Города Италии — Триест

Город Триест расположен в Италии – это крайняя восточная точка страны на берегу Адриатического моря. Богатый город и порт стал итальянским не так уж и давно – в Первую мировую войну. И все-таки итальянским Триест можно считать с большой натяжкой – да, достопримечательности Триеста во многом связаны с Римской империей и Италией – и Цезарь о Триесте писал, и Октавиан стены строил, и Венецианская республика город захватывала. Вот только с конца XIV века история Триеста никакого отношения ни к государствам, располагавшимся на территории Италии, ни к собственно объединившейся Италии, не имела.

В 1382 году Триест вошёл в состав империи Габсбургов, позже ставшей Австрийской империей. С точки зрения экономики идеальный случай – единственный порт огромного государства. Однако при феодализме никакого процветания городу его уникальное положение не принесло. Венская империя была экономически замкнутым государством, а импорт, который имелся, весь шёл через Германию. Порт портом, а ведь из Триеста грузы надо было еще и через Альпы переправлять.

Лишь в 1720 году, когда Карл VI обменял Сицилию на Сардинию, Триест приобрёл для Империи Габсбургов по-настоящему серьёзное значение. Он был объявлен вольным имперским городом и начал расти, как на дрожжах. Что интересно, тянулись на восточный берег Венецианского залива в основном итальянцы, уставшие об бесконечных войн всех со всеми на полуострове. А австрийские аристократы обустраивались в Триесте так, чтобы не забывать о красотах Вены.

К началу ХХ века Триест стал одним из крупнейших портов на Средиземном море, процветающим морским курортом (других у Австро-Венгрии просто не было) и столицей провинции. Захватив город, Итальянское королевство получило чемодан без ручки. С разрывом экономических связей порт пришел в упадок, морскими курортами Италия богата и без Триеста, руководить на доставшемся клочке земли стало попросту некем и нечем. Лишь после Второй мировой войны, примерно в 1960-х годах, в Триесте начала развиваться промышленность, давшая работу и людям, и порту. Сейчас Триест считается одним из самых развитых, безопасных и богатых из небольших (население около 200 тыс. человек) городов Италии.

Несмотря на то, что Триест находится в одном их самых глухих углов Европы, добраться до него несложно. Прямых поездов и самолётов из России, правда, нет, но спокойно можно приехать или прилететь с одной пересадкой. На самолёте самый приемлемый вариант – через Франкфурт до собственно аэропорта Триест, который находится в 25 км от города, а за тем за 3,50 евро на автобусе.

Триест – типичный анклав на стыке трёх культур – итальянской, балканской и австрийской. В мире таких уголков довольно много, и каждый отличается неповторимым колоритом, часто весьма приятным для путешественников. Например, в итальянском Триесте весьма почитаются блюда из свинины и хрен, коих в остальной Италии придётся поискать. Говорят здесь на диалекте итальянского, но не так быстро, как на полуострове. И архитектура соответствующая: классицизм, ренессанс, древнеримский стиль и припортовые домики, из которых, кажется, вот-то появятся пираты. Ещё в Триесте есть уникальный пляж, разделённый стеной на мужскую и женскую половины. Это никакой не символ мракобесия, а, скорее, наоборот. Во всём мире до середины XIX века женщины купались либо в огороженных досками купальнях, либо полностью одетыми. И только в Триесте царила свобода купальных нравов.

Площадь Унита Италия – главная площадь Триеста

Площадь Итальянского единства – центральная в Триесте, однако расположена она не в глубине города, а на самом берегу моря. Жители Триеста гордо называют Унита Италия самой большой в Европе площадью, выходящей на море. Правда, для этого им пришлось снести старое здание муниципалитета.

Говорят, что при взгляде на площадь с моря можно поймать ракурс, в котором морская гладь будет неуловимо переходить в мостовую, а здания на площади казаться парящими над водой. Вечером включаются вмонтированные в мостовую площади синие светильники, уводящие панораму прямо в море. На берегу можно поймать ещё одну зрительную иллюзию. Здания на площади настолько стилистически однородны и одинаковы по высоте, что кажутся искусной театральной декорацией.

В дальнем от моря конце площади стоит Дворец Муниципалитета, построенный в 1875 году Джузеппе Бруни. Эклектичное здание содержит элементы готики, ренессанса, модерна и других стилей, но выглядит очень органично. Венчают здание часы – время на них ударами молотов по колоколу отбивают два глашатая в одежде украшенной гербом Триеста.

Справа от Дворца Муниципалитета стоит Дворец Стратти. Где-нибудь в XVI веке купцу Никколо Стратти и в голову не пришло бы построить себе дом на главной площади имперского города, да ещё и назвать его дворцом. К середине XIX века нравы смягчились, и торговец, кроме прямых обязанностей руководивший театром и научным институтом, выстроил себе такой дворец. Правда, подобная широта взглядов не могла не сказаться на бизнесе Стратти. Уже через семь лет после постройки здание перешло в руки страховой компании. В 1870-х годах его фасад стилизовали, чтобы сделать похожим на остальные здания на Площади Унита Италия.

Дальше расположен Дворец Моделло работы того же Дж. Бруни. Это был пробный камень – Бруни выстроил здание, на которое должны были походить остальные. Сейчас Дворец Моделло занимает офис крупной страховой фирмы. Ближе к морю справа и слева стоят дворцы постройки XIX века, в которых размещаются региональные парламент и правительство. Здание правительства, говорят специалисты, диссонирует с остальными, ибо выполнено в стиле немецкого ар-нуво (так у немцев называют модерн).

Наконец, слева к муниципалитету примыкает гостиница «Дучи Д'Аоста» – единственное, вопреки обыкновению центральных площадей других европейских городов, здание с кафе на первом этаже и выносными столиками.

Перед зданием муниципалитета стоит «Фонтан четырёх континентов».

Географический казус (тогда Австралию многие считали островом) построил в XVIII столетии Маццолени Бергамо. Четыре фигуры людей с животными в основании фонтана символизируют континенты – Европу, Азию, Африку и Америку. Немного выше находятся статуи, воплощающие в себе четыре главных реки того времени – Нил, Ганг, Ла-Плата и Дунай – в их руках кувшины, из которых вода льется в расположенные ниже чаши. Венчает фонтан крылатая фигура, опирающаяся на основание из тюков, бочек и ящиков – это символ гостеприимства Триеста.

Чуть в стороне благодарные жители города разместили памятник Карлу VI, возможно, самому главному человеку в истории Триеста. Без его решения о предоставлении Триесту прав «порто-франко» город, возможно и до сих пор был бы сонным приморским посёлком. Со стороны моря площадь как бы охраняют две алебарды, водружённые на высокие колонны.

Из песни слова не выкинешь: в истории Площади Унита Италия навсегда останется день 14 июля 1938 года, когда Бенито Муссолини с балкона муниципалитета огласил закон о расовой чистоте Италии. Формально закон был направлен против евреев, однако на практике он закрепил изгнание из Триеста людей и других национальностей.

Гранд канал

Во второй половине XVIII века грузооборот порта Триест рос так быстро, что городские власти задумались о создании системы каналов, которые обеспечивали бы перевалку грузов уже в самом городе – залив был узким и мелким. План был амбициозным и многосторонним – если бы всё было реализовано, город получал бы не только несколько каналов, но и мог бы осушить солончаковые болота, находившиеся на месте нынешнего квартала Борго Терезиано.

Как часто бывает с амбициозными планами, всё пошло не так. Канала это не касается – его довольно быстро прорыли от моря на расстояние примерно в километр. Часть заболоченной местности осушилась, и на месте бывшего болота стали строить дома. Но затем перевалка грузов через Триест сократилась, и склады на берегах Гранд канала стали не нужны.

Постепенно набережные Гранд канала превратились в пустынные пешеходные зоны. Осушённую часть Триеста назвали Борго Терезиано и отвели для местных пролетариев.

Индустриализация 1960-х помогла и здесь. Заимевшие свободные деньги жители Триеста стали прогуливаться по берегам Гранд Канала, здесь появились кафе и аттракционы. Даже образовалась небольшая марина с причалами для частных и прокатных лодок и катеров – как бы Венеция из одного канала. Бонусом стал новый открыточный вид – прямой, как стрела, канал, визуально упирается в церковь Святого Антония.

Раньше он упирался в храм не только визуально, но в период упадка города в 1920 – 1930 годах самую высокую часть канала замусорили. Позже восстанавливать этот участок не стали, а устроили на нем городскую площадь. Таким образом, сейчас Гранд канал состоит из трёх сегментов между церковью Святого Антония, мостом Понте Россо, пешеходным мостиком и набережной.

Римский амфитеатр – античная достопримечательность Триеста

В течение нескольких веков Триест был форпостом Древнего Рима в восточной Адриатике. А римляне, как известно, если куда-то приходили, то обустраивались там всерьёз. Они строили не только жизненно необходимые здания, но и сооружения общественного использования – форумы, театры, термы и т. п. В Триесте амфитеатр был построен у самой береговой кромки, фоном для выступлений артистов служила морская гладь. Со временем отступили и римляне, и море. Удивительно, что пришедшие в эти края лангобарды не разобрали амфитеатр на стройматериалы – он был просто засыпан.

Археолог Пьетро Нобиле обнаружил амфитеатр в Триесте в 1938 году исключительно удачно. В Италии как раз шла кампания по возвеличиванию древнеримского наследства, инициированная самим Муссолини. И места для зрителей (их могло быть до 6 000), и сцена, и огораживающая их стена превосходно сохранились.

Украшавшие амфитеатр скульптуры были перенесены в городской музей. Сейчас амфитеатр используется по назначению, как концертная площадка. Теоретически доступ посторонних в театр запрещён. Однако охраняется он спустя рукава и желающим прикоснуться к тысячелетней истории достаточно просто приподнять ограждающую ленту или перелезть через невысокий забор.

Замок Сан-Джусто

Холм Сан-Джусто это историческое сердце Триеста. Первые постройки на нём появились в греческую эпоху. Собственно укрепления начали строить венецианцы, захватившие Триест в XIV веке. Борьба с венецианцами вынудила жителей Триеста обратиться за покровительством к герцогу Австрии Леопольду III Габсбургу. Герцог гарантировал защиту свобод и привилегий граждан, взамен Триест в 1382 году перешел под власть Габсбургов. В это же время на холме Сан-Джусто начали строить крепость.

Строительство велось около 200 лет и было закончено в середине XVII столетия. Тогда, казалось, век крепостей закончился с появлением тяжёлой артиллерии. Впрочем, французы в 1813 году и немцы в 1945 доказали, что хорошо организованная оборона, опирающаяся на каменные стены, может противостоять и артиллерии, и даже авиации. И французы, и немцы покидали замок по своей инициативе, эвакуируясь морем.

В плане замок Сан-Джусто представляет собой почти правильный треугольник, каждый угол которого защищает мощный бастион. Это сооружение исключительно военное, никаких архитектурных красот в нём нет.

Замок постепенно ветшал, пока в 1960-х годах его не привели в порядок, а в 2000-х не отремонтировали для музейных экспозиций. Сейчас в замке работает выставка древнеримских артефактов и оружейная палата.

Именно в Сан-Джусто стоят оригинальные глашатаи и колокол с крыши муниципалитета.

На ратуше время отбивают копии.

Кафедральный собор Триеста

Кафедральный собор Триеста Сан-Джусто начали возводить в VI веке прямо на месте римского храма. Его и называли Капитолийский храм. От этого храма, разрушенного лангобардами, остались фрагменты мозаичных полов, на которых видно, где проходили стены. Около Х века были построены собственно кафедральный собор Святого Иустина (этот святой покровительствует Триесту) и базилика Девы Марии. Позже два романских здания объединили нефом и фасадом, на котором разместили готическое окно. К получившемуся строению приделали романскую колокольню. В фасад вмонтировали оставшийся от римлян входной портал. К главному зданию пристраивали алтари и нефы, и снаружи всё это выглядит довольно хаотично.

Интерьер, напротив, выглядит гармонично.

Главное украшение Базилики Сан-Джусто – мозаики, созданные византийскими и константинопольскими мастерами. При дополнительной подсветке золотистые изображения святых и апостолов кажутся ожившими.

Интерес также представляют живописные полотна XVI - XVII веков и гробницы претендентов на испанское наследство, из-за которых в Европе полтора столетия не утихали войны. В Сан-Джусто похоронен и тот самый Дон Карлос, мнимым известием о бегстве которого граф Монте-Кристо разорил одного из своих врагов в романе Александра Дюма.

Триест Джеймса Джойса

Джеймс Джойс суммарно прожил в Триесте 10 лет. Работал преподавателем английского, сам брал уроки пения, заводил знакомства, даже входил в кружок социалистов и не без удовольствия посещал питейные заведения в портовой части города. Но, прежде всего, он писал, Триест в этом плане действовал на него очень плодотворно. Работа над «Улиссом» началась именно здесь, за тысячи километров от Дублина, в котором происходят события романа. В Триесте же Джойс дописал свой сборник из 15-ти рассказов «Дублинцы» и работал над так и оставшимся незавершенным «Стивеном Героем».

Понятно, что за десятилетие проживания такой городок, как Триест, Джойс исходил вдоль и поперёк. Но всё же несколько знаковых мест стоит выделить

Памятник на мосту

На пешеходном мосту через Гранд канал стоит одинокая фигура в костюме и шляпе – Джеймс Джойс куда-то идёт по своим делам.

Место расположения памятника символично – живя в Триесте, писатель почти ежедневно перемещался между двумя Триестами: чопорным австрийским и интернациональным портовым. Вызывает вопросы только возраст скульптуры – Джойс впервые приехал в Триест в 1904 году, а покинул город после начала Первой мировой войны, то есть в городе он пребывал в возрасте 22 - 32 лет. На мосту же стоит если и не старик, то мужчина в достаточно почтенном возрасте.

Музей

Музей Джеймса Джойса находится в одном здании с музеями ещё двух писателей по адресу ул. Мадонна дель Маре 13. В музее широко представлены личные вещи, рукописи, издания произведений Джойса. Что особенно ценно, энтузиасты собрали коллекцию адресов частных лиц, учреждений и заведений, в которых писатель любил бывать в Триесте. То есть своеобразное справочное бюро «Интересные места Триеста, связанные с Джойсом» находится на втором этаже здания на Мадонна дель Маре.

Кафе «Джеймс Джойс»

Именное кафе писателя находится рядом с каналом, кварталом выше памятника. О Джойсе и Ирландии здесь напоминает лишь обстановка: множество фотографий, писем, документов развешаны по зелёным стенам. С точки зрения меню это обычное итальянское кафе с соответствующей кухней.

Замок Мирамаре

Замок Мирамаре находится примерно в 10 км севернее Триеста. Белое здание в шотландском стиле с башенками, напоминающими шахматных ладей, было построено по заказу эрцгерцога Максимилиана. Замок стоит практически на морском берегу в окружении парка площадью в несколько десятков гектаров.

Эрцгерцог Максимилиан прожил всего 35 лет, но проводил он их так, будто знал, что судьба отмерила ему небольшой срок. Ему всегда чего-то не хватало. Став адмиралом, он организовал кругосветную экспедицию. Затем захотелось обустроить австрийские колонии, стать вице-королём, оказаться последним императором Мексики… Мирамаре, строгий снаружи и роскошный внутри, чем-то напоминает характер хозяина. В замке так и кажется, будто Максимилиан стоял за спинами декораторов и давал им указания: вот тут можно ещё узорчик, а вот тут ещё завитушку, а вон там люстры висят на тросах, вот тросы тоже можно посередине чем-нибудь украсить… Плюс виды из окон, которые настолько красивы, что похожи на картины. И, в общем-то, всё в замке роскошно, но не пошло, а коллекция из трёх десятков ваз вообще великолепна. Лейтмотив декора замка Мирамаре – ананас. Максимилиан и его супруга Шарлотта (пережила мужа на полвека, сойдя с ума после известия о его смерти) не имели детей, а ананас считается символ человеческой плодовитости.

Парк Мирамаре можно посетить бесплатно, а билет в замок с аудиогидом стоит 10 евро.

Пещера Гротта Гиганте

Гротта Гиганте – это одна из самых больших пещер на Земле. До лидирующей Мамонтовой ей далеко, но расположенная под окрестностями Триеста пещера доминирует в другом – это образец превращения природного феномена в туристическую достопримечательность.

Спуск в пещеру осуществляется раз в час (только группы с экскурсоводом). За 13 евро, можно осмотреть музей, наполненном «пещерными» экспонатами – останками животных и растений, артефакты, оставленные древними людьми и т. п. Учёные и сегодня работают на дне пещеры, на глубине 250 м.

Спуск и подъём осуществляются по лестницам с перилами.

Группы сталактитов и сталагмитов искусно подсвечиваются, причём подсветка становится ярче по мере приближения группы. Эхо усиливает все звуки. А в центре пещеры висят маятники, помогающие наблюдать за приливами и отливами земной коры.

Маяк Фаро делла Виттория

На развалинах австрийских укреплений XIX века, находившихся на холме Поджо ди Грета, возвышается белоснежная колонна, увенчанная световой башенкой и фигурой богини Ники. Это Маяк Победы. Идея построить его появилась в 1918 году, после окончания Первой мировой войны и присоединения Триеста к Италии. Однако построили маяк лишь десятилетием позже.

Ко времени сооружения Фаро дела Виттория значение маяков для прибрежного судоходства значительно уменьшилось благодаря использованию навигационных систем и радаров. Поэтому маяк, хоть его свет и можно увидеть с расстояния 55 км, это скорее памятник итальянским морякам, погибшим во время войны. Его установили на гранитных плитах, которые были специально привезены из других регионов Италии. На основании маяка закреплен якорь с итальянского эсминца «Аудаче», приход которого в Триест ознаменовал переход города в итальянскую юрисдикцию. У входа лежат два австрийских снаряда, так и не нашедшие свои цели, а также возвышается статуя моряка высотой 8 метров.

Посетить маяк и подняться до смотровой площадки, расположенной чуть ниже световой башни, можно бесплатно.

Дуино

Если замок Мирамаре, прекрасный внешне и внутри, хранит в своих стенах трагедию принцессы Шарлотты, то расположенный ещё севернее от Триеста замок Дуино, напротив, полон жизни и развлечений. Строго говоря, есть два Дуино: развалины старого замка, подход к которым перекрыт частными владениями,

и «новый Дуино» – замок всемирно известных меценатов Турн-и-Таксис.

Дуино не портит даже жутковатая легенда о местной «женщине в белом» – жене рыцаря, прикованной к камню и обратившейся в хорошо видную с моря белую скалу. Турн-и-Таксисы держали свой замок открытым для людей искусства ещё с XVII века, а с начала века XXI он вообще открыт для всех желающих. В его стенах выступали Ференц Лист и Йозеф Штраус, гостили Марк Твен и Виктор Гюго, Поль Валери и Элеонора Дузе.

Достопримечательности Триеста на карте

Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц

Добавить комментарий