Города Италии — Пиза

Достопримечательности Пизы интересны, многочисленны и имеют вполне «почетный» возраст, что достаточно для того чтобы этот небольшой итальянский город (90 тыс. человек) стал европейской туристической жемчужиной. Но этому препятствует целый ряд факторов. Во-первых - в силу исторических и политических причин Пиза примерно с XV века, после падения Пизанской Республики, начала превращаться в провинциальный город. Превосходные, но не очень ухоженные архитектурные памятники остаются монументами былому величию города.

Во-вторых - злую шутку с Пизой сыграла и знаменитая падающая башня. В городской администрации, видимо, считают (и, во многом, справедливо), что туристы приедут в Пизу только для того, чтобы посмотреть на неё. Поэтому не стоит развивать городские онлайн-ресурсы, ломать головы над программами скидок, организацией культурных и других мероприятий по популяризации города. И ведь падает не одна Пизанская башня. Грунты под городом такие, что падает и колокольня у церкви Святого Николая, и колокольня церкви Святого Михаила, а слава досталась исключительно башне у собора.

Посетить основные интересные места Пизы можно в течение достаточно короткой пешеходной прогулки. Программа получится насыщенной - история Пизы по своей длительности практически приравнивается к истории христианства. А виды с моста Понте-ди-Меццо в обе стороны реки Арно оставляют у всех туристов незабываемые впечатления.

Город Пиза расположен на западе Италии в 10 километрах от побережья Лигурийского моря. В Пизе есть аэропорт имени Галилея, но он принимает, в основном, местные и чартерные рейсы. Из России туда летает только знаменитая драконовским отношением к багажу авиакомпания «Победа». Гораздо удобнее долететь до Милана и потом добраться в Пизу (примерно 272 км) на поезде или автобусе. Из Москвы в Пизу можно доехать и на поезде минимум с одной пересадкой. Дорога займёт 56 часов.

Пизанская башня - главная достопримечательность Пизы

Падающая колокольня Пизанского собора стала одним из визуальных символов Италии. Начавшие строительство почти 60-метровой башни архитекторы вряд ли пренебрегли исследованиями грунта. Уже на небольшой глубине почва под южной частью башни становится мягче, что и обуславливает наклон сооружения. Видимо, архитекторы решили, что смогут выпрямить колокольню строительными методами. Это не получилось ни у Бонанно Пизано, построившего основание в конце XII века, ни у его коллег, достраивавших башню ещё 200 лет. Лишь в XIX - XX веках Пизанскую башню удалось, путём сложнейших технических решений, стабилизировать и даже слегка выровнять.

Безусловно, башня, стоящая рядом с Пизанским собором и баптистерием, является мощным магнитом, привлекающим туристов в Пизу. Посещение башни потребует не только раскошелиться на 18 евро, но и определённого мужества. 294 ступеньки, ведущие на звонницу, где оборудована самая верхняя смотровая площадка, изрядно истёрты ногами миллионов посетителей. Перил на лестнице, сужающейся кверху, нет. Максимум, можно придержаться за стену.

Вид со смотровой площадки открывается незабываемый. Можно осмотреть не только весь город - равнинный ландшафт уходит далеко за горизонт. После повторного открытия башни в 2011 году в неё можно проносить фотоаппараты и камеры (раньше нужно было сдавать всё в камеру хранения).

Внутри башни нет ничего, кроме технических конструкций. Лишь наверху, в звоннице, расположены 7 колоколов. Каждый из них даёт звук определённого тона.

Отдельный аттракцион - наблюдение за туристами, делающими «забавные» фото с башней. Десятки людей всех возрастов принимают невообразимые позы, «поддерживая» или «заваливая» чудо архитектуры.

Пизанский собор

Падающая колокольня несколько затмевает уникальный Пизанский собор. Для миллионов туристов собор стоит возле башни, хотя с точки зрения архитектуры Пизанский собор Успения Пресвятой Девы Марии гораздо интереснее.

В годы строительства собора (конец XI века) Пизанская республика держала в страхе всё Средиземноморье. Считается, что республика богатела благодаря торговле, но пизанцы не гнушались и простым грабежом. Имевшиеся деньги позволяли нанимать мастеров со всего света поэтому в архитектуре и отделке Пизанского собора смешаны - очень органично - сразу несколько стилей. Перечислять их долго, поэтому принято считать, что собор построен в пизанском романском стиле. Свой вклад в разнообразие стилей внесли и многочисленные реконструкции. Последняя из них датируется XVIII веком.

Для осмотра интерьера собора потребуется много времени. Прежде всего заслуживает внимания кафедра, изготовленная в XIV веке. Произведение Джованни Пизано чудом пережило пожар и существует в первозданном виде. Резьба на верхней части кафедры иллюстрирует ключевые сцены из Нового завета. Её поддерживают атланты и кариатиды, стоящие на спинах львов. Другая кафедра украшена живописью.

Также повезло уцелеть при пожаре и мозаике в апсиде, на которой изображены Христос, Дева Мария и апостол Иоанн. Большинство остальных элементов интерьера было изготовлено в XVII столетии. Это, впрочем, не преуменьшает красоту фресок и позолоченного потолка с гербом рода Медичи. В интерьере Пизанского собора также много произведений живописи и скульптур.

Отдельно билеты в Пизанский собор не продаются - их выдают в кассе бесплатно. Здание можно также посетить по билету в Пизанскую башню, Баптистерий, на кладбище Кампо-Санто или в Музей синопий.

Баптистерий Святого Иоанна

Баптистерий Святого Иоанна завершает архитектурный ансамбль пизанской Пьяцца деи Мираколи («Площадь Чудес»). Он моложе Пизанского собора и старше Пизанской башни. Круглое здание диаметром 34 и высотой 55 метров больше всего напоминает пасхальный кулич. Его строительство было начато в 1152, а закончено в 1386 году. Баптистерий также «падающий», однако его уклон составляет лишь доли градуса и практически незаметен.

Нижний ярус баптистерия выполнен в романском стиле, верхний - в готическом. Половина купола покрыта свинцом, для второй половины использовали черепицу. Внешнюю стену украшают скульптуры и колонны.

Внутри баптистерий кажется пустым, но это впечатление создают форма и размеры здания. В центре установлена крестильная купель, украшенная статуей Иоанна Крестителя. Вдоль стен, на небольшом от них расстоянии, расположены колонны. Окна украшены витражами. Есть и резная кафедра, и относительно небольшой алтарь. Но в целом интерьер выглядит светлым и просторным.

Если нужно посетить только Баптистерий Святого Иоанна, можно купить билет за 5 евро. Но выгоднее купить единый билет в баптистерий, на кладбище Кампо-Санто и Музей синопий, стоящий 8 евро.

Кладбище Кампо-Санто

Кампо-Санто - это не кладбище в привычном для нас виде. Здесь нет ни рядов могил, ни надгробий. Кампо-Санто - это здание вытянутой прямоугольной формы с внутренним двором. Вдоль стен в галереях располагаются гробницы. Хотя строили Кампо-Санто в XII - XV веках, здесь есть захоронения ещё римского периода.

Снаружи кладбище выглядит очень строго: глухие стены практически без украшений. Лишь главный ход, расположенный посередине длинной стены украшает небольшая скульптурная группа.

Все остальные украшения находятся внутри. Внутренний двор девственно пуст - его газон пересекает лишь одна дорожка. Зато можно полюбоваться большими арочными окнами с тремя вертикальными колоннами-перегородками.

Полы в галереях выложены разноцветной мраморной плиткой. Стены были покрыты яркими фресками.

В 1944 году в результате бомбёжки от Кампо-Санто остались только стены. Реконструкция продолжается до сих пор, восстановлены далеко не все фрески. Зато под отвалившимся слоем штукатурки нашли синопии - предварительные наброски художников. Для них открыли специальный музей.

Древние гробницы и саркофаги пострадали меньше. Особый интерес представляют римские гробницы. Их около трёх десятков, и каждая выполнена как произведение искусства.

Музей синопий

Подготовительный рисунок для фрески на штукатурке назвали «синопией» из-за города Синоп. Там добывали охру, которой делались синопии. Их ценность весьма велика - если собственно раскрашивание фресок производили, в основном, ученики художников, то синопии мастера выполняли только своими руками.

Массу синопий обнаружили на стенах кладбища Кампо-Санто, пострадавших от взрывов авиабомб.

Музей синопий находится на Пьяцца дель Дуомо. Как раз в этом здании и расположены кассы, в которых продаются все билеты в достопримечательности Пизы, и туристическая администрация. Несмотря на то, что экспозицию составляют работы мастеров раннего Средневековья, деятельность музея организована весьма современно. В двух мультимедийных зонах с помощью стереоизображений демонстрируется рассказ об истории Кампо-Санто и презентация о том, как спасали Пизанскую башню.

Здание музея, построенное как один корпусов больницы в XIV веке, неоднократно реставрировалось и перестраивалось. В ходе последней реконструкции ему постарались придать изначальный вид, однако кое-какие относительно современные конструктивные элементы пришлось оставить. А вот внешний вид длинного здания с двумя входами и башенками над ними так и дышит мрачноватым Средневековьем.

Мост Понте-ди-Меццо

Пиза стоит на довольно полноводной реке Арно, впадающей в Лигурийское море. Как и все города, стоящие на двух берегах реки, Пиза с момента основания нуждалась в переправах через Арно, поэтому первый деревянный мост был построен ещё в XI столетии. Нынешний мост, строительство которого было завершено в 1950 году, является четвёртой реинкарнацией Понте-ди-Меццо. Первые две разрушила вода, третью уничтожили авиабомбы и мины, заложенные гитлеровцами.

Мост Понте-ди-Меццо полностью соответствует духу послевоенных времён - ничего, кроме предельной функциональности. Однопролётный мост длиной около 90 метров соединяет берега реки и городские районы, и этого достаточно.

Единственный намёк на украшение - белый герб Пизы в виде креста, вделанный прямо в проезжую часть.

В последнюю субботу июня Понте-ди-Меццо отдаётся под Джоко-дель-Понте. Это праздник исторической реконструкции. Ранее «Игры на мосту» (так переводится название праздника) были состязанием, в котором местные ополченцы демонстрировали свою подготовку, сражаясь деревянным оружием. Сражения были ожесточёнными, и праздник не раз запрещали. Теперь он превратился в сочетание парада людей, одетых в средневековые одежды, и демонстрации молодецкой удали. В ходе этой демонстрации две команды толкают по мосту тяжёлую телегу. Побеждает команда, затолкавшая телегу на сторону соперника.

Площадь Рыцарей

Эта площадь долгое время центром общественно-политической жизни Пизы. В общем-то, на ней большая пизанская политика и закончилась. В 1406 году посол Флоренции именно на Площади рыцарей (тогда она называлась Площадь семи дорог) объявил, что Пизанская республика прекратила своё существование. С тех пор Пиза стала провинциальным городом.

Новое название площади получила во второй половине XVI века, когда был основан орден Святого Стефана. Под орден реконструировали практически всю площадь. Была построена церковь Святого Стефана, Палаццо-дела-Каравана перестроили в рыцарский дворец с богато украшенным фасадом. Перед дворцом установили памятник Козимо Медичи, перед которым поставили фонтанчик. Во Дворце рыцарей в 1810 году была открыта Пизанская высшая нормальная школа, филиал учебного заведения с таким же названием в Париже.

Один из углов площади занимает Дворец с часами (Palazzo dell'Orologio) - интересное многоугольное здание, упомянутое в «Божественной комедии» Данте.

Вообще, интересной архитектуры на Площади рыцарей хватает. Единственный её недостаток - абсолютное отсутствие зелени, сплошной камень по горизонтали и вертикали. В этом отношении Пьяцца деи Мираколи («Площадь Чудес») с её газонами выглядит куда привлекательнее.

Церковь Санта Мария делла Спина

Небольшая церковь на берегу Арно получила своё имя от шипа тернового венца Иисуса, хранившегося в ней («спина» - итал. «шип»). Однако интересна эта церковь, выглядящая игрушечной, вовсе не шипом, да его в ней больше и нет. Церковь является шедевром готической архитектуры.

Вся внешняя отделка храма выполнена из светлого мрамора разных оттенков. Снаружи размещено столько украшений, что их хватило бы на иной большой храм. Фасады украшены фигурами Спасителя, Мадонны с ангелом, просто ангелами, скульптурами евангелистов и Иоанна Крестителя. Небольшие скульптуры Мадонны и ангелов размещены даже на шпилях. Украшений нет лишь на той стене церкви, которая смотрит на реку - там расположены лишь 8 окон.

Интерьер церкви Санта Мария делла Спина контрастирует с наружной отделкой своей строгостью. Выделяются скульптуры Мадонны с розой и скульптурные изображения Иоанна Крестителя и Святого Петра. От шипа осталась лишь дароносица, в которой он лежал. От позолоты и оригинальных росписей не осталось практически ничего, а роспись потолка выполнена уже в XIX веке.

Национальный музей Сан-Маттео

На берегу Арно в здании монастыря Сан-Маттео находится одноимённый Национальный музей. В музее стараниями неравнодушных граждан с конца XVIII века собирается коллекция живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства и книг местных авторов. Самые старые предметы относятся к римской эпохе, но полнее всего представлено средневековое искусство.

Уникальной является собрание расписных крестов, спасённых из храмов Пизы при разгроме церквей по приказанию Наполеона Бонапарта. Внимания заслуживает очень обширная коллекция живописи, особенно портретной. В экспозиции есть скульптуры Донателло и полотна династии Пизано.

В музее Сан-Маттео можно увидеть редчайшие рукописи, в том числе иллюстрированную Библию 1168 года. Широко представлены также предметы обихода, в том числе мебель, одежда, посуда и даже кареты. Собрана превосходная коллекция деревянной скульптуры XII - XIV веков.

При этом музей отнюдь не может похвастаться посещаемостью - все, видимо, ограничиваются посещением Пизанской башни и прилегающих достопримечательностей. Поэтому в музее всегда практически пусто и нет никаких ограничений на состав групп или фотографирование. Билет в Национальный музей Сан-Маттео стоит 5 евро.

Цитадель с башней Гвельфов

От цитадели, построенной в XIII веке, остались только фрагменты. Расположена она в западной части набережной Арно для защиты города от нападения с моря. Её ещё называют Старой цитаделью, так как позже была построена новая, расположенная восточнее.

Башня гвельфов - сторонников римского папы в конфликте со священной Римской Империей - была построена в XV столетии и сильно пострадала от времени и бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1950-х годах остатки укреплений реконструировали до предполагаемого первоначального вида. Посетить цитадель и башню Гвельфов стоит разве что ради красивого вида на город. Хотя вид с Пизанской башни намного масштабнее.

Церковь Сан-Паулу Рипа д’Арно

Церковь Святого Павла на берегу Арно, возможно, является самым старым из известных христианских храмов Пизы. Первый сведения о ней датируются 925 годом. В XI веке здешний храм соединили с монастырём, а в XII столетии с больницей. Шедевр тосканской архитектуры неоднократно перестраивали, а потом пришла Вторая мировая война… Значительную часть здания в ходе реставрационных работ снесли, вновь открыв часовню Святой Агаты, построенную в 1063 году.

Фасад церкви Сан-Паулу Рипа д’Арно состоит из нижнего этажа с тремя порталами и трёх сужающихся кверху верхних этажей, украшенных резьбой и колоннами. Храм как бы воспаряет в небо.

Восточная сторона церкви напоминает старые русские церкви с небольшими прилегающими к стенам колоннами. Капелла Святой Агнессы теперь стоит как бы во дворе основного храма.

После постройки «нового» Пизанского собора Церковь Сан-Паулу Рипа д’Арно стали называть «Старым собором». Соответственно, внимания ему уделяли меньше, и постепенно он превратился в приходскую церковь, которая может похвастаться только фресками, деревянным распятием XIII века, да римским саркофагом.

Квартал Борго Стретто

Кафе, рестораны, магазины сувениров, народных промыслов, отличный букинистический магазин и просто торговля деликатесами с уличных прилавков - вот что такое Борго Стретто. Одно из кафе расположено в доме, где впервые увидел свет самый знаменитый пизанец Галилео Галилей.

Борго Стретто стал пешеходным явочным порядком - автомобилям там не проехать при всём желании. Узенькие улочки и стоящие стена к стене старинные здания иной раз не дают прохода и людям. А уж в дни рождественских и новогодних праздников столпотворение в Борго Стретто способно утомить даже бывалого тусовщика - вертепы, театрализованные представления и шествие продолжаются непрерывным потоком.

Базилика Сан-Пьеро Градо

Церковь, которую, по преданию, начали строить в Х веке в том месте, где Святой Пётр впервые ступил на землю будущей Италии. Сейчас от того места, где она расположена, далековато и до моря, и до реки. Церковь Святого Петра выглядит как крепость, всем своим видом как бы говоря: «Не трогай нас, и мы не тронем». Толстенные стены, окна-бойницы, апсиды, которые больше подходят для контроля подступов, чем для таинств богослужения… Такие укрепления успешно сдерживали вражеские армии уже после появления тяжелой артиллерии.

Интерьер базилики Сан-Пьеро Градо суров не менее, чем внешний вид. Судя по стилям колонн, их свезли из тех мест, куда дотянулись руки пизанцев (в период могущества) и крестоносцев. Стены расписаны бледноватыми фресками, прославляющими деяния апостолов. Висят огромные железные масляные светильники. Удивительное соседство - рядом с фреской, повествующей о смерти Нерона, находятся изображения римских пап. Украшающий алтарь, деревянный расписной крест изготовлен уже в XVII столетии.

Добавить комментарий