у мощей (всего за 11 лет их зафиксировано 288).

Монастырь богател и расширялся. Были возведены каменная ограда, Дмитриевский собор, храм Святого Иакова, другие храмы и здания. На богомолье в Спасо-Яковлевский монастырь приезжали все российские императоры. В обители была собрана богатейшая коллекция исторических документов, рукописей и книг.

Наступил 1917 год, и всё постепенно пошло прахом. Монахов изгнали, коллекции растащили по городам и весям. Благо, здания не стали взрывать – они подошли и под жильё, и под хозяйственные нужды. Сейчас монастырь полностью восстановлен, монахи с гордостью говорят о собственных теплицах, механических мастерских и автопарке.

Территория Спасо-Яковлевского монастыря довольно чётко разделена на «парадную» и «хозяйственную» части. Три действующих храма выстроились, словно солдаты, лицом к востоку, а вспомогательные здания сосредоточены в западной части территории.

Первым каменным зданием монастыря стал Зачатьевский собор, построенный в 1686 году в узорочном стиле на месте одноименной деревянной церкви. Димитриевский собор был освящён в 1801 году, его здание построено в стиле классицизма. Наконец, вплотную к Зачатьевскому собору в 1836 году была пристроена Яковлевская церковь. Церкви примыкают друг к другу, у них даже входной портал как бы общий, но различить их просто: синие купола с золотым центральным принадлежат Зачатьевскому собору.

Осматривать монастырь лучше всего со смотровой площадки в юго-западной башне или вообще с воды во время прогулки на катере (500 рублей). Пешеходное посещение Спасо-Яковлевского монастыря формально бесплатно, но нужно сделать пожертвование.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Этот монастырь находится в нескольких километрах северо-восточнее Ростова. В отличие от большинства ростовских храмов он, как подворье Троице-Сергеевой лавры, подчиняется непосредственно Патриарху.

Не очень достоверная легенда гласит, что собор был основан на месте рождения Сергия Радонежского. Во всяком случае, окрестные земли принадлежали его родителям, Кириллу и Марии. Монастырь существовал ни шатко, ни валко. Основанный, по той же легенде, в 1429 году, он обзавёлся каменным собором только в конце XVIII века. В годы советской власти был почти полностью уничтожен.

Все здания, ныне принадлежащие Троице-Сергиевому монастырю – новоделы, но новоделы очень красивые. Восстановлен с нуля Троицкий собор, построен храм Сергия Радонежского. Монастырь обнесён стеной, все постройки, кроме храма Сергия Радонежского, выполнены в единой красно-белой цветовой гамме. В монастыре работают школа и гимназия с пансионом.

Экскурсии по монастырю проводятся ежечасно, стоимость – 100 рублей. Из Ростова до Варниц (село названо по солеварному промыслу) ходит автобус, но и пешеходный путь займёт полчаса.

Ростовский Борисоглебский монастырь

Монастырь основали в середине XIV века иноки Феодор и Павел по благословению Сергия Радонежского. В сне один из иноков увидел святых Бориса и Глеба, поощривших их усилия. В их честь иноки и назвали монастырь.

Известность монастырь получил, когда в нём пребывал Иринарх Затворник, в конце XVI – начале XVII века проживший 38 лет в крохотной келье (она сохранилась) и веригах. Иринарх благословил войско Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на разгром польских оккупантов. После победы обитель получила щедрые пожертвования как от князей, так и от простых паломников. В XVII столетии в монастыре было развёрнуто грандиозное строительство, а прилегающий регион стал местом проведения крупной ярмарки. В те годы Борисоглебский монастырь был одним из самых богатых в России.

После 1917 года монастырь был разорён. В 1928 году в нём устроили краеведческий музей, работавший вплоть до возвращения зданий РПЦ. Сейчас все здания возвращены церкви.

На обширном подворье, огороженном стеной, находятся Борисоглебский собор, несколько церквей, звонница, трапезная и другие здания, постройки, в основном, XVI – XVII веков.

Достопримечательности Ростова Великого на карте

Добавить комментарий