Музей — заповедник Царское село
Музей — заповедник Царское село ежегодно посещают более 1,5 миллионов туристов. В наши дни, наврное, нет человека который не слышал хоть что-нибудь о красивейшем пригороде Санкт-Петербурга – городе Пушкине, ранее называвшимся Царское Село. А начиналось все с Сарской мызы, которую после изгнания шведов Петр I подарил князю Меншикову. Но светлейший недолго был здесь хозяйном, в 1710 году император своим указом передал ее во владение Марте Скавронской, которая 2 года спустя стала его женой. Постепенно название трансформировалось в Сарское Село (1716 г.), а затем – в Царское Село (1780 г.). В 1918 году большевики переименовали его в Детское Село, а в 1937 году, к 100-летней дате гибели великого поэта, этот замечательный город назвали Пушкин, парк и дворец переименовывать не стали. Теперь это крупный туристический центр, жемчужиной которого считается музей — заповедник Царское Село.
Центр царскосельского дворцово-паркового ансамбля, Екатерининский дворец, строил с 1717 по 1724 год архитектор И. Браунштейн. В результате получилась летняя резиденция в виде 2-этажного дворца, где располагалось всего 16 комнат, ведь Екатерина, императрица не по рождению, а по воле случая, была не очень притязательна.
А вот ее дочери, Елизавете Петровне, в столь скромной резиденции было тесно, и после восхождения на престол она велела перестроить Екатерининский дворец. В 1743 году этим занимались архитекторы М. Земцов и А. Квасов, а с 1752 года сам Б. Растрелли.
Придворный архитектор в течение 4 лет выполнил грандиозный комплекс работ по перестройке, отделке царскосельской резиденции, в результате чего появился на свет шедевр русского барокко.
Он восхищал современников огромными размерами, пространственной динамикой, роскошными интерьерами. Великий Бартоломео сделал фасад дворца в виде лазоревой ленты, украшенной белыми колоннами и великолепной лепниной. Внутреннее убранство не уступало наружному: Большой зал, Кавалерская столовая, Портретный зал, знаменитое «девятое чудо света» - янтарная комната.
Екатерина Великая, коронованная через год после смерти Елизаветы Петровны, иронично называла Большой Царскосельский дворец «взбитым кремом», постоянно перестраивала его, стараясь сделать поскромнее и удобнее для жизни. Хотя построенную для ее прогулок и философских бесед Камеронову галерею скромным сооружением назвать сложно.
При создании царскосельской резиденции не меньшее значение придавалось и окружавшему ее ландшафту. Так появился великолепный парк, детище многих знаменитых архитекторов и садовых мастеров.
Екатерининский парк делится на 2 части: регулярный Старый сад и пейзажный Английский парк. Старый сад был заложен в 20-е годы XVIII века, им занимались голландские садовые мастера. Его спланировали 3 уступами, на которых росли яблони и вишни, стояли беседки, а на самом нижнем были устроены Зеркальные пруды.
Елизавета Петровна, императрица, делавшая все с размахом, расширила территорию Старого сада. Усилиями архитекторов, занимавшихся перестройкой дворца, ландшафтных художников получилась оригинальная композиция. Даже зеленые насаждения использовались в качестве строительных материалов, им придавали форму геометрических фигур, арок, ниш, в результате чего аллеи превращались в залы и галереи. Везде царила строгая симметрия, в том числе, в расположении скульптур.
Статуи для сада в Царское Село были куплены еще при Петре Первом, их авторы – итальянские скульпторы. Но в отличие от Летнего сада, в Екатерининском парке их расположение не несет особую смысловую нагрузку, а играет чисто декоративную роль.
Центральная аллея регулярного парка ведет к павильону Эрмитаж, который был построен на искусственно созданном острове одновременно с Екатерининским дворцом, и своим обликом очень похож на него. Этот парковый павильон стал местом, где Елизавета Петровна веселилась с узким кругом приближенных.
Водоемы Екатерининского парка тоже использовались как для украшения, так и в практических целях. К примеру, на берегу Зеркального пруда архитекторами Нееловыми была построена «Мыльня их высочеств», позже переименованная в «Верхнюю ванну».
Этот павильон сооружен в стиле раннего классицизма, как многие памятники архитектуры тех времен. Фасады лишены декоративных излишеств, но благодаря конструктивным особенностям здание впечатляет.
Самый большой водоем парка (да и всего Пушкина) так и называется - Большой пруд.
Его вырыли в первой половине XVIII века и наполнили водой из речушки Вангази, перегородив ее запрудой. Первоначально Большой пруд имел форму правильного восьмиугольника, но потом такая конфигурация изменилась из-за застройки, однако это его ничуть не испортило.
Например, грот, построенный Б. Растрелли, стал настоящим украшением не только пруда, но и всего парка. Такие сооружения считались обязательной принадлежностью регулярных садов, и великий зодчий создал очередной шедевр русского барокко.
Еще одна визитная карточка Большого пруда - «Зал на острову». Он предназначался для музыкальных развлечений царских особ и их приближенных, был украшен по эскизам Растрелли, перестроен Д. Кваренги и позднее отремонтирован В. Стасовым.
Рядом с «Залом на острову», прямо в центре Большого пруда гордо возвышается 22-метровая мраморная Чесменская колонна, увековечившая победу российского флота над турками.
Также победе над турками, только уже в более поздней войне (1828-1829), посвящено еще одно здание на мысу Большого пруда. Это Турецкая баня, ее возвел по указанию Николая I в 1852 году архитектор И. Монигетти.
В память об еще одном триумфе русского оружия (присоединения Крымского ханства) на берегу Большого пруда был построен павильон Адмиралтейство.
Этот комплекс зданий в голландском стиле служил для водных развлечений, здесь хранились лодки для катания и коллекция малых судов разных стран мира.
А вот находящаяся рядом с Турецкой баней Пирамида примечательна тем, что она является первой постройкой 2 части Екатерининского парка – его пейзажного сада.
Императрица Екатерина II в соответствии с новациями садово-паркового искусства в 1768 году дала указание расширить парк. Так вокруг Большого пруда и появилась его новая, пейзажная часть. Ее создавали архитектор В. Неелов и садовый художник И. Буш. Петляющие дорожки, искусственные маленькие пруды и каналы, группы деревьев, насыпные холмы смотрелись очень естественно, словно созданные природой. Многочисленные постройки органично вписались в пейзажи этого Английского сада.
Мраморный мост, построенный архитектором Нееловым над протокой, соединяющей Большой и Лебединый пруды, ведет в центральную часть пейзажного парка.
Неподалеку от моста был возведен Красный каскад, который служил для поддержания постоянного уровня воды в Верхних прудах и представлял собой плотину с двумя башенками.
Чуть в отдалении от остальных строений за Виттоловским каналом, на искусственном холме был построен еще один памятник, посвященный победам в русско-турецких войнах. Это Башня-руина, стилизованная под развалины вражеской крепости, напоминающая всем о тщетности притязаний на русские земли.
Рядом с башней находятся Орловские ворота, возведенные по указанию Екатерины II в память о спасении Москвы от эпидемии чумы блистательным графом Григорием.
И в центральной части пейзажного парка тоже много архитектурных памятников. Это построенная на месте увеселительных катальных горок Гранитная терраса, украшенная античными скульптурами, где любили прогуливаться обитатели Царского Села.
Там же находится знаменитый фонтан «Девушка с кувшином».
Скульптура лафонтеновской молочницы произвела сильное впечатление на Пушкина, и он увековечил ее в своем творчестве.
В юго-западной части Английского сада Д. Кваренги построил Концертный зал, который считается одним из шедевров садово-паркового искусства.
Китайская беседка, умилявшая всех своим скрипучим флюгером, тоже является красивой архитектурной композицией.
Собственный садик, созданный для уединенного отдыха царской семьи, несколько изменил облик пейзажной части,
но это не умаляет величия дворцово-паркового ансамбля Царского Села, который, как и многие музеи Санкт-Петербурга, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.