Флоренция — столица Тосканы

«Все дороги ведут в Рим», но одна из них обязательно должна пройти через Флоренцию, чтобы путешествие по Италии стало по-настоящему незабываемым. Ведь это один из красивейших городов Европы, колыбель эпохи Возрождения, богатейшая сокровищница шедевров мирового искусства.

Его история начинается в 59 году до нашей эры, когда сам Юлий Цезарь основал военное поселение на берегу реки Арно. Плодородные земли Флоренции («цветущая», так переводят ее название), обрамленные живописными холмами, на протяжении нескольких столетий подвергались набегам варварских племен. Начиная с X века, после длительного периода упадка, город пережил возрождение, началом которого стало возобновление экономической деятельности и рост численности населения.

С этого времени в городе начинают развиваться ремесла, торговля, финансовый сектор (флорин длительное время был самой ходовой и надежной валютой Европы). Флоренция активно отстраивается, богатеет. В 1434 году к власти приходит династия Медичи. Эта семья правила с перерывами почти 3 столетия, именно в эпоху Медичи Флоренция достигла наивысшего расцвета, став настоящей соперницей по могуществу самому Риму. Родоначальник династии, Козимо Медичи проводил умную и гибкую политику, в результате которой ему удалось избежать военных конфликтов с Венецией и Миланом и укрепить главенствующую роль Флоренции в Тоскане. В 1743 году владетельная линия Медичи закончилась. Тосканское герцогство переходит под власть австрийской короны, а затем по итогам плебисцита присоединяется к Итальянскому королевству. С 1864 по 1870 г. Флоренция была столицей Италии, уступив это звание Риму после его вхождения в состав королевства.

Визитной карточкой Флоренции по праву считается Собор Санта Мария дель Фьоре, входящий в четверку крупнейших христианских храмов мира. Он строился в течение 6 столетий с перерывами, вызванными различными причинами: финансовыми трудностями, сменами архитекторов, эпидемиями чумы. Когда же наконец к 1380 году стены были возведены, выяснилось, что купол для такого огромного здания построить проблематично. Отважился на рискованный проект архитектор Брунеллески, создавший легкий кирпичный 8-гранный купол диаметром в 42 м без опалубки и лесов. Этот шедевр инженерной мысли и поныне радует глаз своей изящной устремленностью ввысь и определяет характерный силуэт тосканской столицы.

Фасад же Дуомо (так называют в Италии кафедральные соборы) переделывался неоднократно и лишь в XIX обрел свой окончательный вид. Резное здание со стенами, облицованными белым, розовым и зеленым мрамором и терракотовым куполом украшено скульптурами апостолов, охраняющих Деву Марию с Младенцем.

Со смотровой площадки, на которую ведут 460 ступенек, открывается во всей своей красе Флоренция, фото панорам города, сделанные там, особенно хороши. Примечательны и часы собора, созданные в 1443 году. Циферблат был расписан известнейшим художником эпохи Возрождения Паоло Уччелло. До сих пор часы измеряют время по итальянскому времяисчислению, более известному как «юлианское время». Их особенность состоит в том, что предусмотрена только одна стрелка, которая движется в обратном направлении по циферблату поделeнному на 24 часа.

Рядом с Собором Санта Мария дель Фьоре находится его колокольня - Кампанила Джотто, памятник флорентийской готики. Высота этого сооружения 84 м, оно украшено панно Джотто и статуями работы Донателло.

Помимо Дуомо во Флоренции есть и другие, не менее примечательные храмы. Например, Базилика Санта-Кроче, которая является крупнейшей францисканской церковью. Она строилась с 1294 по 1442 год, финансировали проект богатейшие семьи города. Интерьеры этого храма украшены фресками работы Джотто, они настолько красивы, что сам Стендаль, любуясь ими, едва не потерял сознание. Кроме того, Базилика Санта-Кроче является местом захоронения знаменитых горожан, своеобразным флорентийским пантеоном. Здесь покоятся Лоренцо Бартолини, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буанаротти, Джоаккино Россини, Энрико Ферми.

Рядом с ними находится и гробница Данте, но прах его захоронен в Равенне. Великий поэт, создатель литературного итальянского языка, был изгнан из Флоренции по политическим мотивам и умер вдали от родного города и любви всей его жизни Беатриче. Именно эта несбывшаяся любовь является символом еще одного флорентийского храма – церкви святой Маргариты, которую в народе называют церковь Данте и Беатриче. Здесь великий поэт впервые увидел ее, здесь он венчался с другой, нелюбимой. Здесь же и похоронены обе женщины: Беатриче и Джема.

Недалеко от этого печального храма находится дом-музей Данте, где он родился и жил до своего изгнания из Флоренции. Его жена Джема не последовала за ним, не пожелав разделить с великим поэтом тяготы и лишения ссылки.

С именами, творениями великих людей связаны и площади Флоренции, овеянные романтическим духом эпохи Возрождения. Например, пьяцалле Микеланджело, построенная в 1869 году на возвышенности, с которой открывался великолепный вид на город. Здесь находятся бронзовые копии самых известных работ великого скульптора, в том числе, знаменитый Давид.

Площадь Синьории – центр политической жизни столицы Тосканы. Здесь находится Палаццо Веккьо, где в разные времена заседал Совет Республики, Совет Приоров, теперь там располагается муниципалитет Флоренции. Пространство перед дворцом заполнено скульптурами, выполненными Челлини, Бандинелли, Донателло. Центральное место занимает копия все того же Давида работы Микеланджело (оригинал хранится в Галерее Академии). Не менее монументален и фонтан Нептуна, которого местные жители прозвали Белым Гигантом.

Дворец Веккьо – один из самых знаменитых Палаццо Флоренции. Он возводился с 1299 по 1314 г. архитектором Арнольфо ди Камбио как правительственная резиденция. Это огромное здание смотрится, как вырубленное из цельной скалы. Оно выполнено в виде прямоугольника, а галерея украшена зубцами. Звонница и башня Арнольфо выглядят, как уменьшенные копии галереи, и образуют органичный единый ансамбль.

Огромное количество шедевров мирового искусства хранит Флоренция. Ведь здесь под покровительством рода Медичи жили и творили величайшие художники, скульпторы, музыканты, поэты, философы, проповедовавшие идеи всеобщей гармонии, любви и гуманизма в противовес средневековому мракобесию. Микеланджело, Боттичелли, Челлини, Рафаэль, Тициан вдохновенно трудились в этом замечательном городе под могучим крылом просвещённых меценатов. Хранилище работ гениев Возрождения – это галерея Уффици, которая была в личном владении семьи Медичи до середины XVIII века, когда Анна Мария Луиза подарила ее городу. Теперь это один из крупнейших и богатейших музеев мира.

Дворец Уффици (галерею канцелярий) начал строить основатель династии Медичи – герцог Козимо I. Он хотел посадить в одно здание всех чиновников, чтоб было легче их контролировать. Для украшения интерьеров герцог не пожалел шедевры фамильной коллекции, а его преемники продолжили поставлять в новый дворец новые произведения искусства. Так постепенно пополнялся музейный фонд, стали открываться первые выставочные залы, куда приглашались аристократы, дипломаты, представители тосканской богемы.

Со временем чиновникам уже не осталось места в галерее Уффицы, и она превратилась в полноценный музей. Теперь ее посещают около 2 млн. туристов ежегодно. В коллекции представлены полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Клевета», «Мадонна и младенец с ангелом» Боттичелли, «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи, «Венера Урбинская» Тициана, есть залы Караваджио, Рафаэля, Микеланджело.

Великолепна в своей гордой красоте жемчужина Тосканы Флоренция, достопримечательности которой оценить в полной мере можно, лишь посетив этот город не один раз.

Добавить комментарий