Города Германии — Гамбург

Более чем на 750 км2 на самом севере Германии, на берегах реки Эльба раскинулся город Гамбург – второй по величине немецкий мегаполис. Тем не менее, основные достопримечательности Гамбурга довольно компактно расположены в центре, между Штадпарком и Эльбой. Преодолевать большие расстояния между изюминками города не придётся.

В современном Гамбурге проживают 1,8 млн. человек, «миллионником» город стал в прошлом столетии, и это несмотря на жертвы Второй мировой войны. Население увеличивалось не за счёт приезжих и уплотнения застройки, а за счёт поглощения окрестных населённых пунктов. Поэтому сейчас в Гамбурге людно, но комфортно. Способствует этому комфорту и превосходно развитый городской транспорт, от метро до речных паромов.

Что касается внешнего сообщения, то достаточно упоминания того, что город расположен в Германии с её уникальной даже для Европы транспортной связанностью. Если говорить об авиарейсах, то в день выполняются два полёта из Москвы и один из Санкт-Петербурга. Прямого наземного сообщения нет, но на поезде легко добраться в город через Берлин (около 300 км), а на автобусе – через Варшаву.

В Гамбурге туристам предлагается одна из самых выгодных скидочных карт в Европе. Однодневная «Hamburg CARD» на одного человека стоит 10,5 евро, пятидневная – 43,4 евро. Окупается любая карта только за счёт бесплатного проезда на любом общественном транспорте. Кроме транспорта, в программе участвуют более 150 музеев, парков, точек питания и других мест отдыха и развлечений. Они предоставляют скидки разных размеров.

Поселение на месте Гамбурга существует примерно с V века н. э. Существовавшая в VIII веке крепость в историографии значится как бастион против западных славян. Потом славяне куда-то исчезли, а город Гамбург, провозгласив себя германским форпостом на севере, выбил из Фридриха «Рыжего» Барбароссы право собирать пошлины. А уж с открытием Америки благосостояние Гамбурга как северных ворот Европы начало расти по экспоненте.

Прошла тысяча лет, но в чём-то город не изменился. Нравами Гамбург до сих напоминает старый порт с шумными кабаками и продажными девицами на Реепербане. С другой стороны, десятки музеев, парки и степенные улочки привлекают в город народ, нацеленный на спокойный отдых.

Ратуша города Гамбург

Зданиям местного самоуправления в Гамбурге откровенно не везло. Мало того, что они регулярно горели в пожарах и быстро переставали соответствовать требованиям времени, так ещё и демократическая форма правления города вечно мешала оперативно решать вопросы постройки новой резиденции городских властей.

Нынешнее здание Ратуши, украшающее центральную городскую площадь, должны были возвести ещё в середине XIX столетия. Предыдущее в 1842 году использовали для создания встречного пала – стены огня, движущейся навстречу пожару. Теоретически встречный пал выжигает кислород и тем самым гасит основной пожар. Жертва оказалась бессмысленной – огонь прокатился через Ратушу и пошёл дальше. А городским чиновникам пришлось ютиться по различным помещениям более полувека. Новое здание, построенное Бернхардом Хансеном, Вильгельмом Меервейном и другими архитекторами, сдали в эксплуатацию в 1897 году.

Путеводители сообщают, что гамбургская ратуша построена в стиле Ренессанса, однако одного взгляда на неё достаточно, чтобы понять, что к этому определению нужно минимум прибавить слово «германский». Довольно тяжеловесное прямоугольное здание с фасадом длиной более 100 метров венчает 112-метровая башня, расположенная прямо над входом. Сооружение настолько массивно, что для закрепления его в болотистой почве вбили несколько тысяч свай.

Вот с точки зрения внешних украшений Ратушу действительно можно отнести к стилю Ренессанса. Входной портал украшен коваными узорами. Выполнены они настолько изящно, что по красоте не уступают резьбе или лепке. Башню украшают фигуры четырёх рыцарей с флагами. Между башенными часами и городским гербом размещено изображение птицы Феникс. Оно символизирует возрождение Гамбурга после пожара 1842 года.

Многочисленные скульптуры изображают христианские добродетели, выдуманную жителями Гамбурга богиню Хаммонию, германских императоров и епископов. 28 фасадных окон украшают скульптурные изображения представителей различных профессий, от рыболова до маклера. На крыше размещены скульптуры святых.

Интерьеры Ратуши, в фойе которой можно попасть бесплатно, а в другие залы с экскурсией за 4 евро, не уступают интерьерам самых известных королевских дворцов. Залы выполнены в разной стилистике, а объединяет их роскошь, будь то тиснёная кожа с позолотой Императорского зала, мрамор с позолотой Башенного зала, или дерево с позолотой Большого зала.

Теоретически Ратуша Гамбурга открыта для посещений в любой день, однако во время официальных мероприятий доступ в различные залы и количество экскурсий могут быть ограничены.

Церковь святого Николая

В течение трёх лет во второй половине XIX века Церковь Святого Николая была самым высоким зданием в Европе – шпиль её колокольни возвышался над землёй на 143 метра. Своим обновлением храм, как и многие другие здания в Гамбурге, был обязан пожару 1842 года. Огонь уничтожил здание постройки XIV века. Новое, в неоготическом стиле, возвёл английский архитектор Джордж Гилберт Скотт. Строительство было завершено в 1872 году. По злой иронии судьбы, разрушили творение Скотта его соотечественники. В июле 1943 года после прицельной бомбардировки авиацией союзников от церкви Святого Никлая осталась лишь колокольня.

После войны церковь решили не восстанавливать, а оставить как память о жертвах войны. В крипте разместили небольшую экспозицию с сохранившимися элементами убранства храма. На месте молельного зала устроен сквер с несколькими скульптурными композициями. Постаменты для них сложены из кирпичей, привезённых из концлагеря Зандбостель.

На колокольню можно подняться на лифте, заплатив 5 евро. Лифт поднимается лишь на половину высоты колокольни, но и оттуда открывается превосходный вид на Гамбург.

Старый тоннель под Эльбой

Недалеко от железнодорожного вокзала в Гамбурге стоит сооружение, внешне несколько напоминающее советские дома культуры: овал из стекла и бетона, к которому пристроен портал с колоннами. Однако если это здание и имеет отношение к культуре, то лишь как её памятник. Это вход в Старый тоннель под Эльбой.

Тоннель был построен как реакция на типичный для рыночной экономики кризис. Грузовой порт Гамбурга в конце XIX века разросся на левый берег Эльбы. Портовое хозяйство тогда (и вплоть чуть ли не до конца ХХ века) держалось на грузчиках-докерах, а грузовые суда по тоннажу уже не слишком уступали современным. Вот и в новой части гамбургского порта, на южном берегу Эльбы, ежедневно трудились десятки тысяч докеров, живших на берегу северном. Через реку они перебирались на паромах, пропускная способность которых была ограниченной. В один прекрасный день 1896 года докеры, которым надоело по несколько часов в день в любую погоду ждать паром, забастовали.

На решение проблемы ушло 15 лет. Под Эльбой пробили тоннель, точнее, два тоннеля диаметром 6 метров. Две полукилометровые автомобильные дороги с тротуарами для пешеходов обошлись в 10 млн. марок золотом. Подъездные пути оборудовать было негде из-за тесной застройки, поэтому спуск и подъём из тоннеля осуществлялся на лифтах и пешеходных лестницах.

Тоннель, которому пошёл уже второй век, функционирует и сейчас. Основное движение осуществляется по новому тоннелю, но и старый не пустует. Пересечь Эльбу под землёй пешком или на велосипеде можно бесплатно, с автомобилей берут 2 евро. Интерьер, со скидкой на время постройки тоннеля, очень приличный, стены выложены плиткой с барельефами.

Спуститься в тоннель можно круглые сутки.

Церковь святого Михаила

Главный протестантский храм Гамбурга стоит на высоком холме и хорошо заметен с большого расстояния, как бы подсказывая морякам поднимающихся по Эльбе судов, что конец путешествия близок. Церковь Святого Михаила выросла из небольшой кладбищенской часовни. Дважды она сгорала дотла, один раз из-за удара молнии, другой – из-за неосторожности при ремонтных работах. В третий раз, в начале ХХ века, её выстроили уже из железобетона. Это, несомненно, спасло храм в годы Второй мировой войны.

С точки зрения архитектуры во внешнем виде Церкви Святого Михаила сочетаются классицизм и барокко. Верхние ярусы 132-метровой колокольни своим тёмным, почти чёрным цветом диссонируют с общей светло-коричневой окраской храма. На колокольне установлены часы с диаметром циферблатов 8 метров. Ещё выше часов, на высоте 106 метров, находится смотровая площадка, самая высокая в Гамбурге. Желающие подняться на неё могут сделать это по лестнице или проехаться на лифте.

Внутри Церковь Святого Михаила не слишком похожа на протестантский храм. До католической роскоши ей далеко, но в отделке в значительных количествах присутствуют и позолота, и резьба, и живопись, и прекрасные скульптурные произведения. Особенно стоит выделить беломраморную купель, чашу которой поддерживают очаровательные младенцы, скульптуру Михаила Архангела, в честь которого освящена церковь, и епископскую кафедру, увенчанную ангелом с золотыми крыльями.

Алтарь шириной 20 метров изготовлен из резного мрамора. Его украшают бронзовый рельеф «Тайная вечеря», живописное изображение воскреснувшего Христа и вознесённое под самый свод распятие.

В храме есть целых четыре органа, три из которых соединены так, чтобы одновременно исполнять одно и то же произведение. Посещение Церкви Святого Михаила, вмещающей 2 500 человек или 500 лошадей (по традиции, конюшню в храме устраивали солдаты Наполеона Бонапарта), стоит 6 евро.

Река и озеро Альстер

Строго говоря, Альстеров в Гамбурге аж четыре. Это собственно река Альстер (приток Эльбы), два больших искусственных озера (точнее пруда) на ней (Внутренний и Внешний Альстер), и небольшой участок Внутреннего Альстера у Ратуши, который называют Малым Альстером. Вот так умело использованная река, длина которой всего-то 56 км, может стать крупнейшим центром отдыха для города с населением почти 2 млн. человек.

Внутренний (его так называют потому, что он раньше располагался внутри городских укреплений) и Внешний Альстер разделяют два моста: автомобильно-железнодорожный имени Кеннеди и старый автомобильно-пешеходный мост Ломбардсбрюке. Парапеты последнего украшены старинными фонарями и попадают в кадр любого уважающего себя фотографа.

Прилегающая к озерам территория превращена в большую зону отдыха, переполненную летом и не пустующую зимой. Конечно, особо популярны озёра в тёплый сезон. Трава усеяна любителями полежать на лужайках, а специальная круговая беговая дорожка переполнена бегунами и любителями скандинавской ходьбы.

Не пустует и поверхность Альстера. По ней курсируют как специальные круизные катера, так и суда, являющиеся общественным транспортом. И если в летний период билеты на круизные прогулки нужно заказывать минимум за два дня, то на пароме городского маршрута №62 можно объехать озеро без особых очередей. Ещё одна категория завсегдатаев Альстера – поклонники водного спорта. На озере катаются на всём, что не тонет в воде. Можно увидеть виндсерферов, байдарки, каноэ, гребные лодки и яхты всех размеров и типов.

Эльбская филармония

В силуэте самого высокого в Гамбурге жилого дома каждый может увидеть своё. Кому-то здание Эльбской филармонии кажется парусником, кому-то короной, кто-то может увидеть в нём остроконечные морские волны. Конструкция из стекла и металла, водружённая на восьмиэтажный кирпичный пьедестал, строилась в течение 10 лет, а её сметная стоимость за период возведения увеличилась втрое.

И всё же заказчики вряд ли жалеют о потраченных средствах. За свои деньги они получили уникальный памятник архитектуры, шикарный концертный зал с индивидуальной акустикой для каждого из 2 100 мест, Малый зал (500 мест), отель на 244 номера, несколько десятков шикарных квартир и мелочи вроде ресторанов, магазинов и парковки.

Между кирпичной и верхней частями Эльбской филармонии расположена зона PLAZA – шикарная круговая смотровая площадка. Вход на неё бесплатный, но записываться на посещение нужно на официальном сайте филармонии. А вот запись стоит 2 евро, билеты придут на электронную почту. Цены же на концертные билеты отличаются в зависимости от исполнителей.

Памятник Бисмарку

Вообще-то в разных местах Гамбурга установлены четыре памятника первому канцлеру Второго Рейха, но обычно имеется в виду целый скульптурный комплекс, расположенный в парке на месте одного из бастионов городского оборонительного вала.

Памятник решили поставить после смерти Бисмарка в 1898 году. Были ассигнованы полмиллиона марок и объявлен конкурс. Победил проект Йохана Шаудта и Хуго Ледерера. Они создали фигуру канцлера высотой почти 15 м, а общая высота памятника составила 34,3 м. Бисмарк, одетый в рыцарские доспехи, держит в руках меч и Декларацию о провозглашении Германской империи.

По периметру круглого постамента размещены скульптурные группы, изображающие делающую первые шаги, взрослеющую и победившую Германии в лице младенца, юноши и опытного воина. Ещё четыре скульптуры характеризуют личность Бисмарка. Это Атлант, Зигфрид, Сивилла и женская скульптура, олицетворяющая Германию.

Сейчас памятник находится в запущенном состоянии, его облицовка обветшала, а постамент сплошной лентой покрывают граффити.

Международный морской музей в Гамбурге

В Гамбурге работают несколько десятков музеев, но самым интересным является самый молодой из них – открытый в 2008 году Международный морской музей.

В бывшем пакгаузе (портовом складе) на 9 этажах разместились 9 экспозиций, которые в Морском музее называют палубами.

Часто в связи с основанием музея упоминают имя журналиста Петера Тамма, который пожертвовал музею свою огромную коллекцию моделей кораблей и судов. Однако моделям посвящена только одна 9-я палуба, их там 40 000 и плюс экспозиция, иллюстрирующая процесс производства классических моделей. Оказывается, модели в классическом масштабе 1: 1 250 это не только игрушки и объекты коллекционирования. Маленькие кораблики, которые адмиралы передвигают по своим картам, это тоже модели такого класса. И лётчики тренируются распознавать свои и вражеские корабли тоже на моделях 1: 1 250 – если поставить их на пол, с высоты среднего роста получится точная картина наблюдения с высоты 2 километра.

В других залах можно посмотреть коллекцию произведений искусства, связанных с морем, экспозиции, рассказывающие о морском рыболовстве, истории парусного флота, первых шагах мореплавания и современном состоянии кораблестроения. Больше всего посетителей привлекают палубы с выставками, рассказывающими о военно-морских флотах и службе на судах и кораблях.

Международный морской музей – самый дорогой в Гамбурге. Взрослый билет в него стоит 13 евро, а детский – 9 (в остальные музеи детей пускают бесплатно). Даже «Hamburg CARD» позволит сэкономить лишь 4 евро.

Чилехаус

«Дом Чили» – такое нехитрое, но благодарное название придумал для своего дома в Гамбурге немецкий бизнесмен Генри Сломан, сколотивший 60 млн. марок на поставках минеральных удобрений из Чили в Европу. В 1921 году он приобрёл на аукционе участок земли в квартале Конторахаусфиртель. То ли Сломан не обратил внимания на форму участка, то ли он купил, что оставалось, но достался ему участок в форме, отдалённо напоминающей треугольник.

Перед архитектором Фрицем Хёгером встала трудная задача – построить здание, которое вписалось бы в контуры участка, и при этом не вызывало бы у зрителей приступов смеха. Хёгер справился – построил здание неправильной формы со множеством острых углов, похожее на корабль. Сходству способствовали готические окна первого этажа и множество острых углов в силуэте. Здание получило широкую известность после того, как его сфотографировали спереди-слева фотографы братья Дрансфельды, поймавшие очень удачный ракурс.

Одновременно повторяя черты офисных зданий и складов и выделяясь своей формой, «Чилехаус» стал символом гамбургских деловых кругов. С 2015 года здание включено в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шпайхерштадт – «город складов»

После образования Германской империи в Гамбурге осознали, что заработок на таможенном оформлении грузов и прочие вкусности вольного города вот-вот станут достоянием истории. Отцы города выторговали у Берлина создание территории, которую сейчас назвали бы свободной экономической зоной.

Однако Бисмарк не для того создавал империю, чтобы тут же наплодить в ней вольных поселений и автономий. В Гамбурге разрешили вольную перевалку грузов, однако всего лишь на площади 600 000 м2 – слёзы для крупного портового города. Лица, приближённые к городским властям, получив разрешения, тут же бросились возводить многоэтажные склады, выходящие прямо на берег каналов – нельзя было терять ни сантиметра площади.

В результате образовалась Венеция по-немецки – ряды унылых готических кирпичных зданий на берегах каналов, то тут, то там украшенных башенками, колоколенками и другими архитектурными излишествами.

Парусник «Рикмер Рикмерс» и сухогруз «Кэп Сан Диего»

Оба судна считаются символами Гамбурга. Превращённые в музеи, они стоят чуть ниже Эльбской филармонии. «Рикмер Рикмерс» это один из последних коммерческих парусников в мире,

а сухогруз «Кэп Сан Диего» морально устарел с появлением в море контейнеровозов и крупнотоннажных балкеров.

В обоих музеях сейчас можно ознакомиться с работой и условиями жизни моряков.

Достопримечательности Гамбурга на карте

Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц

Добавить комментарий