Музей — заповедник Гатчина
Миллионы туристов ежегодно посещают знаменитые пригороды Северной столицы Петергоф, Пушкин, Павловск, восторгаясь величественной красотой дворцово-парковых ансамблей. Но есть и в Ленинградской области места, не менее значимые и богатые архитектурными, скульптурными и ландшафтными шедеврами. Например, музей-заповедник Гатчина. Здесь была одна из наиболее любимых резиденций нескольких поколений династии Романовых. Село Хотчино, название которого со временем трансформировалось в Гатчину, находилось на ижорских землях, права на которые многие десятилетия оспаривались Россией и Швецией. По Столбовскому мирному договору в 1617 г. они были переданы шведам, но почти век спустя во время Северной войны их вернул в русское владение Петр I.
Гатчинская мыза пристального внимания к себе царственных особ не привлекала вплоть до 1765 года, когда Екатерина II подарила ее своему фавориту – Григорию Орлову. Граф по достоинству оценил находящиеся здесь охотничьи угодья и начал строить усадьбу.
Возводить дворец было поручено итальянскому архитектору А. Ринальди. Почти полтора десятилетия длилось строительство, и в 1781 году Гатчинский дворец был торжественно открыт. Он напоминал своим обликом итальянское палаццо: Центральный корпус был 3-этажным, его украшали 2 пятигранные башни, одна была оборудована часами, другая – громоотводом. Дугообразные галереи вели к 1-этажным служебным корпусам (Кухонному и Арсенальному каре), прямоугольным по форме со внутренними двориками и восьмигранными башенками по краям.
Однако граф Орлов недолго наслаждался великолепием своей новой резиденции, в 1783 году он умер. Безутешная императрица Екатерина II выкупила Гатчину у наследников покойного и подарила ее своему нелюбимому сыну, наследнику престола Павлу Петровичу. С той поры дворец претерпел несколько перестроек.
Павел внес изменения в интерьеры, построил во дворе большой плац для проведения войсковых смотров. Окончательный же облик, дошедший до нынешних времен, Гатчинский замок, как его иногда называли, обрел во времена Николая I. Была увеличена этажность, полностью перестроены Кухонное и Арсенальное каре, где разместили парадные залы и апартаменты императорской семьи. В Центральном корпусе был выполнен капитальный ремонт, но покои своего отца Павла I император Николай I велел сохранить в неизменном виде.
Одновременно со строительством дворца создавался и Гатчинский парк. Садовые художники по достоинству оценили особенности местного ландшафта, сумев органично вписать европейские образы в суровую северную природу.
Еще при жизни графа Орлова начались работы по изменению лесного массива и посадке пород деревьев, нехарактерных для данной местности. Были завезены тысячи кленов, плакучих ив, лиственниц, дубов, причем не саженцев, а уже вполне взрослых растений. Вносились изменения в рельеф местности, углублялись и расширялись озера, были созданы несколько искусственных островов.
Наибольшее развитие Гатчинский парк получил в «павловский» период. В это время продолжились масштабные посадки деревьев (одних лип было завезено более 16 тысяч), проводилась перепланировка местности и возводились парковые сооружения. Впоследствии, после смерти Павла I, в Дворцовом парке нового почти ничего не построили, а поддерживали в хорошем состоянии имеющееся и реставрировали обветшавшее.
Из «орловского» периода до настоящего времени сохранились лишь несколько парковых сооружений: колонна Орла, Чесменский обелиск и грот «Эхо». Первое представляет собой четырехгранный пьедестал, на котором установлена колонна с геральдическим мраморным орлом на вершине.
Чесменский обелиск – тоже родовой памятник семейства Орловых, установленный в честь победы над турками при Чесме. В том памятном сражении брат Григория Алексей командовал российской морской эскадрой, ему и посвящен этот обелиск.
Также при первом хозяине Гатчинского дворца был построен подземный ход, по которому гостей прямо из Парадных залов водили к Серебряному озеру. Однако сначала они попадали в гулкий коридор, облицованный известняком и освещенный окнами в сводах. Акустика в этом месте была настолько хороша, что эхо повторялось 4 раза. Отсюда и пошло название выхода к Серебряному озеру – грот «Эхо».
Одним из первых сооружений «павловского» периода стал Березовый домик. Это оригинальное строение снаружи выглядело, как гигантская березовая поленница, словно заготовленная рачительными хозяева на зиму. Однако внутри роскошный интерьер с золоченой лепниной, росписью, зеркалами повергал в изумление зашедших на отдых путников, гуляющих по парку. Позднее Березовый домик закрыл собой портал «Маска», построенный из пудостского камня.
В 90-е годы XVIII века гатчинский пейзажный парк активно застраивается. Появляется обязательное для загородных царских резиденций строение – Адмиралтейство, где хранились парусные суда и прогулочные лодки. Для спуска на воду этого флота перед зданием был вырыт овальный пруд, из которого через протоку суда шли на Белое озеро. Там проходили «потешные» баталии, в которых принимали участие оснащенные пушками яхта «Миролюб» и фрегат «Эмпренабль».
Недалеко от Адмиралтейства были построены одноименные ворота, которые стали служить парадным входом в Дворцовый парк со стороны города.
Это монументальное сооружение в виде спаренных колонн на пьедестале и с треугольным фронтоном наверху напоминает античную триумфальную арку.
Появившийся в результате прорытия канала вдоль берега Белого озера искусственный остров получил романтическое название – остров Любви. Его подлинной жемчужиной стал Павильон Венеры, прообраз которого Павел Петрович увидел во время своего путешествия по Европе. За 2 года павильон, состоящий из вестибюля и зала, украшенного зеркалами и фонтанами, был построен и стал излюбленным местом отдыха гостей Гатчинского парка.
Также на одном из островов Белого озера возвели Павильон Орла, который визуально соединился при помощи просеки с построенной ранее одноименной колонной.
Развивает император Павел и сам парк. В его северо-западной части разбивается регулярный сад, названный Сильвия и ставший позднее самостоятельным парком. Его прообраз Павел увидел также во время путешествия во Францию.
Облагораживается территория вокруг дворца. Бьющий из земли родник берется в гранитную оправу оригинальной формы, в результате чего получается Восьмигранный колодец. На месте глубокого оврага выкапывается Карпин пруд в виде кувшина, а грунт используется при разбивке регулярных голландских садов: Верхнего и Нижнего.
Вблизи дворца в лучших традициях регулярных европейских парков создается Собственный сад. Его главной достопримечательностью является скульптурная группа, в центре которой стоит богиня Флора в окружении сатиров обоих полов.
На территории Гатчинского парка создаются пейзажные лабиринты - Лесной и Водный. Первый выполнен в виде сети аллей, проходящих через лесную чащу и приводящих к небольшому холму, с которого открывается превосходный вид на Водный лабиринт.
Водный лабиринт – уходящая глубоко в сушу часть Белого озера, где расположены 4 маленьких рукотворных острова. Через протоки, отделяющих их от «материка», построены 3 ажурных мостика.
Архитектурный облик Гатчинского парка органично дополняют мосты. Романтично смотрится Горбатый мост, перекинутый через протоку, соединяющую Белое и Серебряное озера. Он выполнен в виде двух береговых устоев и соединяющего их арочного пролета, каждая из этих частей моста представляет собой видовую террасу.
Обособленно, в отдельном парке находится Приоратский дворец.
Фотографии и другие изображения этого уникального строения являются легко узнаваемой визитной карточкой музея-заповедника Гатчина. Приоратский дворец был построен по уникальной землебитной технологии, стилизован под средневековый католический монастырь и предназначался для Мальтийского ордена, великим магистром которого был император Павел.
«Российский Гамлет», как иногда называют Павла I, любил Гатчину, здесь он чувствовал себя защищенным от ледяного холода, исходившего от матери, от неприкрытых усмешек и неприязни ее окружения. И стоит он теперь, отлитый из бронзы, на плацу, опираясь на трость, в задумчивости глядя на свой любимый дворец.