Золотое кольцо России — Сергиев Посад
Сергиев Посад входит в восемь городов, составляющих самый известный туристический маршрут России – Золотое кольцо. Формально на карте этот населенный пункт появился 22 марта 1782 года. В этот день Екатерина II своим указом объединила слободы и сёла, расположенные в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, в единое поселение – Сергиевский Посад. Ну, а с исторической точки зрения достопримечательности Сергиева Посада гораздо старше.
В 1342 году монах Сергий, который впоследствии будет канонизирован под именем Сергия Радонежского, построил в месте слияния реки Кончуры и небольшого лесного ручья церковь и жилую келью. Вокруг Сергия начали селиться последователи, вскоре рядом с церковью возник монастырь. Авторитет Сергия был так велик, что в 1380 году именно его благословения в монастыре просил Дмитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву. Из монастыря Дмитрия сопровождали иноки-богатыри Пересвет и Ослябя.
Сергий Радонежский умер в 1392 году, но основанная им обитель не пришла в упадок, а приобрела важнейшее значение в жизни и власти, и простого народа. Монастырская братия участвовала в противостоянии монголо-татарам, польским оккупантам и Лжедмитриям, активно поддерживала Петра, тогда ещё просто Алексеевича, во внутриполитической борьбе. Соответственно, светские власти уделяли большое внимание развитию монастыря, в 1744 году ставшего лаврой.
В 1422 году был заложен Троицкий собор, в 1559 начато строительство Успенского, чуть ранее были возведены мощные стены. К концу XVI века Троицкий монастырь стал не просто крупнейшим, но и самым богатым в стране. Пётр I в благодарность за поддержку выстроил огромную Трапезную церковь, императрица Елизавета Петровна перевела в Сергиев Посад Духовную академию и повелела возвести огромную колокольню. Лавра стала местом захоронения многих знатных и выдающихся людей.
В советское время лавра была закрыта, монахи изгнаны, а колокола переплавлены. Но уже в 1930-е годы начались реставрационные работы, которые продолжались десятилетиями. Лавра как религиозная организация возобновила работу в 1946 году.
Город Сергиев Посад, одно время бывший Загорском, развивался почти исключительно как приложение к Лавре. Железную дорогу в город провели в 1845 году, а первые заводы в нём появились лишь в ХХ веке. Сейчас в городе проживает около 100 000 человек.
Добраться из Москвы в Сергиев Посад чрезвычайно просто. Преодолеть 60 км расстояния можно на электричке с Ярославского вокзала (176 рублей обычная, 250 экспресс). От ВДНХ каждые 15 минут отходят автобусы, билет на которые стоит 200 рублей. Время в пути составляет и там, и там около полутора часов, но автобус может задержаться в пробке. На автомобиле нужно ехать по Ярославскому шоссе.
Существует также туристическая тропа, которая называется «Дорога в Лавру». Это путь, которым с давних времён добирались в Сергиев Посад паломники, от нищих до императоров. По легенде, проложил тропу сам Сергий Радонежский. У дороги, длина которой составляет 120 км, есть свой сайт, с которого можно скачать подробную карту. Начинается «Дорога в Лавру» от стен Московского Кремля, проходит через различные столичные и подмосковные достопримечательности, в том числе село Радонеж. Те, кто прошёл её полностью, получают специальную грамоту.
Троице-Сергиева лавра – главная достопримечательность Сергиева Посада
Официальное название одной из главных святынь русского православия – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Это огромный комплекс культовых и светских зданий. Он включает в себя 10 церквей и соборов, два десятка подворий и скитов (часть расположена в других городах России), 10 мастерских, среди которых есть лазерная и звукозаписывающая студии, три гостиницы, издательство, несколько предприятий питания, а также стены, башни и служебные строения.
Основана Троице-Сергиева Лавра, как уже было сказано, в первой половине XIV столетия и с тех пор, за исключением небольших, по меркам истории, промежутков времени, непрерывно расширялась и развивалась. Средства Лавра получала от многочисленных – и часто очень щедрых – пожертвований, но и не только от них. Лавра была крупным торгово-промышленным предприятием. В начале XVII века ей принадлежали 17 тысяч крестьянских дворов – у царя Алексея Фёдоровича было меньше. В период, предшествовавший секуляризации (изъятию у церквей значительных ценностей при Екатерине II) обитель владела более чем 100 000 душ крепостных (считались только мужчины, семьи шли довеском).
Монахи разводили рыбу в ими же созданных прудах, выращивали фрукты в садах и оранжереях. Предприятия, принадлежавшие Лавре, вели активную внутреннюю и внешнюю торговлю. И выручка от всей этой деятельности отнюдь не шла на роскошную жизнь монахов или в кубышку. Лавра активно занималась благотворительностью и просвещением. Монахи помогали государству – в 1812 году, например, из средств Лавры государству на войну были переданы десятки тысяч рублей.
В итоге получилось, что на реконструкцию всего построенного, даже при активном содействии и финансировании государства, ушла вся вторая половина ХХ века, а некоторые работы продолжались и в XXI. Но в целом ансамбль Троице-Сергеевой Лавры полностью восстановлен. Любоваться им целиком хорошо со смотровой площадки под названием «Блинная гора», расположенной в Сергиевом Посаде на перекрёстке Сергиевской и Вознесенской улиц. От неё до Лавры менее километра. С площадки видны практически все значимые сооружения Лавры, над которыми возвышается громада колокольни. «Блинная гора» – это, скорее, не гора, а холм с довольно крутым подъёмом.
Вход на территорию Троице-Сергеевой Лавры и посещение храмов бесплатные, пожертвования добровольны. Можно заказать экскурсию. На группу в 6 и менее человек она будет стоить 1 500 рублей. Бесплатно фотографировать разрешено везде без попадания в кадр священников и монахов. Стоит учесть, что в выходные дни, особенно в хорошую погоду, в Лавре очень многолюдно, поэтому планировать посещение, если есть такая возможность, лучше в будний день.
Успенский собор
Успенский собор Троице-Сергеевой лавры – свидетельство укрепления и развития русского государства при Иване Грозном. В середине XVI столетия имевшиеся храмы стали тесноватыми для церемоний царской семьи. Высочайшим повелением в 1559 году заложили просторный пятиглавый, в традициях русских церквей, Успенский собор.
Архитектура собора одновременно и отдаёт дань русской архитектурной традиции, и символизирует развитие государства. Арки стен, узенькие окошки-бойницы, высоко вознесённые золочёные главы – архитектура Успенского собора Троице-Сергеевой лавры очень похожа на архитектуру Успенского собора в Московском Кремле, построенного на 80 лет раньше. И в тоже время крупные размеры собора, пояс с колоннами и хоры с галереей в три яруса подчёркивают – и государство со времён постройки Успенского собора в Кремле стало мощнее и богаче, и зодчие стали мастеровитее.
Отдельное уникальное достоинство храма – росписи стен и сводов в оттенках синего цвета. Они придают внутренним интерьерам собора просто нереальную высоту и лёгкость. Росписи были созданы в течение нескольких месяцев, тогда как великие мастера Средневековья создавали свои фрески годами. Впечатляют росписи куполов, на которых изображены Христос, Богородица, Господь Саваоф, Иисус Благословенный и Иоанн Предтеча.
Со временем вид Успенского собора несколько изменился. Изменения снаружи были косметическими, а вот внутри перемены были достаточно серьёзными. Угловые купола стали синими с вкраплениями звёзд, тогда как центральный покрыли позолоченной медью. В пятиярусном иконостасе насчитывается 75 икон, однако и иконостас, и большая часть икон появились в соборе гораздо позже времени постройки. Многие иконы поступили в Успенский собор из разорённых московских храмов. В 1940-е годы храм вообще находился под угрозой разрушения из-за грунтовых вод. Но в ходе реконструкции цокольный этаж был укреплён, а стены привели в порядок, в том числе и реставрировав фрески.
Троицкий собор
Самый древний храм Троице-Сергиевой Лавры был воздвигнут в честь Сергия Радонежского уже через считанные годы после его смерти, в начале XV столетия. Во время строительства собора в него были перенесены нетленные мощи Сергия Радонежского. Собственно, вокруг Троицкого собора и формировался нынешний архитектурный ансамбль Лавры.
Белокаменный собор с одним куполом относительно невелик, но создаёт впечатление мощи и великолепия. Внешний его вид хорошо передаёт сущность времени постройки – в те годы Русь всегда должна была быть готовой к отражению иноземных нашествий. Формы собора компактны, украшения лаконичны, двери и окна имеют минимальные размеры.
Внутри Троицкого собора, у южной стены, находится гробница Сергия Радонежского. Иконы в иконостасе традиционно расположены в пять ярусов. Их написала артель Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В частности, специально для Троицкого собора Рублёв написал знаменитую «Троицу». Сейчас, правда, оригинал иконы выставлен в Третьяковской галерее, в соборе находится копия.
Несмотря на то, что интерьер Троицкого собора непрерывно дополнялся и обновлялся, сейчас он выглядит настолько цельным, будто создан одним мастером. Позолота, лакированное дерево и светлые тона фресок гармонируют друг с другом. А из-за внимания, уделявшегося Троицкому собору сильными мира сего, каждый элемент отделки буквально дышит историей. Вот висит паникадило, подаренное Иваном Грозным, вот иконы, присланные Борисом Годуновым. Серебряную сень для гробницы преподобного Сергия повелела изготовить Анна Иоанновна, а дыра в двери южного притвора пробита польским ядром во время осады монастыря…
Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой и Михеевская церковь
Церковь Преподобного Сергия построили по повелению правивших в 1686 году совместно царей Иоанна и Петра. Этот храм выделяется в ансамбле Троице-Сергеевой Лавры размерами (это самое большое здание комплекса) и удивительной «шахматной» росписью наружных стен, имитирующей руст.
Церковь выполнена в модном в то время стиле нарышкинского, или московского барокко. Этот стиль подразумевает наличие массы мелких украшений: лепнины, затейливой резьбы, растительных орнаментов и т. п. Храм обрамляет галерея-гульбище, без которой не обходились старинные русские деревянные церкви.
Изначальное внутреннее убранство Трапезной церкви не сохранилось, его уничтожил пожар 1746 года, из-за которого храм получил нынешнюю оригинальную железную крышу. Историю строительства храма можно узнать из резьбы с обеих сторон входа. Богатство внутренней отделки и иконостаса даёт фору большинству славящихся своей пышностью католических храмов. А обеспечили это богатство всего несколько слов из указа Екатерины II. В нём «матушка» повелела посеребрить, позолотить или иным способом оживить убранство храма.
Иконостас церкви преподобного Сергия не сохранился. Сейчас в храме установлен иконостас XVII века работы Симеона Холмогорца, расписавшего Оружейную палату в Кремле. Этот иконостас ранее находился в Церкви Николая Чудотворца на Ильинке.
Выделяется этот храм и с точки зрения техники строительства. Трапезная палата (её отделяют от собственно храма красивые кованые ворота) считается самым большим (510 кв. м.) бесстолпным помещением в России.
В Трапезной палате проходили несколько Поместных и Архиерейских соборов.
Рядом с Трапезной палатой находится самая маленькая и, наверное, самая малоизвестная церковь Троице-Сергиевой Лавры – Михеевская церковь.
Монах Михей умер в 1385 году, он был учеником и соратником преподобного Сергия и после смерти канонизирован. Церковь построена в 1730 году на месте захоронения Святого Михея и ее полное название – церковь Явления Пресвятой Богородицы со Святыми Апостолами святому преподобному отцу Сергию, при котором сподобился быть ученик его преподобный Михей. Фасад церкви украшен нарядными узорами и образами ангелов. Внутри находятся миниатюрный резной иконостас XVIII века и рака с изображением святого Михея, стены расписаны в XIX веке масляной росписью.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Надвратный храм встречает и провожает всех посетителей Троице-Сергиевой Лавры. Он освящён в 1699 году в честь небесного покровителя тогдашнего соправителя России Иоанна Алексеевича, брата Петра I.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи двухъярусная. Нижний уровень – это вход на территорию Лавры, верхний – храм. Стены церкви украшены белокаменной узорчатой кладкой и росписью «в шахмат».
История Надвратной церкви повторяет историю церкви Преподобного Сергия – пожар в 1746 году и пышная реконструкция при Екатерине. Но есть одно отличие – в этом храме все работы по восстановлению и обновлению выполняли местные мастера. Лаврские иконописцы создали новый иконостас. Храм пережил несколько реконструкций, и если первоначально интерьеры напоминали роспись Трапезной церкви, то впоследствии акцент был смещён в сторону масляной живописи.
Духовская церковь
Храм Сошествия Святого Духа – второй по древности в Торице-Сергеевой Лавре. Его построили в 1476 – 1477 годах по повелению Ивана III. Духовская церковь похожа на Троицкий собор, но эту схожесть трудно уловить из-за того, что круглая звонница расположена по центру крыши здания. Это сильно отличает её силуэт.
Внутри церковь была оформлена весьма скромно. Росписи появились только в XVII веке. Иконостас из розового дерева появился ещё двумя столетиями позже. Известен храм не особенностями архитектуры и отделки, а тем, что в нём похоронены или хранятся мощи нескольких выдающихся деятелей церкви.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
На месте этой церкви до середины XVIII века стояла поварня, на стене которой была вырезана икона Смоленской Божьей Матери. Одному из монастырских псаломщиков, у которого были иссушены руки, икона привиделась во сне. Проснувшись, он обнаружил, что исцелился. Молва об исцелении дошла до императрицы Анны, повелевшей переделать поварню в церковь. Однако здание было ветхим, и в 1745 – 1748 годах на его месте построили новую церковь. В ней находится копия каменной настенной иконы – оригинал передан в музей.
Это единственный в Лавре храм, имеющий круглую форму. Оформлен он в стиле елизаветинского барокко и окружён портиками. Внутри – масляная настенная живопись и иконостас, который был привезён из московского храма Параскевы Пятницы.
Колокольня Троице-Сергиевой лавры
Колокольня высотой 88 метров закономерно является архитектурной доминантой не только Троице-Сергиевой Лавры, но и всей окружающей местности. Построена она была в 1741 – 1770 годах. Колокольня на этом месте стояла и раньше, но новые высокие храмы стали возвышаться над ней, поэтому Священный Синод приказал построить новую звонницу.
Первый архитектор И. Ф. Мичурин спроектировал колокольню трехъярусной, но сменивший его Дмитрий Ухтомский предложил добавить ещё один ярус. В результате получилась самая высокая звонница в России.
Мастер Иван Кобылин Большой изготовил башенные часы, другие мастера отлили 42 колокола. Самыми знаменитыми были Царь-колокол (не путать с московским!) весом 65 тонн, и Годуновский, отлитый по приказу царя и весивший 30 тонн.
Черниговский скит
Черниговский скит находится за территорией Лавры, но считается её подворьем. Словом «скит» первоначально называли пустыню, но потом его стали использовать и для мест особого, безмолвного уединения в монастырях.
Черниговский скит представляет собой комплекс из пещерных храмов, наземного пятиглавого храма, колокольни и длинного, похожего на стену, келейного корпуса.
Все здания красного цвета с белой отделкой, они выдержаны в едином архитектурном стиле. Стоит Черниговский скит на живописном берегу обширного пруда.
Музейный комплекс «Конный двор»
«Конный двор» расположен рядом с Лаврой, но является частью историко-художественного музея.
Его название выбрано не слишком удачно – в зданиях действительно располагались монастырские лошади (их число доходило до 700) и конюхи. Но экспозиция музея посвящена не лошадям, а истории, декоративно-прикладному искусству жителей Сергиева Посада и окрестностей, а также народному творчеству крестьян и горожан. Билет в «Конный двор» стоит 100 рублей.
Музей-заповедник «Абрамцево»
«Абрамцево» - типичная для Средней полосы России богатая помещичья усадьба, построенная в XVIII веке – русский деревянный классицизм, садово-парковое искусство, хозяйственные постройки и прочие причитающиеся конюшни, двухэтажные гостевые дома и отдельное здание кухни.
Интересен музей-заповедник, прежде всего, бывавшими в нём людьми. В период владения семьёй Аксаковых (1843 – 1870) в Абрамцево приезжали И. Тургенев, Ф. Тютчев, не очень известный сейчас, но крайне популярный в XIX веке Михаил Загоскин, а у Гоголя так и вовсе была в усадьбе своя комната. Позже, с 1870 года, к Савве Мамонтову, купившему усадьбу, приезжал весь цвет русской живописи, от Репина до Коровина.
Сейчас в музейном комплексе, занимающем 50 гектаров, размещены более 20 000 экспонатов, связанных с владельцами и посетителями усадьбы. Они разбиты на 6 тематических экспозиций, расположенных в разных зданиях. Билеты в экспозиции продаются отдельно и стоят от 70 до 200 рублей. Комплексный билет стоит 500 рублей. За посещение парка нужно отдельно заплатить 60 рублей.
Источник преподобного Саввы Сторожевского
Савва Сторожевский был учеником и соратником Сергия Радонежского. Он долгое время жил в Троице-Сергиевом монастыре, а потом основал свой, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
Источник бьёт из земли практически прямо за стеной Лавры. Рядом стоит часовня. Территория вокруг источника оборудована раздевалками и купелями – можно не только набрать целебной воды, но и искупаться в ней. Рядом с источником работают киоски, в которых продаются рубашки для купания, полотенца и сувенирная продукция.
Пустынь Святого Параклита
Пустынь Святого Параклита находится в 6 км от Лавры в селе Смена. Основана обитель для жаждущих молчаливого уединения монахов в 1858 году. Сначала здесь стояли только кельи, затем была построена двухэтажная каменная церковь.
Сейчас Пустынь Святого Параклита является действующим храмом Троице-Сергиевой Лавры.
Гремячий ключ
Гремячий ключ – самый высокий водопад в Московской области. Он находится примерно в 15 км от Сергиева Посада, около деревни Взгляднево.
Высота водопада – 20 метров. По легенде, вода появилась после молитвы Сергия Радонежского. Она проходит через многослойный известняк, обогащена радоном и считается целебной. Круглый год её температура составляет 6°С.
Возле ключа построен Храм 40 Севастийских Мучеников – подворье Троице-Сергиевой Лавры, в нём проходят службы.
Остальная территория оборудована для туристов: есть купели, раздевалки, домики для проживания и кафе-трапезная.
Достопримечательности Сергиева Посада на карте
Статьи о городах Золотого Кольца России: Ярославль, Владимир, Суздаль, Углич, Кострома, Ростов Великий, Переславль-Залесский.
Отели Сергиева Посада